Привет из 90-х. Почему российских игроков в НХЛ станет больше
Когда в апреле Никита Сошников подписывал контракт с «Торонто», мало кто мог предположить, что он станет первой ласточкой самой крупной миграции российских хоккеистов за океан за последние лет десять. Причем этот временной отрезок легко может увеличиться вдвое — летом нас могут ожидать еще несколько любопытных переходов.
Для многих число представителей той или иной страны в НХЛ является самым очевидным показателем успеха или, наоборот, проблем в местном хоккее. Любое громкое поражение — и мы в очередной раз сетуем на недостаток защитников, центрфорвардов или кого еще, а уважаемые чиновники из федерации начинают бить тревогу — в КХЛ, мол, уровень не тот, а из
Отчасти это правда — в последние несколько сезонов из заокеанского десанта российская сборная смогла бы собрать лишь одну полную команду плюс несколько запасных. Многие запаниковали: неужто сойдет со сцены поколение Малкина-Овечкина, и мы опустимся на уровень Швейцарии или Словакии, если не хуже? Но, похоже, дно уже было достигнуто — если в мировой геополитике не случится ничего экстраординарного, то показатель сезона-2012/13 в 29 российских хоккеистов, проведших хотя бы один матч в регулярном сезоне НХЛ, так и окажется в ближайшие годы худшим и непревзойденным. К счастью. Но как же так вышло изначально? Как получилось, что отечественный хоккей на
Всего, не считая первопроходца Виктора Нечаева, советского хоккеиста, который сыграл в НХЛ еще в сезоне 1982/83, в лучшей лиге планеты успели отличиться 205 человек. Каждый из них хотя бы по разу вышел на лед в матче НХ
Динамика изменения числа русских энхаэловцев известна, подозреваю, почти каждому болельщику. Резкий рост в 90-е, достижение пика на стыке веков и постепенное падение вплоть до уровня последних лет, половинчатого от рекордного результата — 72 игрока в сезоне-2000/01. Но как и почему это все происходило, ответит не каждый.
Надо не забывать про одну важную вещь — численные показатели не должны затмевать для нас качественное наполнение. Чем выше было общее количество игроков, тем больше среди них было молодых хоккеистов, тех, кто находился на грани между основной командой и фарм-клубом, — и соответственно, за сезон в НХЛ они успевали провести небольшое число игр (см. график выше). В самом же начале миграции в НХЛ ехали уже сложившиеся звезды (Фетисов, Ларионов) либо топ-проспекты (Буре, Федоров) — правда, и многим приличным по советским меркам спортсменам пришлось вкусить радости низших американских лиг.
Показательно, что наименьший отрыв между всеми энхаэловцами и постоянными игроками основы образовался в «худший» сезон два года назад — если непрерывно падает число игроков, значит нет большого количества новичков, а все опытные хоккеисты уже надежно обосновались в своих клубах. Чем больше разрыв между двумя линиями подобного графика — тем больше проспектов в этот момент пытаются пробиться в НХЛ.
В начале 90-х заокеанская лига раскрывалась перед российским хоккеем с огромной скоростью — то, что игроки прибывали в Северную Америку десятками, совсем не фигура речи и не преувеличение. В сезоне 92/93 в НХЛ дебютировали 22 наших спортсмена — такой результат вряд ли когда-нибудь будет превзойден. Правда, стоит учитывать, что это были игроки совершенно разного возраста — от опытных Прохорова и Борщевского до совсем юных Каспарайтиса и Ковалева.
Новички новичкам рознь —
Последние сезоны на этом графике не дают важных данных — новички тех годов просто физически не могли провести больше лет в НХЛ, чем там сыграли с момента своего дебюта. А вот существенная разница между уехавшими в начале 90-х и уехавшими в последующие лет десять заметна — при этом среди первопроходцев было много ветеранов за тридцать, кому уже оставалось провести в большом хоккее всего несколько лет.
Рекордным в данной номинации оказался сезон-1994/95 — тогда в НХЛ в один год дебютировали Гончар, Валерий Буре, Брылин, Николишин, Хабибулин, Виктор Козлов и Твердовский. Топовый голкипер, первая пара защитников, неплохое звено и оборонительный форвард в придачу. К сожалению, все возможности того времени были бездарно растрачены — ни на одном крупном турнире российская сборная не сыграла в идеальном составе, а на чемпионаты мира и вовсе приезжали единицы из числа крупнейших звезд своего времени.
Доминирование же в НХЛ отдельных российских хоккеистов — Малкина и Овечкина — уже в нулевые совпало с самым неудачным периодом дебюта новых игроков. В сезоне-2007/08, например, сыграло всего три новичка — Илья Зубов, Александр Никулин и Денис Толпеко. Негусто, не правда ли? А момент откровенного провала целого поколения (об этом более подробно читайте ниже) настиг нас одновременно с завершением карьеры целого ряда серьезных мастеров.
И вот один из самых важных графиков. Небольшое пояснение: указывается число игроков, сыгравших свой последний матч в НХЛ (речь идет именно о завершении на данный момент энхаэловской карьеры, а не, скажем, годовом отъезде домой) перед или во время того или иного сезона, то есть условный Ковальчук тут попадает под отметку сезона-2013/14. А важен график почему — он практически в ноль уничтожает утверждение, что в недостатке россиян в НХЛ виновато создание Континентальной лиги. По факту — оформление суперлиги в более организационно серьезный турнир лишь подвело черту под процессом, проходившим уже не первый год.
Точкой разделения стал локаут 2004 года — на всех графиках его по понятным причинам нет, но не упомянуть его было бы большой ошибкой. До него если российские звезды и покидали НХЛ — то уже оставляя всю свою хоккейную карьеру позади. Локаутный год в России пусть и стал большим испытанием в жизни некоторых иностранцев, но нашим игрокам показал — определенный этап карьеры можно провести и в родной стране. К моменту создания КХЛ те, кто стартовал еще в начале-середине девяностых, уже пришли к концу своего хоккейного пути. Не было бы в России приличной лиги и подходящих условий — те же Зубов, Федоров или Вячеслав Козлов, скорее всего, завершили бы свои выступления на год-два раньше.
Теперь пора перейти от констатации фактов к причинам изменений. Все достаточно банально — есть сильные и слабые поколения, урожайные и неурожайные года. В хоккее, в отличие от того же футбола, влияние после 17–18 лет на развитие спортсмена не так сильно может выправить или ухудшить ситуацию. В подавляющем большинстве случаев те, кто в молодежном хоккее выбивают сотню очков за сезон, становятся звездами и во взрослом спорте. Попробуйте составить списки лучших футболистов-юниоров или посмотрите на те, что были лет пять-десять назад — редко они сходятся с реальным положением вещей. Тем более футбольный мир гораздо шире — уследить за всеми и всех пронумеровать невозможно.
В хоккее все проще — иногда за несколько лет заранее можно предсказать, будет тот или иной год рождения плодовитым или нет. Взять тот же российский 1995 год — специалисты говорили о нем уже давно. Точность этой науки, конечно, не стопроцентна, без исключений не обойтись. Но в этом случае они действительно подтверждают правило.
Результаты на графике выше весьма наглядны. Разумеется, кроме 60-х годов рождения — далеко не все возрастные хоккеисты решились поехать в НХЛ на подходе к 30 годам или после них. Взять тех же Быкова с Хомутовым — понятно, что они внесли вклад в успехи отечественного хоккея в разы больше, чем 90% поигравших в НХЛ россиян. 70-е годы рождения стали своеобразным рубежом — в начале 90-х многим двадцатилетним игрокам, в отличие от старших товарищей, уже гораздо проще было решиться отправиться за океан.
Понятно, что эта статистика знает о российском хоккее не все — Мозякин, Зарипов, Шипачев и еще как минимум пара десятков отличных мастеров ей учтены быть не могут. Тем не менее выводы сделать из нее возможно. Первая половина 70-х (1970–1975 г. р.) — один из самых успешных по плодовитости периодов рождения будущих российских звезд. Даже немногочисленный 1973 г. р. тут не бедный родственник. Знаете, кто эти четыре энхаэловца, родившиеся в этом году? Хабибулин, Николишин, Ковалев и Яшин! Выражаясь биатлонным сленгом, все попадания в яблочко.
По факту, из одной этой шестилетки можно набрать приличную сборную, которая была бы конкурентоспособна на уровне вплоть до олимпийского. Судите сами:
Вратари: Хабибулин, Набоков
Защитники: Зубов, Юшкевич, Каспарайтис,
Нападающие: Жамнов, Коваленко,
На бумаге эта сборная если и уступает нынешнему оптимальному варианту российской команды, то только глубиной атаки — и то это настолько спорное утверждение, что его можно критиковать, перетерев эту тему до дыр. А вот при сравнении защитных линий даже объяснять, кто сильнее, не стоит — впрочем, лишний раз о плохом вспоминать не хочется. Вопрос не в том, кто бы победил, сыграй эти гипотетические команды на пике своей карьеры реальный матч. Дело в другом — в шесть лет уместилось не меньше талантов, чем в 15–17 мини-поколений нынешнего российского хоккея, если считать от Дацюка до Ничушкина.
На этом графике к энхаэловцам добавлены хоккеисты, до главной североамериканской лиги не добравшиеся — те, кто играл в АХЛ и IHL(International hockey league). До 2001 года ИХЛ была альтернативной АХЛ фарм-лигой очень приличного уровня, поэтому в отличие от еще более низших лиг типа ECHL не учесть ее в статистике было нельзя. В ИХЛ в свое время поиграли Вячеслав Буцаев, Кривокрасов, Квартальнов, Назаров, Хабибулин. Если сравнить два графика, соотношения между пробившимися в НХЛ и всеми попытавшим счастья за океаном хоккеистами в разные годы меняются, но в целом стремятся к показателю 2:3. Всего в НХЛ, напомню, сыграло 205 российских игроков, а вместе с ахээловцами и ихаэловцами их было 308 человек.
Вернемся к урожайности годов. После сверхуспешной первой половины 70-х прошла их средненькая вторая часть, такое же непримечательное начало 80-х, а затем был настоящий взрыв — не случайно именно сборная 1983 г. р. последняя в российской истории, кто выигрывал и молодежный, и юниорский чемпионаты мира. А золото на МЧМ некоторые игроки успели завоевать даже дважды. К сожалению, потенциально спасительный для взрослой национальной команды коллектив всех надежд не оправдал. Свой талант реализовал, и то не до конца, лишь лидер той сборной — Илья Ковальчук. А вот Чистов, Григоренко, Кайгородов, Кольцов и еще несколько хоккеистов явно могли претендовать на большее.
Реальный провал же произошел сразу после — если брать следующие шесть лет (1984–1989 г. р.) в целом, даже включая удачнейший 1986 год (Малкин, Радулов, Кулемин, Емелин), то картина откровенно безрадостная: на четыре из этих шести годов (кроме 1986-го и 1988-го) пришлось всего десять(!) российских энхаловцев. Четверо из которых — это Толпеко, Ил. Зубов, Зубарев и Майоров. Да, вы будете правы, когда скажете, что называть неудачным поколением, давшее нам Овечкина и Малкина — двух ярчайших звезд мирового хоккея последнего десятилетия, — это
Однако можно ли оценивать успешность хоккея в стране по нескольким, пусть и великим спортсменам? Канадский хоккей лучший в мире не потому, что там есть Кросби, Стэмкос или Таварес. А потому что помимо них каждый год кленовый клондайк выпускает по 10–15 хоккеистов мирового уровня.
Наладить производство гениев нельзя — никакая школа не сделает игрока Дацюком или Ковальчуком. Поэтому количественный момент здесь тоже важен — долгожданный приезд кумира вашингтонских болельщиков не поможет, если столько лет в стране не появлялось достойных защитников или центрфорвардов. Почему этот провал случился — ответы можно находить в разных сферах жизни. Возможно, выдохся запас советской тренерской школы, а, вероятно, просто это было самое неудачное время: игроки этого возраста начинали свою карьеру в 90-е годы. Немного иной подсчет успешности поколений можно вести благодаря драфтам. Тут есть элемент некоторой неточности — не всегда даже сильный хоккеист выбирался в год его 18-летия, особенно часто это было в еще советский период первых отечественных энхаэловцев.
Некоторые звездные игроки выбирались в последних раундах,
Незадрафтованных вовсе хоккеистов, поигравших затем в НХЛ, в российской истории не так много, если не сказать единицы. Александр Бойков (не путать с полным тезкой — экспертом КХЛ ТВ), Толпеко, Антон Белов, Бобровский да дебютанты последнего сезона Макаров с Тарасовым — вот и все счастливчики. Поэтому драфты дают почти что полную картину и даже больше — в них учтены не только энхаэловцы и игроки низших лиг, но и те, кто за океан поехать так и не рискнул.
Всего за всю историю было выбрано 552 российских хоккеиста — с почетного третьего места после канадцев и американцев несколько лет назад нас сбросили шведы. Сразу заметны на графике две положительных тенденции — в начале и конце девяностых годов. Первая абсолютно объяснима — русские наконец получили возможность играть в Америке, и оставшихся звезд советской Высшей лиги расхватывали как горячие пирожки. Что же касается второй…
Вообще, числом задрафтованных перед обычными болельщиками демагоги от хоккея любят манипулировать, как Иван Сусанин знанием нужного пути перед поляками. Мол, смотрите, более сорока человека выбирали — российский хоккей был на подъеме! А сейчас меньше десяти сколько лет — и мы, значит, на грани краха. Отчасти это, конечно, верно, но только отчасти.
Взгляните на следующий график. На нем помимо общего числа указаны те хоккеисты, которые пробились или пытались пробиться в НХЛ, поехав за океан, а также те, кто отыграл приличное число матчей — 200 (начиная с сезона-2008/09 — 150, 2011/12 —100). Посмотрим, как количество хотело воплотиться в качество и как реально воплотилось.
Что же мы видим? Второй позитивный тренд был скорее модой на русских игроков, чем реальным отображением их силы на тот момент времени. Из пяти самых «русских» драфтов (1999–2003), где было выбрано 173(!) человека, мы получили всего лишь 12 хоккеистов, отыгравших за карьеру в НХЛ более 200 матчей — что тоже, сами понимаете, лишь относительный показатель высокого мастерства. Стык тысячелетий запомнился самыми оглушительными российскими провалами в истории драфта, и что еще более печально, самыми массовыми. Сейчас каждый первораундник в отечественном хоккее на особом счету, а вот что было тогда…
Просто список фамилий: Швидкий, Сафронов, Кулешов, Алексеев, Воробьев, Смирнов, Якубов, Крюков, Князев — вы уверены, что знаете всех этих хоккеистов? А все они в разные годы попадали в первую тридцатку драфта. Русских игроков брали все подряд, брали высоко как топ-проспектов команды, но большого успеха это ни клубам, ни российскому хоккею не принесло. Апофеозом стал драфт 2003 года, когда из 30 выбранных спортсменов лишь трое доехало до Северной Америки, а в НХЛ пробился и вовсе один — Николай Жердев. Видимо, в этот момент североамериканские менеджеры плюнули на русскую моду, тем более что и выбор откровенно иссяк — о нелучшем поколении второй половины 80-х уже говорилось ранее.
Через тему драфта мы возвращаемся к тому, с чего начинали — событий последних дней и недель. 2015 год может стать поворотным в российском хоккее, примерно как локаутный сезон 11 лет назад — только в обратную сторону. Сейчас, как и тогда, наложились два важных процесса — если в середине нулевых массовое возвращение опытных игроков на родину совпало с кризисом в молодежном хоккее, то ныне оба тренда развернулись в обратную сторону.
Но ведь число задрафтованных реально выросло лишь в прошлом году — о каком прогрессе детско-юношеского спорта идет речь? Однако применительно к драфту появление КХЛ сыграло свою роль. Пресловутый «русский фактор» реально работает — в девяти случаях из десяти, чтобы клуб НХЛ выбрал россиянина, последний должен либо быть фантастически талантлив, либо играть в канадских юниорских лигах, а еще лучше — все вышесказанное вместе. Неслучайно, что из небольшого списка незадрафтованных энхаэловцев двое — Тарасов и Макаров — новички последнего сезона. На стыке веков их бы с радостью ухватили где-нибудь во втором-третьем раунде, но сейчас никто не хочет рисковать ради средних игроков пиком — Радулов-гейт в ближайшие лет десять вряд ли
Поэтому если в предкэхаэловские времена маленькое число россиян на драфте было оправдано и заслужено, то сейчас россияне, скорее, выделяются среди общей массы действительно топовых проспектов. Но это не значит, что остальным россиянам в НХЛ вход закрыт — просто жертвовать драфт-пиком менеджерам уже не с руки. Неслучайно сразу после МЧМ в многие скаутские списки попали Гавриков, Юдин, Лещенко, Шаров и Пайгин — их драфт прошел еще год или даже два назад, но тогда их реально никто не рассматривал — от русских игроков, чтоб их приметили сейчас, требуется нечто большее, чем чистый талант.
Все упоминаемые игроки 1995 года рождения — вероятно, самого талантливого поколения за последнее десятилетие. Ничушкин и Задоров в НХЛ уже успели навести шороху, но на них список потенциальных энхаэловцев только открывается. Ближайшие года два-три — невероятно интересное время для российского болельщика, разом в драку за место в составе устремляется целая банда русского молодняка.
Барбашев, Зыков, Голдобин, Щербак, Толчинский, Валиев — у всех этих парней есть реальный шанс увеличить российское представительство в НХЛ уже в следующем сезоне. Наверняка к ним присоединится Ткачев, а через год и Павел Бучневич — от последнего мы ждем не просто занятого места в составе «Рейнджерс». 1996-й и 1997-й не так хороши, как 95-й, но ситуации, когда от одного года вырастает всего пара-тройка приличных хоккеистов, уже точно осталась в прошлом.
Если число мегапроспектов в этом поколении не так велико, то необходимый количественный прирост действительно произошел. Кого за это благодарить — улучшившиеся экономику и демографию или строящую катки федерацию, сказать сложно. Есть ощущение, что успех прежде всего на совести клубных школ — неслучайно на ярмарке юниоров КХЛ такие команды, как «Ак Барс», «Локомотив» и «Трактор», защитили с одного года больше десяти воспитанников. Не зря вспомнили драфт-ярмарку — уже через год этих парней 1998 года рождения, пока доминирующих в юниорском хоккее на уровне сборных, будут выбирать уже в НХЛ. И поверьте, одним десятком российских спортсменов там точно не ограничатся.
Но это лишь одна сторона процесса. Другая — разворачивается на наших глазах. Кто мог еще год назад представить, что прежде не упоминавшийся в североамериканских скаутских сводках Сошников, не успевший в КХЛ получить хотя бы один серьезный контракт, рванет в «Торонто»? Или что капитан «Авангарда» Калинин отправится в «Девилс»? Если ситуацию с Панариным и даже Плотниковым можно было предсказать, то «демарш» Медведева не укладывается в рамки привычного нам мира. Евгений всю жизнь отыграл в России и поехал в 33 года
И ведь Медведев не единственный — еще один уважаемый ветеран, чья фамилия повергла бы вас в шок, уже сейчас ведет переговоры с североамериканскими клубами. А из игроков помоложе можно формировать целую команду — я пока не назвал фамилии Каменева, Петрова, Слепышева и Бурмистрова, под вопросом Тихонов и Прохоркин, вероятно, через год отправится в НХЛ Зайцев. А иных сюрпризов можно ожидать сегодня от кого угодно.
За океан собрались хоккеисты разных возрастов — тенденция возвращений в КХЛ, вероятно, окончательно переломилась. Бессмысленно спорить, что явилось причиной. Финансовая ситуация и общее положение в КХЛ пусть и далеки от реального кризиса, но угроза стабильности как бы намекает хоккеистам — ехать за океан самое время. А отъезд одних провоцирует других, как бы ни разнились случаи — тренд отъезда в канадские юниорские лиги тоже формировались с единичных игроков.
К чему же все это вышесказанное? За последние несколько абзацев я назвал не один десяток фамилий. Все эти игроки, а с ними еще многие другие в ближайшие годы будут штурмовать энхаэловскую крепость. Для