Золотые ворота. Почему нужно ценить нового чемпиона НБА
Баскетбол НБА построен на стереотипах, которые давно уже стали восприниматься как аксиомы. Все знают, из какого материала появляются великие команды: никогда не стоит недооценивать сердце чемпиона; победы достигаются через поражения; самопожертвование — самое главное; невозможно выиграть, просто собрав звездный состав; путь на самый верх занимает не один год и выкаливает чемпионский характер; нельзя победить за счет броска… и так далее вплоть до «болезни «больше». В природе НБА все логично и проверено опытом времени. Невозможно стать великим, если тебя несколько лет подряд не отдубасят «плохие парни» или «Большое трио» во главе со злобным Пирсом. В вашем клубе могут находиться сразу два лучших игрока из первой десятки всех времен, но вы ничего не выиграете, пока не придет мудрый тренер и не вытравит всю гниль. Ваш лучший игрок может постареть на пять лет и потерять статус MVP, но поражения значат гораздо больше, чем первые признаки приближающейся старости… Но логично не значит скучно. НБА прекрасна в том числе и тем, что меняется больше, чем какая-либо другая лига, и сокрушает даже незыблемые истины.
Этот «Голден Стэйт» вошел в довольно ограниченный список команд, появляющихся вроде бы практически из ниоткуда. Причем добился этого, словно издевательски круша все стереотипы, которыми привыкли оперировать в НБА.
У «Голден Стэйт» новые владельцы (и вроде бы самодуры), которые прошлым летом не удовлетворились работой Марка Джексона, поднявшего команду из низов. Но «синдром нового хозяина», разваливший «Нетс» и «Сакраменто», их
У «Голден Стэйт» тренер-новичок. Стив Керр оказался на месте главного тренера словно бы по недоразумению. Его ужасно захотел видеть у себя в «Никс» Фил Джексон, просто как своего человека, который знает, как работает треугольное нападение и может доносить идеи президента. А владельцы «Уорриорс» повели себя, словно лихие баре на ярмарке, и перехватили специалиста, который никогда не работал главным, последние годы фигурировал в качестве комментатора и заслужил себе репутацию не самого удачливого генерального менеджера. Но Стив Керр оказался едва ли не гением и сумел передать весь свой потрясающий игровой опыт — выводить команду из любых сложных ситуаций, требовать от молодых, чтобы они добавляли в страсти, в самоотдаче, в том, что создает чемпионские команды. Можно сколько угодно показывать на его помощников, но роль главного тренера неоспорима.
Лидер «Голден Стэйт» — щуплый разыгрывающий, а разыгрывающие вообще, даже самые гениальные, никогда не дотягивают команды до финала самостоятельно. Стефен Карри с честью продолжил дело, начатое Марком Прайсом и Стивом Нэшем, но сделал шаг в будущее, в сторону игроков, каждое движение которых отточено до автоматизма и на феноменальной скорости становится неотразимым. Финальная серия как будто должна была заставить поумерить восторги, но зря. В своем первом финале Карри делал то, что от него требовалось — создавал возможности для команды. Возможно, поначалу он нервничал, возможно,
Нам говорили, что самопожертвованию нужно учиться долго и мучительно, как минимум год, а то и дольше. Прошлым летом Роберт Орри рассказал, что теперь даже детям это не нужно проговаривать — настолько азбучной стала эта истина. И в исполнении «Голден Стэйт» это было видно с самого начала: Игудала мог ворчать в межсезонье, Богут — отмечать, что Стив Керр первым обратил внимание именно на него, возвращение Ли ожидалось с опаской — но команда с пугающей легкостью преодолевала любые внутренние затруднения. Всем известны отношения между Кобе и Шаком, Шаком и Пенни, все видели, как долго шла взаимная притирка у вроде бы лучших друзей Леброна и Уэйда… Но у «Голден Стэйт» это получается так, как ни у кого. Никто не радовался 37 очкам Томпсона так, как Карри. Постоянный бубнеж Грина, готового затрэшить на паркете и Иисуса, снисходительно воспринимала вся команда, вплоть до тренеров, которых он обкладывал на регулярной основе. Ли терпеливо ждал своего шанса на скамейке, но не дождался. Игудала дождался — его трансформации по ходу сезона, по ходу плей-офф и по ходу финальной серии помогали команде сохранять целостность и всегда оставаться максимально вариативной и опасной.
«Голден Стэйт» — это команда будущего, уместившая в себя лучшие качества сразу двух прошлых чемпионов.
Фото AFP
Никто не скажет, как эта молодая команда будет развиваться дальше. Ведь она уникальная еще и тем, что Боб Майерс сотворил финт, сопоставимый по величию с тем, что выдал Джерри Уэст в 96-м: в условиях нового коллективного соглашения он собрал команду, превосходящую всю лигу по глубине состава, по уникальности исполнителей.
Только в данном случае гораздо важнее то, что есть сейчас. «Голден Стэйт» — уникальный чемпион. Вроде бы такой приземленный и не претендующий на величие (чем отличается от «Сперс» Данкана, «Хит» Леброна и Уэйда, «Лейкерс» Кобе и Газоля). При этом совершенно потрясающий, так как заставляет забыть обо всех аксиомах спорта и ценить событие как таковое. «Голден Стэйт» может повторить судьбу «Пистонс»-2004, одномоментного претворения гениальности, пытавшегося допрыгнуть до самих себя после единственного титула. Могут пойти по стопам «Сперс»-99, когда родилась новая династия.
Не стоит гадать. Не стоить их недооценивать. «Голден Стэйт» — это олицетворение всего прошедшего сезона, неожиданного, переворачивающего сознание, заставляющего переосмыслить все, что мы знали. И этого вполне достаточно.