Как «Спартак» чуть не провел лучший матч сезона
Запасные и тренерский штаб «Зенита» уже уселись на скамейке, а Андре Виллаш-Боаш продолжал топтаться у выхода из подтрибунного тоннеля. Португалец выглядывал Мурата Якина, терпеливо ждал, а затем устремился в тоннель, где поприветствовал и приобнял турка. Случившийся разговор развеселил Андре Виллаш-Боаша.
Когда тренера «Спартака» попросили рассказать, как ему удалось рассмешить строгого португальца, он только ухмыльнулся и отказался делиться деталями. «Пусть это будет нашей тайной», – сказал Якин и, посмеиваясь, покинул конференц-зал.
После стартового свистка Виллаш-Боашу было уже не до смеха. «Спартак» вышел на поле в улучшенной модификации и провел самый убедительный тайм в весенней части чемпионата. Команда не запиралась на своей половине, но все равно держалась так крепко, что все атаки «Зенита» стремительно увядали – кроме забега Данни в самом начале, питерцы не смогли создать ничего более-менее устрашающего. Особенно хорош был Таски, который выжигал все пространство в штрафной и около нее – в первые 45 минут Халк был просто выключен из игры и всю энергию направлял на общение с арбитрами.
Лучшим игроком матча был Ромуло, который успевал абсолютно везде: аккуратно подстраховывал защитников, выцарапывал мячи в центре, помогал разворачивать быстрые атаки, прессинговал «Зенит» на его половине и угрожал Лодыгину при стандартах. В итоге именно он заставил «Зенит» нервничать сильнее прежнего, замкнув подачу с углового в начале второго тайма.
Фото официального сайта "Спартака"
После гола «Спартак» стал играть значительно более робко и осторожно – нельзя сказать, что команда боязливо прижалась к своим воротам, но «Зенит», получивший 40 минут на организацию тотального давления, стал чувствовать себя чуть увереннее. «Спартаку» было сложнее контролировать ситуацию. Больше 80 минут оборона Якина была в полном порядке, сохраняла строгость и почти не оставляла «Зениту» шансов. Но одной ошибки было достаточно, чтобы рухнул весь план.
– Если бы наш защитник просто сопровождал Халка, то ничего страшного не случилось бы, – рассуждал Якин. – Но при игре плечо в плечо с бразильцем приходится сложно – фигура у него как у танка. Обидно за ребят, которые в каких-то моментах дошли до границ своих возможностей.
Единственным минусом «Спартака» во втором тайме был недостаток активности в атаке. Практически все достойные моменты хозяев были связаны не с бодрым выходом из обороны и убийственными прорывами Промеса и Эберта, а с рискованной манерой игры Лодыгина. Юрий включал режим Мануэля Нойера и во втором тайме играл скорее как защитник. Сначала он просто подбирал мячи около штрафной, чтобы атаки начинались быстрее, а потом и вовсе начал выходить в центр поля. В первый раз это обернулось ударом издали, а во втором эпизоде Лодыгин уже не успевал вернуться в ворота и был вынужден играть в отборе. Виллаш-Боаш не хватался за сердце и особо не пугался.
– Это была важная часть его работы сегодня. Когда мы во втором тайме захватили преимущество, Юрий, по сути, играл как либеро, действия которого очень помогли команде. Я им доволен.
«Зениту» удалось исправить ситуацию за счет того, что Виллаш-Боаш стал постепенно освежать состав.
Фото официального сайта "Зенита"
Сначала на поле выскочил Андрей Аршавин. Полузащитник активно предлагал себя в каждой атаке, получал мяч гораздо чаще Рязанцева (25:12), соорудил пару обостряющих передач (у Данни – 0), дважды удачно шел в обводку (как Халк) и бил по воротам. Игра Аршавина – одно из главных впечатлений от «Зенита».
– Он здорово повлиял на игру, – резюмировал Виллаш-Боаш. – К слову, я доволен всеми заменами.
С помощью Рондона «Зениту» удалось заметно увеличить давление на оборону «Спартака», а когда на поле вышел Кержаков, Якин попросил Жоао Карлоса переодеваться. «Зенит» забил практически сразу после того, как «Спартак» обзавелся пятым защитником – в штрафной Халку противостоял именно вышедший на замену бразилец. Несколько следующих за голом минут уместили в себя еще два удара «Зенита», и если бы мяч снова оказался в воротах, никто и не удивился бы.
– На последних минутах какая-то неразбериха была, – объяснял Сергей Паршивлюк. – За девяносто минут привыкли играть в четыре защитника, вышел пятый – наверное, какая-то несогласованность возникла.
Виллаш-Боаш, несмотря на потерю очков, был на редкость спокоен.
– Мы смогли сравнять счет, но надо отдавать себе отчет в том, что мы могли и не забить и тогда проиграли бы.
Невозможно представить подобные слова Виллаш-Боаша в разгар чемпионской гонки или посередине сезона, когда неудачи «Зенита» нередко оборачиваются пламенными послематчевыми эскападами. Сейчас «Зенит» уверен: даже если не хватит запаса собственной прочности, всегда выручит запас очков.