Почему «Зенит» стал чемпионом
Не терял очки
В последние три сезона «Зенит» коллекционировал проблемы не только на поле и в раздевалке, но и в кабинетах. Питер традиционно раз в год хватался за голову
В апреле 2011-го случилась кошмарная ошибка начальника Владислава Радимова, который забыл включить в заявку молодого игрока, как того требовал регламент, и вскоре был уволен. Потом начались проблемы с болельщиками. В ноябре 2012-го в Антона Шунина прилетела петарда, которая остановила матч с «Динамо» и по результатам разбирательств в КДК зажгла в протоколе 0:3. При этом после 30 туров «Зенит» отстал от ЦСКА всего на два очка — без технического поражения финиш сезона получился бы куда более огненным. Последняя, майская, выходка Виража отозвалась для «Зенита» не только потерянной возможностью спасти матч против «Динамо», но и пустыми трибунами на старте нового сезона.
В этом чемпионате «Зенит» сработал просто идеально: никаких потерь очков
Уладили проблемы в обороне с приходом Гарая
Фото ФК «Зенит»
После самых громких покупок в истории «Зенита» у клуба начались самые большие проблемы — распад старого костяка команды, постепенное превращение тренера Спаллетти в ноющего параноика, два упущенных чемпионства. Какими бы крутыми игроками ни были Халк и Витцель (а они, безусловно, крутые), несомненными трансферными удачами «Зенита» надо признавать совсем других футболистов — Лодыгина, Хави Гарсию и особенно Эсекиэля Гарая.
В зенитовской обороне довольно долго не было ни одного центрального защитника со сбалансированным набором качеств. Почти идеальный Ломбертс слишком часто ломался и с каждой новой травмой терял в скорости. Губочан так привык компенсировать недостаток класса самоотдачей, что перестал прогрессировать как игрок. Алвеш, Мейра и Нету порой просто забывали, что находятся на поле, где,
Стиль игры Гарая может даже показаться излишне флегматичным: он вступает в единоборства реже других защитников, делает меньше отборов и перехватов, не так часто появляется в чужой штрафной и предпочитает скорее отдать мяч соседу, чем начинать атаку самостоятельно. Зато Гарай — лидер команды по непроходимости: его практически не обводят один в один и он часто блокирует удары соперника. В этом сезоне «Зенит» занимает только четвертое место по количеству ударов по чужим воротам (совершенно нетипичная история для последних лет), зато реже всего позволяет бить по своим. Ну и 16 сухих матчей из 28 – еще одно следствие спокойствия, воцарившегося в обороне чемпиона. (Иван Калашников)
Потеряли всего два очка в шести играх с основными конкурентами (ЦСКА, «Динамо», «Краснодар»)
Фото ФК «Зенит»
На финише прошлого сезона «Зенит» выдал шесть подряд побед, отгрузил десять мячей «Рубину» с «Краснодаром» и старательно выжигал всякую интригу. Но затем случился выезд в Москву, где не удалось удержать победу над «Локомотивом», а потом в Петербург приехали Черчесов с Денисовым — и «Зенит» оказался на лопатках. За два матча с командами, способными составить конкуренцию, Виллаш-Боаш потерял пять очков. Еще столько же в играх с клубами из еврокубковой пятерки растеряли до него.
В этом сезоне потери в матчах с основными конкурентами (ЦСКА, «Динамо», «Краснодар») АВБ минимизировал. Осенние игры с «Динамо» (3:2) и «Краснодаром» (2:2) команде удавалось вытягивать за счет характера. В трех следующих матчах с конкурентами «Зенит» был куда рациональнее — забивал быстрые голы и переходил в комфортный режим игры по счету. А в весеннем матче питерцы вновь переиграли ЦСКА. (Кирилл Благов)
В основе клуба не осталось конфликтных игроков
Фото ФК «Зенит»
Спаллетти молча завидует Виллаш-Боашу: в основе «Зенита» больше нет людей, кто разжигал конфликты при Лучано. Широков в Краснодаре, Аршавин и Кержаков (как бы ни просили трибуны) — в дубле, а с Денисовым вообще получилось идеально: зарплату платят другие, но помогает он «Зениту», разваливая конкурирующие клубы. Новый костяк будущего чемпиона России — молодые игроки с российским паспортом, которые помнят, кто сделал их звездами, и иностранные профессионалы, которые не будут выражать недовольство фразами вроде «Лысый ***». (Роман Мун)
Собрал новый комплект российских игроков для основы
Фото ФК «Зенит»
Этой весной многие развлекались — после каждого гола Рондона насиловали интернет вопросом: зачем, ну зачем же в команду с таким видным форвардом подался Артем Дзюба. Попробую угадать: затем, что летом Соломона Рондона в «Зените» не будет. Блог Алексея Зинина еще на старте года объяснил всем, что Рондон может наводить страх только на середняков; полтора месяца весны (шесть голов, но только ПСВ, «Уралу» и «Тереку») убедили боссов «Зенита» окончательно: говорят, они сделают все, чтобы продать венесуэльца, пока за него еще можно выручить достойные деньги. Дзюба таким образом сделает шаг в основу топ-клуба, а «Зенит» — в сторону импортозамещения. Шаги получатся еще увереннее и шире, если сработает и вторая трансферная цепочка: Витцель уезжает в «Ювентус», Юсупов освобождается из «Динамо» в «Зенит».
Ориентироваться на внутренний рынок «Зенит» заставляет не только лимит (неясно — какой именно, но ясно, что строгий), но и приятные впечатления от русских игроков, собранных в команде сейчас. Юрий Лодыгин, например, на второй год в России столкнулся с главным ее испытанием. После разогревочного контракта с «Зенитом» (оклад — около €200 тыс. в год) он поставил подпись под миллионным соглашением, но на его игре это ни разу не сказалось — старается, улыбается, тащит. Игорь Смольников окреп настолько, что вам придется потратить секунду-две, чтобы вспомнить, за какую команду сейчас играет Александр Анюков. Обычные достоинства крайнего защитника ему удается сочетать с отличным завершением атак: в этом чемпионате у Смольникова аж четыре гола, причем два — в победных матчах против «Динамо», одного из главных конкурентов по чемпионской гонке.
В последние два-три года национальный вопрос в «Зените» выглядел так: русский — значит борзый, флегматичный и не всегда толковый. В последний год русский стал тихим, старательным и хорошо работающим. В том числе — на чемпионство. (Юрий Дудь)