Какой тренер нужен «Спартаку»
Мне в последнее время так часто задают вопрос, отправит ли «Спартак» Якина в отставку, что пришлось написать на эту тему пост.
Сразу скажу, решение в «Спартаке», по всем раскладам очевидное еще в ноябре 2014-го и проанонсированное 17 мая 2015 после поражения от ЦСКА, окончательно до сих пор не принято. Потому что
Представьте себя Леонидом Федуном. Все говорят вам, что швейцарец не годится, да и вы сами им недовольны. И начинаете думать: допустим, отправлю я его в отставку, но кого взять вместо него?
А вам опять-таки со всех сторон подсказывают разные имена. Аленичев. Бердыев. Гончаренко. Романцев. Адвокат. Де Бур. Карпин. Черчесов. Рахимов. Семин. Бышовец. Даже Спаллетти и Газзаев. Как выбрать? Кого? Может все-таки лучше перетерпеть и оставить Якина — и компенсацию платить не надо?
Убежден, нельзя выбирать тренера наобум и на эмоциях. Необходимы обоснованные критерии подбора, следующие из реальной оценки текущей ситуации. Назову лишь некоторые из критериев, которые Леониду Федуну целесообразно будет учесть. И уже потом мы с вами найдем кандидатов по этим критериям.
Тренер должен свести на нет конфликт трех понятий «Спартака»
«Спартак» — великий клуб? Тысячу раз да и сто раз нет! И спорить бесполезно. По одной простой причине — понятие «Спартак» в нашем футболе крайне размыто. У каждого оно свое. Вот смотрите сами, «Спартак» — уникальный клуб? Безусловно. Но говоря об уникальности «Спартака», мы вынуждены говорить не о футболе, а об истории, бренде, болельщиках и легендарных игроках былых времен. Именно в этом сила «красно-белых», а не в их теперешней, оскорбительной для предшественников игре.
То есть первый вид «Спартака» — это все то, за что «Спартак» полюбили. Это «Спартак» прошлого. Тот «Спартак» фактически прекратил свое существование в 2003-м (надеюсь, что не навсегда). Но и нынешний «Спартак» тоже неоднороден.
Тот «Спартак», который не играет на поле в премьер-лиге, — восхитителен. Свой красавец-стадион, обновленная база, современный офис, шедевральная академия, социальная активность, живой, пускай и не бесспорный, маркетинг. Никогда у «красно-белых» не было такой инфраструктуры. Даже близко! И для некоторой самой малочисленной, но очень влиятельной категории людей, включая Леонида Федуна, именно такой «Спартак» — истинный: ведь «истинно то, что можно потрогать руками». Стадион руками потрогаешь, а игру команды — нет.
А есть еще «Спартак», который вот уже больше десяти лет (с небольшими перерывами) мучается на поле. Прежде всего, этот вид «Спартака» является наиболее показательным. И именно здесь — провал. Разговоры о нескольких вторых местах — в пользу бедных.
Вывод первый: «Спартаку» нужен тренер, который сумеет раздробленность понятия «Спартак» свести воедино. Для этого…
1. Он должен чтить и уважать все традиции клуба. Эту очевидную фразу не стоило бы писать, но ведь были в «Спартаке» тренеры, которые этими традициями тяготились. Кстати, Якин — из их числа.
2. Он должен уметь работать в потрясающих инфраструктурных условиях, ориентироваться в жестких бизнес-процессах работы клуба как коммерческой и регламентированной структуры. Уверяю, это и наука, и искусство, которыми большая категория сегодняшних отечественных тренеров не владеет. Подчеркну, в нынешнем «Спартаке», устройство которого напоминает устройство нефтяной компании, тренер без навыков классного менеджера не выживет.
3. Он должен добиваться результата. Напомню, что для «Спартака» — это первое место. Лозунг «Спартак» — чемпион!», известный и далеким от футбола людям, никто не отменял. То есть тренер должен иметь опыт больших побед или все предпосылки для их завоевания. И причем эти опыт или предпосылки должны быть из нашего времени, а не из десяти-пятнадцатилетней давности.
Когда все эти три составляющие будут сведены вместе, то начнется возрождение «Спартака».
Тренер должен соответствовать ожиданиям болельщиков
Владельцы и тренеры многих клубов могут себе позволить плевать на болельщиков. С армией же болельщиков «Спартака» считаться необходимо. Болельщики «Спартака» — это куда больше, чем совет директоров. И вот здесь, несмотря на то что «красно-белые» всеми способами ведут работу по влиянию на настроение фанатских масс, нужно учитывать ряд факторов. Для того чтобы работать в клубе, нужно четко осознавать и разделять его ценности, мерилом которых в «Спартаке» как раз и являются болельщики.
Ценности здесь очевидны, они достались в наследство от многолетней славной истории клуба. Сейчас я не буду говорить о всех пяти ценностях, еще раз сделаю акцент на самой главной.
Игра. Яркий интеллектуальный комбинационный атакующий стиль, гарантирующий зрелищность.
Болельщики «красно-белых» были избалованы результатами, но гордились прежде всего своим игровым стилем (не случайно девизом спартаковской Академии сегодня является фраза «играй и побеждай красиво»). Сотни клубов в мире мечтают найти свой узнаваемый стиль — стиль, который станет составляющей бренда. У «Спартака» такой стиль был. И все это ерунда, когда говорят, что веяние времени диктует новые требования. «Спартак» стал проигрывать как раз
В обозримом будущем я, наверное, выложу пост о том, как вырабатывался этот стиль — стиль, в котором за безадресный вынос мяча чуть ли не расстреливали, стиль, при котором на 89-й минуте матча, ведя 1:0 во встрече с принципиальным соперником, команда обязана была идти вперед большими силами, не допуская даже мысли о том, чтобы закрыться.
Маленький пример работы одного из принципов спартаковского футбола: у игрока, получившего мяч, всегда должно быть три варианта развития атаки! Когда мяч шел одному, вся команда перестраивалась, чтобы не просто дать ему три варианта, но и быть готовыми дать три новых варианта для любого из трех прогнозируемых адресатов. У каждого спартаковца был в голове компьютер, который просчитывал оптимальные комбинации с космической скоростью.
Помню,
Фото Globallookpress
Однажды году в 2001-м после
Дело в том, что когда мяч был у Егора, Юра обязан был сделать забегание по левому флангу, а Егор отдал бы ему мяч на ход в усы, а под потенциальную Юрину подачу уже неслись два игрока замыкать ближнюю и дальнюю штанги. При этом двое других готовы были создавать второй эшелон атаки перед входом в штрафную соперника. Юра же, не помню по какой причине, не побежал в голую зону, Егор, обнаружив это, вынужден был выбрать иной вариант обострения, но пока разворачивал атаку, доли секунды были упущены, соперник мяч перехватил.
Такое мышление и взаимопонимание отрабатываются. Кропотливо. И веяния времени здесь ни при чем. Хотя инновации, безусловно, необходимы.
Вывод второй: «Спартаку» нужен тренер-профессор, который сможет привить команде интеллектуальный футбол. У этого тренера обязана быть апробированная система привития игрокам философии ведения игры. Необязательно, чтобы «Спартак» будущего строился на стеночках и забеганиях (Бесков и Романцев — явления единичные). Но «Спартак» обязан строиться на узнаваемом зрелищном умном стиле.
Тренер должен уметь прививать команде психологию победителей, он должен уметь внедрять в сознание игроков видение будущих триумфов, а в сердца — веру в исключительность и возможность быть лучшим среди лучших.
Тренер должен создать стратегию развития и привить идеологию клуба
Вы заметили, что среднестатистический уровень ожидания от «Спартака» с каждым годом все ниже и ниже? Многие «старики» уходят, отворачиваются, не в силах «видеть этот позор». На их место приходят новые поколения болельщиков, которые не видели чемпионства любимой команды. Эти молодые ребята выросли не на клубных традициях исключительности, изысканности и победной силы, они изначально «заражены» ущербной психологией поражений и разочарований, которыми большой клуб прославился за последнее десятилетие. Болельщицкая аудитория «Спартака» слишком разношерстна. И ожидания — тоже. Те, кто помоложе, кому нужны «просто медали», имеют шанс своего дождаться и с Якином. Они даже могут искренне соглашаться со швейцарцем, когда он говорит, что «Спартак» показывает «яркую атакующую игру с обилием голевых моментов».
Но все это мелко. С таким подходом «Спартак» не вернет себе былую славу. И дело здесь не только в тренере. Я не вижу у первых лиц клуба понимания того, как сделать «Спартак» чемпионом. Многие основополагающие факторы успеха отсутствуют.
При этом, как ни странно, Леонид Федун мог бы сделать чемпионскую команду, если бы она не носила название «Спартак». Человек умеет строить с нуля, а вот сохранять, не разрушая, но при этом переделывать, совершенствовать и приумножать — это совсем другое искусство. И в этом плане Леонид Арнольдович неубедителен. То, что творится в менеджменте «Спартака» все эти годы, можно назвать хаосом. Клуб рад бы идти своим путем, но
Ни один тренер не сделает команду чемпионом, если клуб чемпионом быть не готов. Еще раз повторю, нынешний «Спартак» — это клуб без идеологии. И без спортивной стратегии, по крайней мере без стратегии, подобающей имени клуба.
Вывод третий. Идеология и стратегия — зоны ответственности клуба. Но поскольку клуб не может их создать, то это должен сделать тренер. Поэтому тренер должен быть масштабный, желательно с опытом создания победных стратегий, умеющий грамотно работать с идеологической составляющей.
Этот тренер должен обладать силой, авторитетом среди власть имущих спартаковцев и дипломатией, для того чтобы а) основополагающие принципы сформулировать; б) утвердить у руководства и заручиться его поддержкой; в) грамотно внедрить; г) выдерживать их и не отклоняться от выбранного курса.
Все эти вещи должны быть стержневыми, глубинными. Якин, на мой взгляд, не тот человек, который способен решить столь важные задачи.
Тренер должен уметь работать со всеми типами игроков и способствовать их росту
«Спартак» был столь популярен, потому что он был командой-звездой, состоявшей из игроков-звезд. Во все времена. Люди болели не только за команду, у каждого еще был свой любимый футболист. Футболисты являлись личностями, кумирами, у каждого было свое лицо.
В 1998-м было проведено исследование на тему популярности футболистов, в рамках которого изучались, в том числе, признания в любви, написанные игрокам «Спартака» на заборе тарасовской базы. Так вот, эти признания были адресованы четырнадцати игрокам того созыва: Аленичеву, Титову, Цымбаларю, Тихонову, Кечинову, Бузникину, Филимонову, Робсону и т. д.
Фото Globallookpress
А сейчас у «Спартака» такие «звезды», что болельщики скандируют не их имена, а имена Цымбаларя, Аленичева, Титова… И перед базой в Тарасовке не стоят толпы болельщиков в ожидании игроков, да и забор идеально покрашен. Беда «Спартака» в том, что даже хорошие качественные игроки свой уровень не держат, начинают деградировать. И одна из главных причин этого — атмосфера. Если тебе некомфортно, если ты не готов землю грызть за партнера-тренера-директора-владельца-уборщицу, если ты зажат и в игровом плане несчастен, ты не сможешь раскрыться.
Вывод четвертый. Тренер должен быть хорошим психологом и авторитетной личностью, чтобы убрать все открытые и скрытые конфликты в коллективе и установить атмосферу, в которой люди наконец почувствуют себя единым целым. И тренер должен уметь подбирать ключики к каждому игроку для того, чтобы тот показывал максимально возможный свой уровень.
При этом, учитывая что «Спартак» сегодня — это разношерстная организация, тренер должен уметь работать с разными типами игроков: молодежью, старожилами, амбициозными опытными легионерами, как оборонительного, так и созидательного плана, посредственными легионерами всех мастей, скопом от которых тоже ведь не избавишься.
И еще важный момент. Тренер должен «защитить» коллектив (игроков и персонал) от клуба, от некоторых людей, которых сотрудники и игроки ненавидят, которых и те и другие считают чуть ли не главными врагами.
Угадайте, кто больше всех подходит под названные критерии
Исходя из той информации, которой располагаю, Леонид Федун вряд ли вновь выберет зарубежного специалиста — наелся под завязку (Скала, Старков, Лаудруп, Эмери, Якин положительных эмоций владельцу клуба не доставили).
Учитывая также то, что Леонид Арнольдович по причине финансовой экономии склоняется к курсу активного использования своих воспитанников, очевидно, что сменщика швейцарцу будут искать среди отечественных тренеров.
Безусловно, есть и другие критерии для подбора тренера для «Спартака», но клуб должен учесть хотя бы те, которые были названы здесь. Если оценить всех кандидатов по указанным требованиям, то список потенциальных спартаковских тренеров сократится до двух человек, причем преимущество одного над другим будет очевидным.
Я предлагаю вам угадать, о ком идет речь.