Кто «Спартаку» сейчас нужнее, чем Бердыев
Я поклонник таланта Бердыева, но убежден, что «Спартаку» нужно перестать вкладываться в сложившихся тренеров-звезд. В изменившихся условиях клуб должен вырастить нового Олега Романцева — своего родного, эпохального — и тогда не позднее чем через три года «красно-белые» капитально вернутся на лидирующие позиции в российском футболе.
Логика размышлений больших клубов
Большие клубы, в очередной раз оказавшись в тупике, размышляя о своих будущих тренерах, стоят перед выбором не только кадровым, но и стратегическим. И размышления их примерно такие.
Вариант первый: «Пригласить сильного тренера для очередного витка этой безумной амбициозной турнирной гонки. Этот тренер обязан будет дать результат в первый же сезон. Ждать мы не любим. Да и не умеем. Болельщики иначе не поймут и не простят, да и что это за жизнь без больших задач?! И пусть тренер соответствует нашим амбициям в полной мере, во всем!»
Вариант второй: «А может, ну ее, эту вечную гонку вооружений, это тяжелейшее давление от матча к матчу, ведь можно взять своего молодого перспективного тренера, умного, растущего, приятного болельщикам, стремящегося построить команду на годы. Пусть он будет знать, что у него есть три сезона на решение глобальной турнирной задачи. Пусть он знает, что у него это время никто не отберет, пусть ищет, экспериментирует, набивает шишки, но создает то, что станет нашим достоянием. Как Венгер в начале своего пути в «Арсенале». При этом пусть работает с молодыми игроками, доводит их до ума. И никаких баснословных покупок! И никакого давления! Мы заранее объявим болельщикам, создадим человеку условия и будем ждать».
Вариант третий: «Прыгнуть выше головы, пригласить не просто сильного тренера, а всеми правдами-неправдами заманить тренера мирового уровня, довериться ему полностью и поделиться с ним властью вне поля. Пусть под него нужно будет существенно вложиться в трансферную компанию, но это станет серьезным шансом выйти на новый уровень и
Обратите внимание, вариант «поменять шило на мыло» здесь отсутствует, а это значит, что выбор должен быть принципиально отличающимся от предыдущих.
Выбор среди сложившихся тренеров один — Бердыев
Руководителям «Спартака» в нынешней ситуации было бы целесообразно ограничить свой выбор первыми двумя стратегическими вариантами. Понимаю, как велик соблазн замахнуться на Клоппа, но вариант с приглашением тренера мирового уровня лучше исключить — клуб пока (или уже) к этому не готов.
В номинации «сильный российский специалист» выбор ограничен. Ограничен до одного человека! Олег Романцев — идеологический враг сегодняшнего времени с его бизнес-законами, к тому же двенадцатый год без практики; Валерия Газзаева даже не станут рассматривать, чтобы не злить болельщиков; Юрий Семин строит свою работу не на философии-стратегии-игре-стиле, которые сейчас как никогда необходимы, а на мотивации, отношениях, харизме, в общем на том же, на чем строил Карпин, только Палычу скоро под семьдесят, да и в спартаковской среде ему до «Валера, верим» далеко. Леонида Слуцкого не переманить, да и вряд ли
Итак, Бердыев. Исключительный тренер в своем подходе к работе. Он профи, даже еще более глубокого погружения в футбол, чем «Спартаку» на данном этапе нужен. У Бердыева больше всего плюсов. Но есть и три минуса (о них в посте про тренеров для «Локомотива» и «Динамо»).
С «Рубином» Курбан Бердыев выиграл два чемпионата России. Фото Global Look Press
Главная беда Бердыева в том, что он — специалист, постоянно ищущий и меняющийся каждые полгода — является заложником застывших форм и стереотипов восприятия общественности.
Однако когда твердят, что Бердыев — тренер для закрытого футбола, в поисках доказательства я вспоминаю только его первое российское золото семилетней давности и матчи в Лиге чемпионов против «Барселоны». Больше подтверждений его закрытому стилю найти не удается.
Многие тренеры плясали от печки. И Семин со своим «Локо» часами на тренировках отрабатывал выносы от ворот, а потом дошел до того, что в 2002–2004 годах его «Локо» любовались так, как сейчас любуются «Краснодаром».
А помните тяжелую кавалерию Газзаева в 2002–2003 годах и его незабвенное «Я не знаю футболиста по фамилии Плеймейкер»? Но ведь в 2005–2006-м газзаевский ЦСКА с плеймейкером Карвалью показывал самый яркий и качественный футбол в Восточной Европе.
Мудрые тренеры, тренеры, которые мечтают побеждать, — меняются. Просто все эксперименты-перемены Бердыева происходили не на московских полях и во многом поэтому не были толком освещены прессой.
Скажу больше: в свой заключительный год в «Рубине» Курбан Бекиевич так усердно работал над созданием атакующего современного стиля, что жертвовал многим. В последнем полноценном рубиновском сезоне Бердыева его команда, считающаяся закрытой, в среднем за матч владела мячом 52% времени, наносила по 14 ударов по воротам соперника и подавала по 4,67 угловых.
Для сравнения, считающийся атакующим и залихватским «Краснодар» нынешнего образца мячом владеет в среднем те же 52% игрового времени, только ударов по воротам наносит в среднем 9,25 и подает по 4,21 угловых.
Бердыев, когда ушел из «Рубина», продолжал изучать все мировые тенденции, платил зарплату аналитикам, которые ездили по разным странам и помогали создавать сверхсовременную яркую систему ведения игры.
Не думаю, что бердыевский футбол в «Спартаке» строился бы на стеночках-забеганиях, но он однозначно был бы агрессивным, содержательным, уместно атакующим, что в целом бы удовлетворяло ожиданиям болельщиков.
В своем предыдущем посте, где я рассказывал о том, какие критерии необходимо учитывать «красно-белым» для подбора главного тренера, склонялся к тому, что именно Бердыев — оптимальный вариант. Потому что в тех тисках, в той структуре, в тех бизнес-процессах, в той чехарде решений топ-менеджеров и клубной стратегической безвкусице он единственный из возможных кандидатов, кто мог выстроить систему, сформировать команду, привить ей качественную игру и добиться результата.
Но сейчас….
Оптимально распорядиться своими воспитанниками сможет только свой тренер
Сейчас, когда Леонид Федун созрел для глобальных перемен и сложил свои полномочия, а Роман Асхабадзе был отправлен в отставку, исчезло множество ограничивающих барьеров и появились предпосылки для развития совершенно другого пути. И сейчас я бы, несмотря на все плюсы уважаемого стратега и тактика Курбана Бекиевича, предложил бы боссам прославленного клуба выбрать второй вариант — проспартаковский, с далеко идущей перспективой, нацеленной на реализацию потенциала своих воспитанников и на планомерное создание задела на целое десятилетие.
Тренеры «Спартака» Георгий Ярцев (слева) и Олег Романцев. Фото ТАСС
Двадцать лет назад Георгий Ярцев чуть ли ни полностью перетащил дубль в основной состав, подкрепил его былыми лидерами и сделал «Спартак» чемпионом. 1996 год — пик спартаковского движения, время аншлагов, время расцвета клубного патриотизма. Именно в тот год был совершен колоссальный прорыв в развитии Титова и других игроков, создан фундамент для новой гегемонии; о той команде было сложено немало легенд, повлиявших на дополнительный приток болельщиков.
Сейчас, поверьте мне, в структуре «Спартака» (запас основы, «Спартак-2», «Спартак»-дубль, игроки в арендах, плюс на подходе выпускной год в школе) сложился фантастический подбор молодых исполнителей. Фантастический! Не слабее, чем в 1996 году. Якин не способен с ними работать. Он не использует то, чему мальчишек учили — он просто не компетентен в данном вопросе. Швейцарец пытается учить играть в «бей-беги». Давыдов
В общем, велик соблазн сделать ставку на своих пацанов (выбрать 12–13 человек из сорока достойных), которые под предводительством таких игроков, как возвращенные из аренды Широков и Тино Коста, а также
Естественно, руководить таким коллективом должен спартаковец. Человек, понимающий идеологию, знающий все базовые требования стиля и умеющий этот стиль ставить. И первым делом на ум приходит кандидатура Евгения Бушманова, только что добывшего для «Спартака-2» путевку в ФН
Другой альтернативной вариант в этой системе ценностей — безусловно, Дмитрий Аленичев. Всеобщий любимец, самый титулованный футболист России, правдоруб-харизматик, абсолютный авторитет для игроков и болельщиков. Дмитрий, в отличие от сбалансированного Евгения, имеет более выраженные плюсы. И более выраженные минусы. Причем по всем направлениям. Природа его эмоциональных решений и готовность идти напролом несколько пугает высшее руководство. Но самый главный минус Аленичева в том, что он — не из нынешней структуры клуба. Бушманов имеет успешный опыт взаимодействия со всеми службами в иерархии «Спартака». И что, особенно важно, он досконально знает возможности 95% игроков, находящихся в «Спартаке» на контрактах, ко многим из них за время работы в «Спартаке-2» подобрал ключи.
Но прибегать к выбору между Бушмановым и Аленичевым (а возможно, и Тихоновым, и Бесчастных) клубу нужно только в случае быстрой и качественной чистки рядов. Приглашать работать с Эбертом и Инсуральде их точно не стоит. У «Спартака» сейчас по большому счету только один неприкасаемый игрок — Промес. Остальных нужно разбить по группам. Например, кого удастся выгодней продать из пары Глушаков-Ромуло, того и продать, а одного оставить. Тоже самое в паре Дмитрий Комбаров — Макеев. Тоже самое в тройке Хурадо — Озбилис — Ананидзе. Придется оставить как минимум одного центрального защитника из тройки Таски — Жоао Карлос — Боккетти (вне основной команды в структуре «Спартака» есть только два центральных защитника, хоть
Главный тренер «Арсенала» Дмитрий Аленичев. Фото ТАСС
А вот Мовсисян, Эберт, Чельстрем, Инсаурральде, Брызгалов, находящиеся в аренде Билялетдинов и Кирилл Комбаров «Спартаку» в следующем сезоне не нужны ни при каком раскладе (хотя тот же Брызгалов вполне может доказывать свою состоятельность в ФНЛ в «Спартаке-2»). Если «Спартак» сумеет расстаться с правильно определенными для этого 12–13 игроками, это будет означать, что:
— команда расстанется со значительной частью людей, зараженных вирусом поражений и пропитавшихся психологией разочарований, произойдет перезапуск групповых динамик;
— спартаковские воспитанники, приведшие на смену выбывшим, принесут свою систему ценностей, в коллективе нормализуется атмосфера;
— обновленная команда будет состоять из людей, понимающих и разделяющих комбинационный футбол, они будут способны говорить на одном футбольном языке, а взаимопонимание — серьезное подспорье в достижении целей;
— существенно полегчает зарплатная ведомость, и часть освободившихся денег клуб сможет направить на модернизацию подготовки своих воспитанников и на дотации студентам, школьникам, членам многодетных семей, ветеранам и прочим соцгруппам на покупку билетов и абонементов на матчи «Спартака».
Нужны перемены на всех этажах власти и во многих подразделениях
И еще один важный момент. Работать с таким тренером должен генеральный директор, абсолютно четко понимающий и разделяющий исторически сложившуюся в «Спартаке» систему ценностей.
Человек со стороны, прекрасно разбирающийся только в цифрах и бизнес-процессах, но игнорирующий ценности и раздражающийся на традиционные требования болельщиков, категорически не подойдет (такой человек необходим, но в качестве зама). Не подойдет и генеральный директор-популист, который будет думать о спасении и восхвалении себя. Нужен человек, который молодого тренера поддержит и будет ему во всем помогать. Я знаю двух таких людей в структуре «Спартака», обладающих к тому же навыками классного руководителя.
И это еще не все. Для того чтобы заработала система и выдерживалась стратегия, нужны перемены и в спортивном департаменте, и в селекционном отделе, и в PR-службе — то есть перестройка на нескольких уровнях.
Сейчас «Спартак» находится в новой, нижней точке. Если и на этот раз клуб ошибется с выбором направления движения и с кандидатурами «двигателей», получится очередная потерянная эпоха. Но в то же время именно сегодня — как никогда с момента прихода Леонида Федуна — «Спартак» близок к тому, чтобы начать новую жизнь — жизнь, которая приведет к одному из лучших периодов в истории клуба.