«Если Йозеф побеждает — из Катара вылетает самолет с миллионом долларов»
Блаттер баллотировался в президенты ФИФА в феврале 1998 года, лишь за четыре месяца до выборов. Чтобы выдвигаться в такие сжатые сроки, нужно было быть либо очень самонадеянным чиновником, либо иметь могущественных покровителей — ведь фаворитом считался опытный президент УЕФА Леннарт Юханссон, у которого к тому моменту уже было около 100 голосов.
Как выбивать победу в таких условиях? В 1999 году бывший генсек УЕФА Ларс Кристер Олссон сказал: «Было очень много разных разговоров, особенно про Африку, как действовали с африканскими делегатами. Говорили, что некоторых делегатов просто подкупили».
Британский журналист и писатель Дэвид Яллоп в документальном фильме на Channel 4 News в том же 1999 году сказал: «Блаттер встречался с эмиром Катара, и тот подкупил для него делегатов. Просто следите, в ближайшее время турнир под эгидой ФИФА пройдет в Катаре». Через 11 лет Катар получил право провести чемпионат мира.
Позже Дэвид Яллоп рассказал детали о сделке между Катаром и Блаттером.
«В декабре 1997 года, еще до официального выдвижения, у Блаттера была секретная поездка в Катар, во время которой он встретился с правителем Катара Хамадом бин Халифой Аль-Тани. После этой встречи у Блаттера появился дополнительный богатый покровитель — до того щедрый, что он выразил готовность передать личный самолет в распоряжение Йозефа. Также эмир сказал руководству катарской федерации футбола сделать все возможное, чтобы помочь Блаттеру победить.
Они быстро начали отвоевывать голоса в Африке и Азии. Представитель Катара в ФИФА Мохамед Бин Хаммам, который заседал в финансовом комитете, получил дополнительную задачу — вести переговоры с делегатами из других стран, не привлекая лишнего внимания.
Главные события разворачивались в последние дни перед выборами. У Блаттера был полулюкс в отеле Meridien Hotel в Париже, где остановилось большинство голосовавших. Бин Хаммам был там же и, по сути, напрямую работал на Блаттера. Он дежурил в лобби-баре и старался всячески завладеть вниманием делегатов, когда они входили в отель или выходили на улицу. Он превозносил достоинства Йозефа, а если чувствовал, что внимание делегата рассеивается, — говорил о деньгах. Рассказывают, что он предлагал по $50 тыс. за голос.
В субботу, то есть за два дня до голосования, некоторые из сторонников Блаттера начали паниковать. Они были уверены, что Юханссон спокойно получит большинство голосов. На этой стадии и обсуждались деньги. Но многие все равно были настроены скептически. Откуда им было знать, что Бин Хаммаму можно доверять? Логичный вопрос.
Тогда были даны гарантии, что если Йозеф становится президентом, из Катара немедленно вылетит самолет с миллионом долларов на борту. Делегатам было обещано, что они могут спокойно зайти к Бин Хаммаму и забрать свои $50 тыс. Так сделали 15–20 делегатов, которые обменяли свои бюллетени на белые конверты с $50 тыс. В итоге Блаттер победил — 111 голосов против 80 у Юханссона.
Ничего не поменялось с начала 1970-х, когда Жоао Авеланж купил себе главное кресло в мировом футболе».
Сам Блаттер и Футбольная ассоциация Катара все обвинения отвергли.