Почему уход Клоппа из «Боруссии» – это хорошо
Момент привыкания к чему-либо наступает так неожиданно и проходит так стремительно, что мы даже не успеваем заметить эту зигзагообразную вспышку, делящую мысли на «до» («Нужно срочно
***
Томас Тухель летом займет место главного тренера «Дортмунда», и совершенно точно это будет уже совсем другая «Боруссия». Различия в методах работы Тухеля и Клоппа настолько существенны, что клубу так или иначе придется подстраиваться под новые идеи. Клопп – блестящий оратор и шоумен. Его речи окрыляют игроков, а внутренняя свобода сводит с ума фанатов. Он предпочитает монотонному разбору эпизода емкие пару фраз и без колебаний врывается в личное пространство своего футболиста, чтобы лучше его понять и раскрыть его сильные стороны.
Тухель же дистанцируется от команды, концентрируется на мелочах и много внимания уделяет видеоразборам. Известен случай, когда Тухель на второй год своей работы в Майнце пригласил в команду специалиста, занимающегося анализом процессов, которые происходят в мозгу футболиста при принятии им решений на поле, и отталкиваясь от проведенных исследований, разработал несколько специальных упражнений. В общем, если Клопп – весельчак и балагур, то Тухель – скорее, гик, обожающий соревноваться с оппонентом в тактике, и засиживающийся с планом на игру до глубокой ночи в своем кабинете накануне матча.
В «Майнце» Тухель набирал в среднем больше очков за игру (1,41), чем Клопп (1,13), не боялся доверять молодежи и мог держать своего лучшего игрока на скамейке вплоть до решающего отрезка матча. Уже очень давно образец для подражания – Пеп Гвардиола. В следующем году, возможно, «Бавария» будет сражаться со своей уменьшенной копией.
***
Объявив об отставке заранее, Клопп показал, что он думает не только о себе, но и о своих футболистах, многие из которых находятся сейчас в Дортмунде исключительно
***
Клопп никогда не пытался сделать игру команды хоть сколько-нибудь нормальной. Или хотя бы на время отступить от того ура-футбола, восхитившись которым журнал FourFourTwo в 2013 году нарек «Боруссию» «самой сексуальной командой Европы». На каждый свой матч «Дортмунд» выходил как на последний, отчего полуфинал Лиги чемпионов отождествлялся с будничной встречей с условным «Ганновером» в бундеслиге. Когда остальные его коллеги гипнотизировали своих футболистов монологами о том, что на поле нужно непременно глушить эмоции, Клопп реагировал на это, закатив глаза и скрестив руки на груди, как герой одного известного мема. «Побеждает хладнокровный», – говорили они и оставались по итогам сезона ни с чем. «Побеждает сумасшедший», – истошно орал Юрген, а потом шел и делал золотой дубль.
Бешеные скорости, хищнический прессинг, не дающий сопернику даже шанса на передышку, и выпускаемые одна за другой стрелы вертикальных атак на протяжении всего матча – износ клубного организма наступил очень быстро. «Боруссия» Клоппа сгорела за четыре года, хотя могла прожить вдвое дольше. Пусть и не такой славной жизнью.
В июне текущего года «Боруссии» вернут ее 2007-й. Правда, все начинать с нуля не придется – в финансовом плане клуб чувствует себя уверенно, а в основном составе уже нет Себастьяна Тырала, Маркуса Бженска и Марка-Андре Круска.
***
Когда Клопп только пришел в «Боруссию», ему передали в пользование разболтанный состав с кучей забавных фамилий и сказали, что он может делать с ним все, что захочет. Тренер решил, что нужно просто всем быть самими собой. Молодая и озорная команда стопроцентно солидаризировалась с Клоппом и между ними сразу стало так много общего. Через хорошее настроение и позитивный настрой пришла красивая игра, а потом и результат.
Деградация прошла по той же линии – только в обратном направлении и в шесть раз быстрее: сначала исчезли надежды на высокие места, потом отмерла привлекательная игра и в итоге пропал дух бодрости и веселья.
Почему? Потому что нельзя все время смеяться и быть на позитиве. Это выглядит неестественно, странно, особенно когда текущая обстановка – полное дерьмо. При создании образа задорного клуба, рвушегося вперед и немогущего остановиться, Клопп вошел в раж и немного перегнул палку. Когда в «Дортмунд» пришли беды, игроки просто не могли принять хмурое выражение лица и скорбный вид главного вдохновителя. В их округлившихся глазах он выглядел успешным стендап-комиком, который внезапно вместо очередного уморительного рассказа про свою жизнь начал сухо зачитывать по бумажке новости про военные действия в Ираке, голод, смертоносные катаклизмы и очередную африканскую эпидемию.
«Он переживает
***
Ханс-Йоахим Ватцке и Михаэль Цорк никогда не признаются, но в глубине души они довольны тем, что история разрешилась именно так.
С приходом Томаса Тухеля вполне могут раскрыться те игроки, которые у Клоппа не получали достаточно игрового времени или были задвинуты в глухой запас (к примеру, Маттиас Гинтер). Новый импульс могут получить те, кто уже начал задумываться об уходе или стал регрессировать (Милош Йойич, Нури Шахин). Могут обрести смысл многомиллионные траты, на которые пошел «Дортмунд» за последние пару лет. Тогда не придется признаваться, что с приобретением Чиро Иммобиле руководство промахнулось, а трансфер Адриана Рамоса не оправдал себя даже на 5%.
В любом случае, поменять одного человека всегда проще, чем изменить облик всей команды. Юрген Клопп велик еще и потому, что признал это сам,
Речь сейчас идет даже не о том, как сделать клуб сильнее, а как не дать ему окончательно загнуться. С Тухелем во главе у «Боруссии» есть шанс не сгинуть совсем и, опершись на знакомых исполнителей, зазвучать
***
«Боруссия» Дортмунд заслуживает того, чтобы ее тренировал на 100% уверенный в себе тренер». Пожалуй, самые важные слова Клоппа на стихийно собранной пресс-конференции по случаю поданного прошения об отставке. В них одновременно заключена вся боль и безысходность от текущего положения клуба и неспособность внести хоть
Клопп не стал все валить на травмы ведущих футболистов, плотный график, занятость в трех турнирах, «выросший за последние годы общий уровень соперничества в бундеслиге» и невезение. Он был с нами откровенен и честно сказал, что основная проблема «Боруссии» прямо сейчас – главный тренер.
Та «Боруссия», которую мы успели полюбить за последние 3-4 года, никуда не пропала. Она
Фото — Global Look Press