Юристы оценили отстранение Олимпийского комитета России
Что случилось
Директор по коммуникациям Международного олимпийского комитета (МОК) Марк Адамс в четверг объявил о том, что организация временно отстранила Олимпийский комитет России (ОКР). Поводом для этого стало принятое ОКР 5 октября 2023 года одностороннее решение о включении в его состав региональных спортивных организаций, находящихся в ведении Национального олимпийского комитета (НОК) Украины — Донецкой, Херсонской, Луганской и Запорожской. Согласно позиции МОК, это решение является нарушением Олимпийской хартии, поскольку нарушает территориальную целостность НОК Украины, признанную МОК. После такого шага ОКР Национальный олимпийский комитет (НОК) Украины направил официальное письмо в МОК с требованием наказать российскую сторону. Согласно решению исполкома от четверга, российская сторона больше не имеет права действовать в качестве национального комитета и не может получать никакого финансирования от Олимпийского движения.
ОКР назвал решение МОК очередным контрпродуктивным шагом с очевидной политической подоплекой. Однако новых проблем для спортсменов в организации не видят.
Министр спорта Олег Матыцин заявил, что МОК отстранением ОКР демонстрирует тотальную зависимость от политической и бизнес-конъюнктуры, теряя авторитет и самостоятельность. Он добавил, что МОК до сих пор не сформулировал четкие критерии допуска российских спортсменов до Олимпийских игр, а в разных видах спорта международные федерации устанавливают свои правила игры и игнорируют рекомендации МОК.
Также Матыцин заявил, что спортсмены из новых регионов «обладают равными возможностями участия в соревнованиях на территории России и в составе российской сборной».
Что говорят юристы
Заслуженный юрист России Иван Соловьев заявил «РБК Спорт», что решение означает невозможность функционирования ОКР в качестве полноценного национального олимпийского комитета и получать финансирование от олимпийского движения. Он напомнил, что членство ОКР в МОК уже было приостановлено 5 декабря 2017 года.
«Так что ничего нового не произойдет, наши атлеты по-прежнему смогут выступать индивидуально и в нейтральном статусе — без какой-либо государственной символики и поддержки. Удовлетворение жалобы украинского ОК было предсказуемо», — сказал Соловьев.
В России неоднократно обсуждали присоединение к Российскому футбольному союзу (РФС) сообществ и организаций новых территорий. Однако этот вопрос постоянно откладывается. По словам Соловьева, санкции от УЕФА практически достигли дна, дальше только исключение. «Уверен, что и здесь украинская ассоциация держит руку на пульсе принимаемых в наших футбольных кругах решений, и немедленно подаст жалобу, которую, в силу политической конъюнктуры, придется удовлетворять», — заявил он.
Руководитель спортивной практики юридической группы «Клевер Консалт» Анна Анцелиович заявила «РБК Спорт», что, согласно олимпийской хартии, решение ОКР имеет основное последствие — невозможность заявлять спортсменов на Олимпийские игры от имени России.
«Спортсмен может участвовать в Играх только при заявке от национального олимпийского комитета своей страны. Однако МОК имеет право создавать свои команды, и в прошлом уже были случаи, когда российские спортсмены участвовали в Играх под флагом МОК», — сказала она, уточнив, что Комитет может пригласить дополнительных российских спортсменов, устанавливая свои критерии, которые могут быть нечеткими.
«Это означает, что для российских спортсменов их участие не исключено, хотя и не гарантировано. Кроме того, важно учесть, что решение об отстранении российских спортсменов может быть подвергнуто арбитражному судебному обжалованию в течение 21 дня. Это означает, что общее участие российских спортсменов в олимпийских играх еще не исключено. МОК сохраняет право принимать решения относительно их участия и приглашения», — сказала она, добавив, что конкретные процедуры и количество спортсменов будут зависеть от МОК, и российская сторона должна ожидать их окончательного решения.