Деньги, 21 июл 2022, 08:30

Конкурентов нет. Почему футбол привлекает спонсоров

В действительности ли футбол самый популярный вид спорта, какая у него аудитория, чем занимается зритель во время матча и эффективно ли спонсорство в футболе — об этом в материале «РБК Спорт»
Читать в полной версии
Фото: Frank Hoermann/SVEN SIMON

Сколько человек интересуется футболом

Футбол остается самым популярным видом спорта в мире. Он вызывает огромный интерес у 40% населения планеты, говорится в отчете одной из крупнейших исследовательских маркетинговых компаний Nielsen.

Согласно опросу, футбол был одним из трех самых популярных видов спорта в десяти из 13 стран, включая десять крупнейших экономик мира. А там, где не входил в тройку лидеров (Канада, Австралия и США), попал в первую десятку.

Фото: Nielsen

Какова популярность футбола в Азии

Азиатский рынок из-за рекордного числа жителей на континенте считается одним из главных для многих отраслей, включая развлечения. И у футбола в Азии нет конкурентов. К примеру, им интересуются немногим менее 50% населения Индии и Южной Кореи. Аналогичная ситуация наблюдалась только в Бразилии, Германии, Италии, Испании и Великобритании, где Nielsen ежемесячно проводит исследования.

Уровень интереса к футболу в Юго-Восточной Азии тоже огромен, несмотря на то что лишь одна сборная оттуда участвовала в финальной стадии чемпионата мира (Индонезия, 1938 год). В трех из четырех самых густонаселенных стран этого региона — Индонезии, Вьетнаме и Таиланде футболом интересуется более 50% населения. Этот вид спорта также популярен у более чем половины населения Малайзии, шестой по населенности страны Юго-Восточной Азии.

Перспективы у футбола в Азии высоки. К примеру, на ее долю пришлось на 6% больше спонсорских расходов по сравнению с последним циклом чемпионата мира. Это говорит о продолжающейся тенденции роста спонсорских инвестиций из Азии.

Фото: Nielsen

Популярность футбола среди женщин

Футбол интересует всех жителей планеты вне зависимости от возраста, пола, образования, дохода и места проживания. Хотя обычно футбольный болельщик — это лицо моложе 50 лет и с доходом выше среднего.

Самым популярным видом спорта среди женщин считается футбол. В настоящее время представительницы слабого пола составляют 37% от всех футбольных болельщиков в мире. Наибольший интерес среди футбольных турниров у них вызывает чемпионат мира (34%), чемпионат Европы (21%), Лига чемпионов (20%), Английская премьер-лига (20%) и Лига Европы (18%).

Благодаря высокому интересу к футболу всех слоев населения организаторы турниров и команд получают гораздо больше возможностей для привлечения рекламодателей, чем представители других видов спорта. К тому же, согласно отчету AdReaction, не менее 58% рекламы нацелено именно на женщин.

Фото: Nielsen

Как болельщики следят за футболом

Для 81% бесплатное эфирное телевидение — наиболее популярный способ просмотра матчей, в то время как 62% готовы платить за трансляции, 72% следят через социальные сети, а 68% — через стриминговые сервисы (ОТТ).

Во всем мире чемпионат мира по футболу наиболее популярен среди спортивных болельщиков (95%), наравне с Олимпийскими играми. Но 51% готовы платить за трансляцию чемпионата мира больше, чем за просмотр любого другого спортивного мероприятия.

При этом, согласно отчету, 69% футбольных фанатов заказывают еду во время просмотра матча по ТВ или на других платформах, 67% — проверяют e-mail, 60% — одновременно играют в онлайн-игры, 42% — делают ставки.

Учитывая это, спонсорам предоставляется больше возможностей для интеграции. В ряде стран компании проявляют активность в соцсетях во время игр, поскольку, к примеру, в Китае 90% заходит в соцсети во время просмотра футбольных матчей. Но в данном случае многое зависит от поведенческих привычек определенной категории людей. Для сравнения, в Японии, эта доля не превышает 43%.

Фото: Nielsen

Спортивное спонсорство

Спонсорство брендов имеет решающее значение для финансового успеха клубов. «Барселона» недавно подписала соглашение со Spotify, которое включало права на название стадиона «Камп Ноу» и размещение футболок на следующие три года. Сумма сделки составляет $70 млн за сезон.

Бренды также оказывают значительное влияние на впечатления от просмотра. Даже в эпоху бесконечных развлечений зрители обращают внимание на спонсорство. 56% футбольных болельщиков активно интересуются брендами, которые выступают спортивными спонсорами (по сравнению с 39% обычного населения). 67% согласны с тем, что компании — спортивные спонсоры становятся привлекательнее для аудитории (соответственно — 52%).

Около 59% футбольных болельщиков предпочли бы продукт спонсора бренду-конкуренту, если бы цена и качество были одинаковыми. Такое поведение гораздо характернее для любителей футбола, чем для населения в целом. Это говорит о том, что футбольные спонсоры пользуются большим успехом среди болельщиков.

По данным Nielsen, больше всего средств на спонсорство по-прежнему тратится в категории безалкогольных напитков. Однако со времени последнего ЧМ-2018 в числе спонсоров все чаще встречаются компании из сферы туризма.

Фото: Nielsen

Для достижения большей эффективности компании во время крупных событий устраивают разного рода акции. К примеру, в Германии во время чемпионата мира-2018 по футболу спонсоры организовывали популярные среди болельщиков совместные просмотры с участием местных звезд.

Главное