Как избежать травм и подготовить велосипед к старту сезона
В последние 10 лет массовый велоспорт в России обрел широкую популярность. Особенно это становится заметно весной, когда на улицах появляются сотни тысяч велолюбителей. Да и последние ночные московские велопарады собирали не менее 30 тыс. участников.
Однако неправильное обслуживание велосипеда может заметно подпортить эмоции от старта сезона. Как подготовить велосипед к первым поездкам и избежать травм — об этом «РБК Спорт» рассказал PRO-эксперт «Спортмастер PRO» Сергей Склизков.
Как подготовить велосипед
Вообще готовить велосипед к новому сезону нужно не весной, когда можно начинать кататься, а осенью (или ранней зимой) предыдущего года — после заключительной поездки. Иными словами, велосипед нуждается в грамотной консервации на зимний период. В таком случае весной его можно будет достать и сразу начать кататься.
И в целом правильное обслуживание велосипеда должно проводиться после поездки, а не до нее. Осенью велосипед необходимо очистить от грязи, пыли и старой смазки — все это ускоряет коррозию, что особенно критично на ведущих частях.
Также стоит произвести осмотр и оценить износ основных компонентов велосипеда: звезд, цепи, тормозных колодок и ручек. Когда используются тормоза с тросиковым приводом, трос может закисать, и в таком случае его придется заменить. Если за время сезона проблем с велосипедом не возникало, скорее всего, неполадок нет, и достаточно просто смазать цепь, очистить тросики управления, смазать их «рубашки». Сальники амортизаторов можно обработать силиконовой смазкой, чтобы предотвратить их высыхание.
Помимо этого, проверяется состояние покрышек: если видны трещины и протектор стерся, их стоит заменить на новые, поскольку со временем сцепление становится хуже и велосипед теряет в управляемости. К тому же старая покрышка больше подвержена проколам.
Если велосипед на зиму останется в квартире или любом другом помещении с не слишком влажным воздухом и плюсовой температурой, консервацию на этом можно завершить. В ином случае следует снять фонарь, фары, велокомпьютер и седло (их лучше хранить в тепле), а сам велосипед одеть во влагонепроницаемый чехол, внутрь чехла положить пакет с силикагелем (часто продается в магазинах как сушка для обуви).
В случае если осенью из-за обилия других дел велосипед все же остался без внимания, весной необходимо провести все те же мероприятия, но с большей тщательностью. А если вдруг двухколесной машиной не пользовались несколько лет, лучше вообще обратиться в специальный сервисный центр.
Какие выбрать аксессуары для велосипеда
Поскольку велосипед в городе — это и способ провести досуг, неспешно катаясь по парку, и полноценное транспортное средство, на котором многие доезжают от дома до работы и обратно, список аксессуаров может разниться в зависимости от предполагаемых сценариев использования.
- Крылья — то, без чего поездка на велосипеде в плохую погоду или после дождя обернется испорченной одеждой и забрызганным лицом.
- Подножка — другой незаменимый в городе аксессуар, поскольку без нее припарковать велосипед можно будет только в определенных велопарковках, которых и так не слишком много.
- Звонок поможет избежать аварии или убережет невнимательного пешехода, который решит неожиданно выскочить на велодорожку.
- Замок обеспечит безопасность велосипеда.
- Шлем — обязательное условие для езды по проезжей части, но и в других сценариях лишним не будет.
- Велофары и/или фонари, как и шлем, обязательно нужны для езды по дороге, но тоже могут пригодиться всем.
- Подседельная сумка — удобный аксессуар для хранения вещей, которые могут внезапно понадобиться в любой поездке. Запасная камера — одна из таких вещей.
- Мини-набор инструментов пригодится, чтобы заменить колесо или поправить цепь.
- Перчатки — речь идет о специальных велосипедных, они помогают гасить вибрации руля и избавляют от дискомфорта в руках после долгой поездки.
- Держатель для телефона — чтобы пользоваться навигацией и фитнес- или трекинговыми приложениями.
Как подготовиться самому к началу велосезона
Для езды на велосипеде необходима обувь с жесткой подошвой — это позволяет давить на педаль всей ступней и грамотнее распределяет нагрузку. Кроме того, обувь не должна быть высокой, чтобы не создавать помехи движениям в голеностопе. В спортивных магазинах продаются специальные велосипедные кроссовки и туфли, но обратить внимание на них стоит, только если планируются частые многокилометровые маршруты.
Нелишними будут специальные очки, которые уберегут глаза от попадания пыли и мелких насекомых — на скорости это может стать большой проблемой и привести к падению и травмам.
Первые несколько поездок лучше провести в спокойном, расслабленном режиме, без упора на километраж. Сначала стоит прислушаться к организму, дать ему вспомнить все движения и ощущения. Кроме того, первые поездки покажут состояние велосипеда после зимы — это еще один повод не гонять слишком сильно, поскольку, если за время простоя с велосипедом что-то произошло, на скорости неисправность может о себе заявить.
Также стоит иметь в виду, что, как и в любом спорте, отвыкшие от нагрузок мышцы будут болеть после тренировки, если сильно перестараться.
Еще один немаловажный момент: за время зимы привычные маршруты могли измениться — из-за ремонта, весеннего таяния и других факторов. Поэтому в первой поездке по излюбленной трассе стоит внимательнее следить за состоянием дороги.
Перед любой поездкой стоит делать классическую разминку на суставы — такую мы привыкли делать на уроках физкультуры в школе. Вращения кистями, локтями, плечами, шеей, тазом, голеностопом и коленями, наклоны в стороны и вперед — этого достаточно, чтобы подготовиться к езде на велосипеде.