Футбол, 15 дек 2021, 18:37

Виторию уволили. Что важно знать о работе тренера в «Спартаке»

Время португальца в «Спартаке» подошло к концу. Наследие самого противоречивого героя первой части сезона чемпионата России — в материале «РБК Спорт»
Читать в полной версии
Фото: Getty Images

Какие результаты

Девятое место в лиге с преимуществом всего в четыре очка от зоны стыковых матчей ФНЛ — болельщики любого клуба, оказавшегося в такой ситуации, с ликованием восприняли бы отставку главного тренера. Но только не фанаты «Спартака». Они преимущественно против увольнения Руя Витории, хотя при нем команда, взявшая второе место в прошедшем сезоне, безнадежно просела по результатам. Это если брать только чемпионат России.

А вот в еврокубках «Спартак» сотворил настоящее чудо — вышел с первого места в плей-офф Лиги Европы из группы, где в соперниках были номинально сильные «Лестер» и «Наполи». В последний раз «Спартак» занимал первую строчку в еврокубковой группе в 1995 году, когда одержал шесть побед в шести матчах против «Легии», «Блэкберна» и «Русенборга» в Лиге чемпионов.

«Федун не посмеет тронуть Виторию». Реакция на победу «Спартака»
Футбол
ТАСС">

Таким образом светлая европейская сторона безумного контраста Руя Витории стала основным аргументом в руках сторонников португальца. Его называют «героем», «жертвой обстоятельств», а после матча с «Сочи» (0:3) фанаты развернули баннер с надписью «Руй Витория — наш тренер» перед рестораном, где ужинали спартаковцы. Разберемся, насколько верным сейчас выглядит решение руководства «Спартака».

Были ли шансы спасти команду

На протяжении всего лета Зарема Салихова (супруга владельца «Спартака» Леонида Федуна) подрывала медиапространство, фактически вступив через телеграм-канал в открытую войну со спортивным директором клуба Дмитрием Поповым. Вердикт Салиховой по новому тренеру получился лаконичным, но понятным: «По поводу Руя я выразила свое мнение еще в марте. Он неконкурентоспособен ни в Европе, ни в России. Чемпион Португалии отправился в Саудовскую Аравию. Для меня вопрос закрыт. Не присутствую на матчах при данном тренере».

Португалец со временем остался вообще без союзников в руководстве клуба — Дмитрий Попов, не выдержав напор Салиховой, со скандалом уволился прямо во время проваленной квалификации ЛЧ против «Бенфики». Вскоре «Спартак» покинул руководитель селекционного отдела Александр Аверьянов. Руй Витория вошел в сезон без желаемых трансферов и с минимальной глубиной состава.

Кадровый потенциал усугубили травмы основных игроков — например, в квалификации ЛЧ так толком и не сыграли Квинси Промес с Виктором Мозесом. Ради исключения «Спартак» все-таки приобрел центрдефа Максимилиано Кофрие, но этот вариант клуб давно готовил на случай ухода Самюэля Жиго. Уже в сентябре, после тяжелого старта сезона, стало понятно, что работу Витории отправляют на самотек — клуб очень быстро занялся поиском потенциальной замены. Федун формально выразил тренеру поддержку, но Витория так и остался один на один с игровыми и кадровыми проблемами.

Фото: soccer.ru

Почему клуб не уволил Виторию раньше, особенно после ухода Попова? Во-первых, «Спартак» неожиданно проснулся в Лиге Европы, когда сенсационно обыграл «Наполи» на выезде (3:2). Во-вторых, по информации инсайдера Ивана Карпова, в контракте Витории был пункт, согласно которому португалец получил бы минимальный размер неустойки (1,5 млн евро) за финиш вне топ-5 по итогам первого круга.

Витория прекрасно понимал, что его судьба давно решена. Однако в плане эмоций достойно доработал до конца — не срывался в скандалы (хотя мог), не искал крайних и даже вывел «Спартак» в 1/8 Лиги Европы, подарив классный хайлайт с обидевшимся Лучано Спаллетти. И это единственное позитивное впечатление от работы Витории в клубе.

Надо понимать, что за этой оберткой скрывается полная деградация команды в игровом, ментальном и физическом плане — увы, даже мощный результат в еврокубках не перевешивает негативные тенденции, сформировавшиеся у «Спартака» за последние полгода.

Как перестраивался «Спартак»

Первая глобальная ошибка Руя Витории — изначальный резкий отказ от футбола Доменико Тедеско. Бывший тренер «Спартака» (теперь, кстати, рулит «Лейпцигом») принял команду сразу после отставки безнадежного Олега Кононова. Осознав, с каким материалом ему предстоит работать, Тедеско перестроил «Спартак» на 5-3-2 и воздвиг хрупкий баланс, который эффективно сработал на длинной дистанции. Вертикальные атаки, фланговые перегрузы, свободная роль Джордана Ларссона + хаотичная, но агрессивная оборонительная структура, подходившая под условия футбола в РПЛ. Несмотря на ряд откровенно слабых матчей (например, против «Зенита» в декабре 2020-го), Тедеско довел команду до серебра и квалификации в ЛЧ.

Витория же сразу внедрил схемы, с которыми работал еще в «Бенфике» — 4-2-3-1 и 4-3-3 с гибридом на 4-4-2. У Тедеско тоже был такой эксперимент в начале 2021-го, но после ужасных матчей против «Рубина» и «Динамо» тренер быстро свернул новые наработки и откатился к старому, более эффективному варианту. Дополнительно Витория нагрузил «Спартак» переходом на сложную оборонительную систему, в основе которой лежал принцип компактности линий. И сразу наткнулся на следующие проблемы:
  • Индивидуальные особенности основных защитников «Спартака», которые тяжело адаптировались к новым требованиям. Жиго и Джикия — агрессивные защитники, которые хорошо ведут борьбу 1-в-1, но их позиционные провалы бросались в глаза даже при Тедеско. Айртон заточен под скоростную работу, Мозес вообще никогда не был классным защитником (это вингер, из которого латераля сделал Антонио Конте). В ближайшем резерве у Витории был Николай Рассказов, уровень которого наглядно продемонстрировал «Лестер» в московском матче (3:4).
  • «Спартак» долгие годы не может найти вменяемого хавбека-разрушителя. «Зенит» несколько лет назад решил проблему с опорной зоной покупкой Вильмара Барриоса. У «Спартака» просто нет такого футболиста. Роман Зобнин, к сожалению, сейчас очень далек от формы сезона 2016/17, в котором он подчищал огрехи Фернандо и Дениса Глушакова. Более того, «Спартак» оставил Виторию без Алекса Крала (ушел в аренду в «Вест Хэм»). В итоге, роли ЦПЗ распределялись между вечно травмированным Хендриксом, Зобниным, Умяровым и Литвиновым. Такая глубина состава в ключевой зоне — просто катастрофа.
Фото: Getty Images

Кадровый голод — не вина Витории. Однако он долгое время игнорировал дисбаланс в центре поля, предполагая, что футболисты со временем адаптируются к новому футболу сами. И это была еще одна фатальная ошибка. К середине августа Витория все-таки вернул «Спартак» к схеме с тремя центральными защитниками — к этому моменту случились поражения от «Рубина» (0:1) и «Нижнего Новгорода» (1:2), ничья с «Арсеналом» (1:1), а также будничный вылет от «Бенфики» в квалификации ЛЧ.

При этом даже в «новой старой» схеме Витория делал упор на сложный принцип компактности линий — слегка улучшился баланс, но общая структура осталась пассивной и уязвимой. Особенно сильно это почувствовал Рассказов, который столкнулся с тотальным непониманием происходящего на поле. Построение компактности с защитниками уровня Рассказова — это как запуск Cyberpunk 2077 на старом компьютерном железе. Наивно и бессмысленно.

Какие игровые аспекты стали проблемой

В РПЛ редко прощают пассивную игру — именно поэтому Тедеско внедрял в «Спартаке» агрессию. В прошлом сезоне команда была лучшей в лиге по эффективности прессинг-действий (54%). Сейчас «Спартак» всего лишь восьмой (45%). Прессинг так и не стал дополнительным инструментом для создания активности впереди. Хотя по PPDA (допущенные передачи на одно оборонительное действие) «Спартак» прямо сейчас идет на третьем месте в РПЛ с показателем 9.55 (выше только «Краснодар» и «Локомотив»). Но в данном случае цифры обманчивы — многие команды оборонялись против «Спартака» в низком блоке.

Также Витория не придумал, как решить проблему с позиционными атаками — они так и остались медленными и предсказуемыми. К слову, эта тенденция существовала и при Тедеско, но немец действовал хитрее: подстраивался под соперника и готовил структуру контрвыпадов. В прошлом сезоне «Спартак» стал четвертым в РПЛ по количеству ударов в результате контратак, сейчас «Спартак» восьмой по этому показателю.

Витория стремился к стилю игры первым номером с диктовкой темпа матча, но, во-первых, не обладал необходимым уровнем исполнителей для такого футбола (в частности, в центре поля), во-вторых, за полгода такое точно не выстроишь даже в классной команде. Но португалец пытался, отказываясь от понимания очевидного. Что интересно, «Спартак» выдавал лучшие матчи, когда действовал в контратакующей манере с необходимой агрессией в отборе — к примеру, против «Наполи» и «Лестера».

Пассивность «Спартака» на чужой половине поля в борьбе и динамике усугубила плохая форма отдельных футболистов (плюс травмы) — Александр Соболев долго раскачивался, Джордан Ларссон растворился, Эсекьель Понсе сломался, Промес был нестабилен. Этим тоже можно оправдать плохие результаты, но, с другой стороны, Витория не предлагал интересных идей в атаке и высоком прессинге, откровенно полагаясь на случайность. Хотя по общим цифрам Витория даже не выглядит глобально хуже Тедеско, однако тут очень важен контекст.

«Спартаку» не всегда везло в РПЛ, но это не оправдание

До разгрома в Санкт-Петербурге (1:7 от «Зенита») команда Руя Витории шла на втором месте в лиге по ожидаемым очкам (xPTS) и уступала только «Краснодару». Удивительная картина — особенно на фоне тяжелого визуального впечатления от игры «Спартака». Команда действительно испытывала проблемы с реализацией и почти что в каждом матче превосходила соперника по ожидаемым голам (xG). Но основа этой аномалии по xPTS лежала в оборонительных особенностях «Спартака». Соперники создавали мало моментов у ворот Александра Максименко, но регулярно забивали. Вот эти особенности:

1. Сам Александр Максименко. Худший вратарь РПЛ по проценту отраженных ударов (51,5%). 16 из 33 ударов по воротам «Спартака», когда ворота защищал Максименко, закончились голами. В матче с «Зенитом» голкипер достиг низшей точки падения — ошибался на выходах, в выборе позиции и вяло реагировал на удары. На смену вратаря Витория решился только после позора в Санкт-Петербурге. Селихов после огромной паузы и бесконечных травм выглядел не самым надежным вариантом, но полностью оправдал доверие спасениями в Лиге Европы. Однако с Максименко стратегический запас очков в РПЛ был уже упущен.

Фото: Getty Images

2. Минимальная агрессия в обороне. Как уже было сказано выше, Витория делал упор на позиционную игру в защите, в которой игроки «Спартака» чувствовали себя как рыбы, выброшенные на берег. Уровень борьбы и персонального контроля был крайне низким — таким образом «Спартак» создавал для соперников максимально комфортные условия для реализации даже самого минимума голевых шансов. Хотя глобально принципы Витории на время позволили «Спартаку» выстроить очень сложную для вскрытия оборону. Однако любая ошибка в этой обороне становилась фатальной — и это очень плохой симптом.

Что интересно, после 1:7 «Спартак» начал уступать даже по xG и откатился на седьмую строчку по xPTS. И эта статистика уже выглядит более справедливой.

Капитан «Спартака» заявил, что не удивится отставке главного тренера
Футбол

Руй Витория приехал в «Спартак» как специалист с неплохим набором идей, которые сработали в Лиге Европы (с корреляцией на сэйвы Селихова), но не сработали в РПЛ. Главная проблема Витории заключалась в том, что он упорно гнул свою линию без оглядки на уровень состава «Спартака» и тактические тенденции российского футбола. Этой команде необходим более гибкий и изобретательный тренер.

Кто приходит в клуб

Сейчас болельщики «Спартака» используют поддержку Руя Витории исключительно как инструмент протеста против Федуна и Салиховой. Да, Витория подарил клубу выход в весеннюю стадию еврокубков, но в рамках РПЛ команда переживает сложную перестройку (в тактическом плане) и общую деградацию. Руководство уже не рассматривает Виторию в качестве долгосрочной стратегии, это слишком очевидно.

А вот кого «Спартак» берет на замену — это другой вопрос. Итальянец Паоло Ваноли никогда не работал в качестве главного тренера на клубном уровне и пока известен лишь как ассистент Антонио Конте. «Спартак» постоянно мечется в хаосе и генерирует внутриклубные междоусобицы — пока клубом управляет окружение Леонида Федуна, эта картина так и останется неизменной. Следовательно, для минимизации негатива клубу нужен человек, способный эффективно управлять происходящим на поле. Витория с этой задачей не справился. Станет ли Ваноли вторым Каррерой или Тедеско — тоже огромный вопрос. Цикл запускается по новой.

Главное