Хаос и бардак в «Спартаке». Главное о ситуации в клубе
У «Спартака» нет ресурсов для улучшения игры
Португальский клуб по всем предматчевым раскладам шел в качестве фаворита. Прямо сейчас в составе «Бенфики» собраны опытные футболисты хорошего качества и перспективные игроки, по которым португальцы стабильно работают уже много лет, выращивая звезд европейского футбола. За последние 15 лет у «Бенфики» лучший трансферный баланс в Европе — чистая прибыль от сделок составила 604,75 млн евро. Чуть ли не каждый год клуб продает футболистов за огромные суммы. Этот поток поставлен на конвейер, «Бенфика» постоянно играет в еврокубках с переменным успехом, так что класс исполнителей у этой команды изначально очень высок. Особенно если сравнивать с московским «Спартаком».
Потенциал «Спартака» в данном случае заключался только в грамотных тренерских и тактических решениях. Руй Витория хоть и строит команду по новым принципам (изменил схему и общую структуры игры), но текущий набор футболистов не позволяет решать старые проблемы, с которым сталкивался еще Доменико Тедеско. Не помогло даже то, что Руй Витория и его штаб хорошо знакомы с португальскими игроками и с «Бенфикой», в частности.
Под «Бенфику» Витория выставил схему 4-3-3. В обороне — никаких сюрпризов: Айртон-Джикия-Жиго-Рассказов (сильнейшее на данный момент сочетание «Спартака», если говорить о четверке защитников). Треугольник в центре поля составили Умяров, Зобнин и Хендрикс. В атакующей тройке расположились Бакаев, Ларссон и Соболев. Обычно «Спартак» при Витории играл по схеме 4-2-3-1, но в этот раз отказался от чистого атакующего полузащитника, сделав выбор в сторону более насыщенного центра поля.
Жорзе Жезуш выбрал 3-4-3 с крепкой и пасующей тройкой ЦЗ (Вериссимо-Отаменди-Вертонген), которая позволила растягивать оборону «Спартака» в ширину и грамотно насыщать свободные зоны между линиями. Это и стало залогом постепенной оборонительной деградации «Спартака», который элементарно не справился с давлением.
Свободные зоны
Несмотря на тройку полузащитников в центре, «Спартак» часто оставлял свободные зоны под второй темп атак и терял игроков при позиционной обороне. Это старая проблема «Спартака», обусловленная отсутствием в составе полузащитников сугубо оборонительного профиля. Доменико Тедеско в свое время решал этот момент, используя тройку центральных защитников — у «Спартака» была подстраховка хотя бы в нижнем блоке.
Даже в матчах РПЛ против не самых сильных соперников «Спартак» допускает большие разрывы между линиями обороны и полузащиты, что усугубляется пассивной игрой хавбеков в отборе и прессинге. Естественно, сильная и организованная команда вроде «Бенфики» на голом классе использовала на максимум слабые стороны «Спартака».
Первый подобный эпизод возник уже на 6-й минуте. Тут стоит обратить внимание на то, как «Спартак» растерял игроков в штрафной, ожидающих передачу с фланга — четверка защитников опустилась слишком глубоко, а тройка центральных полузащитников не справилась с контролем ситуации (Умяров не перехватил мяч). Здесь повезло — Джикия принял на себя удар.
При этом в первом тайме у «Спартака» хватало сил и идей на то, чтобы создавать опасные моменты. План Витории легко понять — играть в «автобус» против «Бенфики» не было смысла («Спартак» просто не умеет обороняться против таких соперников), а вот атакующую динамику в схеме 4-3-3 еще можно было сохранить. Бакаев и Ларссон создали самый явный шанс «Спартака» на гол, а Умяров отметился неплохим дальним ударом, когда спас вратарь «Бенфики» Влаходимос.
Каждую опасную атаку «Бенфики» при желании можно разобрать отдельно, но проще выделить основные «спартаковские» болезненные симптомы. Первый — слабый контроль при широких атаках соперника. Из этого шли опасные подключения латералей, а также постоянные ситуации 1-в-1 на флангах обороны (где играли не самые сильные в такой игре Рассказов и Айртон). Вот, например, эпизод на 10-й минуте — Рафа Силва отправляет в кювет Рассказова и вырезает передачу на свободного Гонсалвеша (его удар потащил Максименко):
Второй симптом — неумение «Спартака» прерывать передачи из центра поля. Некоторые ошибки были совершенно детскими. Самый яркий пример — второй гол «Бенфики». К тому времени «Спартак» перестроился на 4-2-3-1, но оборонительная активность фланговых атакующих игроков была минимальной. Здесь Мозес без сопротивления позволил Вериссимо отдать передачу на Жилберто в свободный коридор между Айртоном и Джикией:
Проблемы в единоборствах
Также стоит отметить слабую игру «Спартака» в единоборствах. По данным WyScout, команда Руя Витории лишь на одном небольшом отрезке превзошла соперника в успешности единоборств. По интенсивности игры и общей динамике «Бенфика» была намного сильнее и пресекала многие атакующие действия «Спартака» и подбирала мячи в результате контрпрессинга:
Что интересно, на матче не работал VAR — в матче было минимум два эпизода, в которых в ворота «Спартака» можно было назначить пенальти. Об этом, кстати, после игры сказал Жорже Жезуш: «Мы легко могли победить 3:0 или 5:0. «Спартак» иногда играл в гандбол».
После домашнего поражения со счетом 0:2 у «Спартака» минимальные шансы на то, чтобы оформить чудо в Лиссабоне. Прямо сейчас у команды нет резервов для улучшения игры, даже если к ответной игре восстановится Квинси Промес — набор полузащитников так и остается ограниченным, а «Бенфика» гораздо сильнее «Спартака» в принятии решений и движении по полю.
У «Спартака» нет нормальной селекции. В клубе не могут решить, кто контролирует трансферы.
Скандалы в руководстве
Сразу после матча обозреватель «СЭ» Игорь Рабинер сообщил новость — спортивный директор «Спартака» Дмитрий Попов заявил об уходе из клуба. С 2008-го по 2016-й Попов уже работал в «Спартаке» в должности спортивного директора и вернулся в ноябре прошлого года. Но второй его заход оказался недолгим. О причинах рассказал сам Попов: «Оказывается, у нас состав формирует бывший тренер, при том что с новым мы пытаемся построить футбол, прямо противоположный прежнему! При таких раскладах я не вижу смысла в дальнейшем пребывании в клубе. За место не держусь и не хочу, извините, быть терпилой».
Коротко — Попов поделился историей о потенциальной покупке аргентинского правого защитника Гонсало Монтиэля, сделку по которому заблокировал лично Леонид Федун. «Больше всего меня поразил скриншот на английском, приложенный к отказу и пояснение: «Это мнение Тедеско, и я с ним согласен», — сообщил Рабинеру спортивный директор «Спартака».
Также Попов сказал о том, что устал терпеть нападки со стороны Заремы Салиховой, которая в своем телеграм-канале неоднократно высказывалась против спортивного директора. Вместе с Поповым «Спартак» покидает руководитель селекции Александр Аверьянов. На прошлой неделе стало известно о том, что свой пост оставит директор «Спартака» по развитию и коммуникациям Антон Фетисов, который также подвергался обструкции со стороны Заремы Салиховой.
Над «Спартаком» нависла угроза очередного провала в трансферной кампании — квалификация в Лиге чемпионов уже началась, а клуб так и не подписал футболистов для усиления состава. Среди приоритетных целей, по словам Попова, были правый защитник и опорный полузащитник. В схеме, которую использует Руй Витория, необходим профильный разрушитель в средней линии — ни один игрок из нынешнего состава «Спартака» не соответствует этой роли. Николай Рассказов, которого вынужденно используют на правом фланге обороны, несмотря на все старания, не предоставляет большой объем в поддержке атак.
У «Спартака» с селекцией вообще старые проблемы — постоянно меняются люди, отвечающие за это направление, а сделки, которые не оправдывают себя, оформляются ежегодно. На каждый удачный трансфер вроде Соболева или Мозеса есть провалы вроде Гуса Тила или Александра Кокорина. В этих условиях трудно рассчитывать на успешные выступления в еврокубках. Более того — с дезорганизованной селекционной структурой «Спартак» рискует столкнуться с проблемами даже в чемпионате России.