Деньги, 12 авг 2021, 07:30

Эффект Абрамовича. Как «Челси» стал самым успешным клубом Англии

«Челси» впервые в эпоху Романа Абрамовича стал обладателем Суперкубка УЕФА и завоевал 21 трофей с момента его приобретения российским миллиардером. О финансовой модели самого успешного за последние 18 лет клуба Англии — в материале РБК
Читать в полной версии
Фото: Reuters

Английский «Челси» 11 августа обыграл испанский «Вильярреал». Клуб во второй раз в истории и впервые с 1998 года стал обладателем Суперкубка УЕФА. Этот трофей стал 21-м для лондонцев с момента его покупки российским бизнесменом Романом Абрамовичем в 2003 году. За это время «Челси» пять раз выиграл Английскую премьер-лигу и дважды Лигу чемпионов — больше, чем любой другой английский клуб.

До прихода российского миллиардера «Челси» был крепким середняком английского чемпионата. На счету лондонцев до эры Абрамовича одно чемпионство (1954/55), три Кубка Англии (1970, 1997, 2000), по два Кубка Футбольной лиги (1995, 1998, 2005) и Суперкубка страны (1955, 2000). На международном уровне клуб дважды стал обладателем Кубка обладателей кубков (1971, 1998) и обладателем Суперкубка УЕФА (1998). Всего за 98 лет клуб выиграл 12 титулов, меньше чем за последующие 18 лет.

Абрамович купил «Челси» за ₤140 млн в 2003 году. В первый сезон, согласно данным Transfermarkt, клуб потратил на трансферы €169,7 млн, превзойдя свой рекорд по этому показателю на €115 млн. Эрнан Креспо, Хуан Себастьян Верон, Дамьен Дафф, Клод Макелеле, Адриан Муту — о таких звездах болельщики клуба несколькими месяцами ранее не могли даже мечтать. В результате в первые три года лондонцы дважды стали чемпионом Англии.

Счастливое число Абрамовича. Главные цифры финала Лиги чемпионов
Футбол

Экономический рост

«Эффект Абрамовича» дал о себе знать и за пределами поля: общая операционная прибыль «Челси» за первый год при нем увеличилась на 62%. Наблюдалась устойчивая долгосрочная восходящая траектория, что привело к рекордным операционным доходам в сезоне 2018/19 — €513 млн (больше на 282% аналогичного показателя сезона 2003/04). Такой рост был вызван увеличением выручки от вещания и ростом коммерческих доходов.

Одними из основных драйверов увеличения выручки являются доходы от трансляций, связанные с резким ростом спроса на телеправа Английской премьер-лиги — с 2003 года стоимость увеличилась в пять раз, до ₤5 млрд. Доходы клуба от трансляций с сезона 2003/04 возросли на 166%.

Миллиард Абрамовича. Как «Челси» шел к третьему финалу Лиги чемпионов
Деньги

Сказался и рост коммерческих доходов. С 2004 по 2019 год коммерческие доходы клуба в связи со спортивными успехами выросли на 366% к 2019 году.

«Челси» также часто проводит предсезонные туры за границей, чтобы привлечь болельщиков с разных континентов, а также быстро осваивается в других сферах, как, например, киберспорт. Такие усилия привели к сделке с Nike на €69 млн за комплект формы и спонсорскому контракту на €46 млн в год с телекоммуникационной компанией Three — обе сделки являются одними из самых прибыльных в своих категориях.

Абрамович оказался в середине. Что показал рейтинг самых дорогих клубов
Футбол

Улучшение игровых результатов и доходов привело к новым возможностям и потребностям в постоянных инвестициях в команду. В результате расходы на персонал «Челси» с 2011/12 года увеличились на 60%, до €326,8 млн в пандемийном сезоне 2019/20. Исполнительный директор клуба с 2014 года Марина Грановская отвечает за зарплаты в «Челси», удерживая траты на них на уровне ниже 70% от доходов.

Но бывают и исключения, как, например, в случае с €11 млн, потраченными в сезоне 2015/16 на компенсацию Жозе Моуринью и его тренерскому штабу после увольнения.

Уникальный долг

Уникальным аспектом финансовой деятельности «Челси» является внутренний долг в размере €1,4 млрд. Абрамович поддерживает клуб, предоставляя ему ссуду с момента приобретения. С одной стороны, долговая нагрузка перед структурами Абрамовича значительна; с другой — у «Челси» нет процентной финансовой задолженности. Такая схема позволила быть активным игроком на трансферном рынке даже во время пандемического спада в прошлом году, когда большинство конкурентов были вынуждены экономить средства.

«Челси» Абрамовича вошел в топ-25 самых дорогих спортивных клубов мира
Футбол

Развитие «Челси» при Абрамовиче показано в отчете KPMG Football Benchmark, в котором лондонцы неизменно входят в число самых ценных клубов. Оценка достигла пика в январе 2019 года — €2,2 млрд, что на 53% больше аналогичного показателя 2016 года. В рейтинге за 2021 год клуб занял седьмое место с оценкой в €1,9 млрд, что связано с последствиями пандемии.

Крупнейший игрок на трансферном рынке

«Челси» — крупнейший игрок Англии на трансферном рынке. После прихода Абрамовича клуб потратил €2,22 млрд на новых игроков — больше, чем любой другой клуб премьер-лиги. Рекордными контрактами клуба стали Кай Хаверц и Кепа Аррисабалага, которых купили за €80 млн каждого.

«Челси» также возглавляет клубы премьер-лиги по доходам, полученным от продажи игроков, заработав €1,17 млрд с 2003/04 года. Из €1,17 млрд дохода от трансферов около €800 млн было получено с 2014 года — за время пребывания в должности директора Марии Грановской, второго человека в клубе после Абрамовича. Самые известные примеры — Эден Азар, которого продали в «Реал Мадрид» более чем за €100 млн за год до окончания контракта, и возвращение Диего Косты в «Атлетико Мадрид» (аренда с обязательным выкупом стоимостью около €66 млн).

В настоящее время состав «Челси» оценивается почти в €1 млрд, что значительно выше показателя 2011 года, когда он составлял €422 млн. Наиболее ценными игроками являются недавно подписанные Кай Хаверц и Тимо Вернер, а также воспитанник клуба Мейсон Маунт. Все это наглядно показывает умение клуба как покупать готовых игроков, так и инвестировать в молодежь. Последнее было особенно важно во время запрета на трансферы в сезоне 2019/20.

Рост фанатской базы

Популярность «Челси» также хорошо иллюстрируется количеством подписчиков в социальных сетях. Клуб является вторым по популярности английским клубом после «Манчестер Юнайтед» и пятым по популярности во всем мире с 111 млн подписчиков. За последние два года база поклонников в социальных сетях увеличилась на 30%. Большой приток связан с платформой TikTok, где у «Челси» 3,5 млн подписчиков, а также рост подписчиков в Instagram — 57%. Клуб также зарегистрировался в одной из крупнейших социальных сетей в Китае Weibo, что увеличило количество подписчиков почти вдвое — с 5,4 млн до 10 млн — за два года.

Главное