Футбол, 14 июл 2021, 08:18

Сколько заработают клубы чемпионата России после реформ. Что важно знать

На следующей неделе РФС примет решение о новом формате чемпионата России по футболу. РБК разбирался, насколько увеличится доход клубов РПЛ через пять лет в зависимости от количества участников чемпионата и наличии игр плей-офф
Читать в полной версии

В ближайшие недели РФС примет решение о возможной реформе чемпионата России по футболу. С апреля 2021-го Российский футбольный союз (РФС) сотрудничает с голландской компанией Hypercube, которая специализируется на исследовании футбола и уже спроектировала реформы в чемпионатах Голландии, Бельгии, Дании и Австрии — и теперь подготовила отчет, в котором предложила сразу несколько вариантов изменения российского чемпионата. РБК уже писал подробно о каждом из возможных форматов проведения РПЛ для поднятия конкуренции и зрелищности российского футбола. Теперь же стоит оценить, насколько финансово выгодным будет новая система проведения чемпионата.

Согласно данным источников РБК, компания, исходя из открытых данных о доходов и расходов клубов, смоделировала разные сценарии финансового будущего клубов.

Вариант первый. «Земля 16».

Самый базовый вариант, при котором система никак не изменится — формат соревнований, количество участников, принцип вылета из дивизиона и попадание в еврокубки остаются прежними. Однако при этом не повышается и коммерческая ценность турнира, поскольку количество топовых матчей остается неизменным и не увеличивается процент игр, в который решаются турнирные задачи. 

Итого: ₽80 млрд

Вариант второй. «Земля 18».

В этом формате сразу два нововведения — увеличение количества команд до 18 и добавление игр плей-офф за место в Лиге конференций. При этом должна вырасти доходность всех клубов. Так, представители первой шестерки за 5 лет увеличат общий доход на 4% — с ₽48 млрд до ₽50 млрд. Команды с 7 по 14 места — на 5% с ₽20 млрд до ₽21 млрд. А последние 4 команды обогатятся на 33% — с ₽12 до ₽16 млрд. Такой рост станет возможным благодаря увеличению количества матчей, однако зрелищность и посещаемость матчей упадет на 19% и 5% по сравнению с нынешней системой.

Итого: ₽87 млрд 

Вариант третий. «Марс 16».

Более сложная система с разделением чемпионата на два этапа и серией плей-офф. Из-за этого общее количество игровых дней увеличится до 36 и добавятся еще 14 топовых матчей. Из-за того, что почти каждый матч будет важен для любого из участников, на 8% улучшится зрелищность и на 4% увеличится посещаемость игр. Что касается прибыли, Hypercube дает положительный прогноз. Команды из первой четверки увеличат общие доходы на 23% — до ₽59 млрд за 5 лет, команды с 5 по 12 места — на 5% до ₽21 млрд, а вот для последних четырех команд прибыль останется неизменной — ₽12 млрд.

Итого: ₽92 млрд

Российским клубам предложили четыре варианта реформирования лиги
Футбол

Вариант четвертый. «Юпитер 16».

Этот формат схож со «швейцарской системой» проведения Лиги чемпионов-2024/25 — в два этапа.

При условии, что количество команд останется неизменным, увеличится количество топ-матчей — до 26. Также ожидается рост посещаемости (на 15%), зрелищности (на 19%) и спортивных результатов команд из-за роста конкуренции и важности матчей. Вследствие этого вырастет и прибыль команд. Группа А (команды с 1 по 6 места) в данном случае улучшит финансовые показатели на 33% до ₽64 млрд, группа В (с 7 по 12 места) станут богаче на 25% — до ₽25 млрд, а группа С увеличит доходы на 8% — до ₽13 млрд.

Итого: ₽102 млрд

Есть еще один вариант с такой же схемой, он может быть адаптирован под 20 команд, однако в данном случае на 7% упадет посещаемость, но зато на 12% вырастет зрелищность. Доходы при этом доходы группы А и группы В вырастут не так сильно, как при наличие 16 участников — на 19% до ₽57 млрд и на 15% до ₽23 млрд, соответственно. А вот команды из группы С увеличат доходы сразу на 55% — до ₽18 млрд.

Все новые предложения по формату проведения чемпионата являются экономически выгодными для клубов как из первой шестерки, так и из последней четверки, заключают авторы отчета. В главе «Улучшение коммерческой стратегии» Hypercube пишет, что основными финансовыми целями является улучшения соглашений со спонсорами при помощи повышения эффективности показа рекламы через светодиодные экраны, рекламные щиты по периметру поля (баннеры и видео), телевидение, стриминг, баннеры и видео, социальные сети. Также в планах повысить прибыль от болельщиков, а также подписать контракты с зарубежными и отечественными медиа-партнерами и спонсорами.

В целом Hypercube оценил коммерческий потенциал российского футбола в ₽10млрд. И первым шагом к повышению коммерциализации футбола может стать контракт с голландской пивоваренной компанией Heineken на ₽2млрд, который увеличит желание зрителей приходить на стадион, следует из отчета.

Итого: ₽98млрд

Главное