Хасбик против Абдурозика. Почему скандальный бой вызвал такой интерес
Что произошло
В последние несколько недель крупнейшие спортивные СМИ России публикуют тексты о бое дагестанского блогера Хасбуллы Магомедова (Хасбик) и таджикского певца Абдурозика. Их свел между собой чеченский блогер Асхаб Тамаев, который предложил им подраться по правилам ММА.
У молодых людей проблемы со здоровьем. Магомедову 18 лет, его рост — 93 см, вес — 18 кг. Абдурозику 17 лет, его рост — 1 м, вес — 17 кг. Оба не являются профессиональными бойцами.
Информацию, связанную с боем, Тамаев размещает на своем YouTube-канале. В одном из эпизодов по промоушену боя он рассказывал, что победитель получит 1 млн руб. После того как внимание к бою возросло, Тамаев заявил, что каждый получит фиксированный гонорар, но какой именно — не уточнил.
На YouTube-канале Тамаева уже вышла пресс-конференция бойцов, которая набрала почти в два раза больше просмотров, чем пресс-конференция Конора Макгрегора и Хабиба Нурмагомедова — 12 млн просмотров против 5,9 млн.
Чем известны Хасбик и Абдурозик
Хасбик прославился в Сети после публикации видео про клубнику. В незатейливом видео он говорит одну фразу: «Клубника — бомба, честно говоря». Он известен своим интересом к смешанным боевым искусствам, а себя называет вторым Хабибом Нурмагомедовым.
Абдурозик — популярный в Таджикистане певец, в Instagram у него более 820 тыс. подписчиков. В основном он исполняет песни в стиле рэп на родном языке. Его песни набирают более 2 млн просмотров. В школу он пошел только в 12 лет, поскольку педагоги посчитали, что ребенок физически не сможет проделать путь через горную местность до школы с портфелем.
Резонанс
Глава компании M-1 Global, известный российский промоутер Вадим Финкельштейн заявил РБК, что ему сложно дать оценку спортивной составляющей этого боя. «Но если они в одной весовой категории, нет никаких медицинских противопоказаний, то ничего в этом не вижу плохого. У нас же есть Параолимпийские игры, это такие же люди, они хотят заниматься спортом. Если это нормальный бой по спортивным правилам, они не кусались, не уродовали друг друга, то почему нет», — считает он.
Глава Спортивной ассоциации маленьких людей России Ульяна Подпальная назвала неэтичным проведение этого поединка. «Это не то, что даже показательный бой, — им платят большую сумму денег, и это шоу. Чтобы люди посмеялись. Но ничего серьезного в этом нет, это не спорт. Вообще это неэтично, неправильно, с моей точки зрения. Мне кажется, только с одной стороны это может быть правильным и красивым — если (единоборства среди маленьких людей. — РБК) сделают параолимпийским видом спорта», — сказала она.
Менеджер бойцов ММА Магомеда Исмаилова и Александра Емельяненко Азамат Бостанов разделяет это мнение.
«Мне не нравится этот бой. Я не хочу говорить обидные вещи, но это люди с особенностями развития. Например, в Параолимпийских играх нет ММА. Выставлять двух карликов друг против друга — неприемлемая история, она мне не импонирует. Это хлеб и зрелище — ничего более, напоминает гладиаторские бои времен Древнего Рима. Не хочу сказать ничего грубого про Хасбика и Абдурозика — они получили внимание, подписчиков, рекламные контракты. Но бои карликов — за гранью приемлемого и приличного», — заявил Бостанов РБК.
Также недовольство поединком высказали и профессиональные спортсмены. Российский боец Александр Емельяненко заявил изданию «Всепроспорт», что относится к такому бою негативно. «Участники этого так называемого поединка — люди с особенностями развития. Есть опасения за их здоровье: могут ли они вообще участвовать в подобных соревнованиях? Морально мне не нравится все, что связано с этим боем», — сказал он, добавив, что бой можно провести, если это не нанесет вред здоровью ребят.
Деньги
В мае Тамаев опубликовал видео совместной пресс-конференции (треш-тока) с бойцами, которая сама по себе принесла организаторам хорошие деньги. Около $12 тыс. (880 тыс. руб.) должны прийти от видеохостинга — за каждый 1 млн просмотров YouTube в среднем платит $1 тыс., говорит Бостанов. Также организаторы заработали на рекламных интеграциях. В среднем, по словам собеседника РБК, рекламодатель платит 30 коп. за один просмотр — то есть речь может идти о сумме более 3 млн руб. за ролик одного рекламодателя. Изначально 1 млн руб. заявлялся как приз победителю. Даже если такую сумму получат оба участника поединка, расходы на бой можно будет отбить уже за счет одной только пресс-конференции.
Основными спонсорами поп-ММА (поединков с участием непрофессионалов, их также называют ютьюб-боями и фрик-боями) являются букмекеры. По словам Бостанова, интерес данных компаний к такого рода событиям обусловлен схожей целевой аудиторией и статистикой — больше всего ставок делается на ММА и футбол.
«Тенденция такова, что интерес к этому ответвлению смешанных единоборств только растет. Из-за отсутствия профессиональных площадок для выступления в поп-ММА переходят даже бывшие профессиональные бойцы — в России самым ярким примером является Александр Емельяненко, который получит за бой с рэпером Джиганом самый большой гонорар в карьере. В США — бывший чемпион OneFC и Bellator Бен Аскерн, который заработал за бой с блогером Джейком Полом больше, чем за любой свой профессиональный бой. Однако такие истории разовые», — сказал Бостанов.
Почему это интересно публике?
Всплеск интереса к смешанным единоборствам в России во многом связан с боем Хабиба Нурмагомедова и Конора Макгрегора, который прошел в октябре 2018 года. По данным аналитической компании Mediascope, прямую трансляцию поединка посмотрели свыше 2,6 млн россиян — 34,4% от общей аудитории телезрителей в момент боя.
В декабре того же года известный блогер Амиран Сардаров организовал поединок между блогерами Асхабом Тамаевым и Филиппом Марвиным, который посмотрели 16 млн раз. Чуть позже Сардаров создал на YouTube бойцовский проект «Битва за хайп». Там каждый желающий мог надеть перчатки и выйти в октагон по правилам ММА.
«Все достаточно просто. Люди, которые выступают, — это ребята из народа. Поэтому зрители чаще всего ассоциируют себя с людьми, выступающими в этих промоушенах. Герои этих лиг ближе к простым людям, чем профессиональные бойцы, — с утра они занимаются обычной работой, а вечером идут в зал, занимаются и выступают. Плюс позиционирование лиг поп-ММА такое, что выступить может каждый. Из-за этого такой ажиотаж», — объяснял Бостанов.
Когда бой
Тамаев заявил в последнем видео, что выложит бой, когда ролик с треш-током наберет 600 тыс. лайков. На момент написания текста видео собрало 628 тыс. лайков и 34 тыс. дизлайков. Суммарно только три последних ролика с участниками поединка на канале собрали более 20 млн просмотров. Ни один бой не привлекал в Сети такого внимания.