«Зенит» подорожал после провала в Лиге чемпионов. Как такое возможно
Стоимость «Зенита» увеличилась до $165 млн, на 34% по сравнению с прошлым годом по оценке консалтинговой компании Brand Finance. Это позволило петербуржцам подняться с 49-го на 33-е место. Тогда как стоимость клубов из первой тройки — «Реала», «Барселоны» и «Манчестер Юнайтед» — упала минимум на 10%.
Почему стоимость «Зенита» увеличилась
Основная причина падения цены топ-клубов — крах Суперлиги. Неудавшийся проект серьезно ударил по стоимости 12 клубов основателей, которые упали в цене на $600 млн. При этом ущерб мог быть и больше — $2,5 млрд или 25% от общей стоимости всех участников.
«Клубы, организовавшие Суперлигу, считали свои бренды очень сильными. Однако ошибки в продвижении и позиционировании проекта вызвали негативную реакцию как у болельщиков, так и у спонсоров, — объяснил влияние Суперлиги на рейтинг руководитель отдела спортивных услуг Brand Finance Хьюго Хенсли. — В итоге Суперлига нанесла ущерб брендам».
Не могла не сказаться и пандемия. По этой причине ведущие европейские клубы были вынуждены играть большую часть сезона при пустых трибунах, что сказалось на спонсорских контрактах.
В то же время «Зенит» провел весь сезон при заполняемости 60-тысячной арены минимум на 25%. Именно этот фактор стал определяющим при оценке клуба, несмотря на провальное выступление в Лиге чемпионов (последнее место в групповом раунде при одной ничьей и пяти поражениях).
Стадион команды вошел в тройку самых посещаемых арен мира и самым посещаемым в Европе. Средняя посещаемость домашних матчей «Зенита» составляет 18 937 человек — больше только у американской «Аталанты Юнайтед» и китайского «Гуанчжоу». Для сравнения, лучший показатель посещаемости в топ-5 европейских чемпионатов — у немецкого «Вердера» (8400).
Вдобавок на рост стоимости «Зенита» повлияло третье подряд чемпионство, благодаря которому клуб обеспечил минимальный доход в $15,5 млн от участия в Лиге чемпионов. Как отмечает Brand Finance, немаловажную роль сыграло и партнерство с аффилированными с «Газпромом» (владелец команды) компаниями, которое приносит клубу около 74% доходов.
Стоит ли доверять этому рейтингу
Ежегодный отчет Brand Finance о стоимости самых дорогих клубов мира формируется на основе спортивных результатов, эффективности коммерческой деятельности, состояния инфраструктуры и посещаемости матчей.
Топ-3 Brand Finance не изменился по сравнению с прошлым годом. Лидирует «Реал» ($1,499 млрд), следом расположились «Барселона» ($1,487 млрд) и «Манчестер Юнайтед» ($1,327 млрд).
«Реал» и «Барселона» обесценились на 10%, «Манчестер Юнайтед» — 14%. «Бавария» является единственной командой из топ-5, чья стоимость повысилась (с $1,169 млрд до $1,255 млрд). Клуб в отличие от многих также закончил сезон с наивысшим рейтингом (ААА+). На это могло повлиять сразу несколько факторов. В прошлом году «Бавария» выиграла Бундеслигу, Кубок Германии, Суперкубок Германии, Суперкубок УЕФА, Клубный чемпионат мира и дошла до четвертьфинала Лиги чемпионов. К тому же «Бавария» была одним из немногих европейских грандов, отказавшихся от вступления в Суперлиге.
Остальные топ-клубы упали в цене по сравнению с прошлым сезоном. Сильнее всех пострадал «Тоттенхэм» (-19%).
Рейтинг Brand Finance сильно отличается от аналогичного списка Forbes, где учитывается инфраструктура, финансовые показатели, стоимость телеправ, но не спортивные показатели. В частности, по версии Forbes, «Барселона», а не «Реал» является самым дорогим футбольным клубом — $4,8 млрд. А разница в стоимости клубов в разных рейтингов превышает $3 млрд.