Другие, 16 июл 2020, 14:03

ОКР предупредили о проблемах из-за вмешательства в дела РУСАДА

Аудит, заказанный Олимпийским комитетом России для РУСАДА, выявил нарушения в его работе. В интервью РБК член набсовета агентства Сергей Хрычиков допустил, что вмешательство ОКР в дела антидопингового агентства может привести к новым проблемам
Читать в полной версии
(Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости)

Решение Олимпийского комитета (ОКР) и Паралимпийского комитета России (ПКР) провести аудит РУСАДА может содержать конфликт интересов. Об этом РБК сообщил член наблюдательного совета Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Сергей Хрычиков, который также занимает должность руководителя отдела спортивных конвенций Совета Европы.

Он напомнил, что ОКР и ПКР, с одной стороны, являются учредителями агентства, а с другой — «являются и его клиентами», когда российских спортсменов проверяют на допинг. Подробнее — в обзоре РБК.

Кроме Сергея Хрычикова в наблюдательный совет входят Александр Ивлев (председатель), Владимир Чехонин (вице-председатель), Андрей Миняев, Елена Исинбаева, Сергей Рязанский и Андрей Строкин. Этот орган при РУСАДА был создан в 2016 году во время допингового кризиса.

Учредителями РУСАДА являются Минспорта, Олимпийский и Паралимпийский комитеты России. Они в 2019 году заказали у компании «Финэкспертиза» аудит, который выявил нарушения в операционной деятельности РУСАДА.

Конфликт интересов ОКР и РУСАДА

Сергей Хрычиков: «ОКР и ПКР — одни из учредителей РУСАДА, но они являются и его клиентами, потому что агентство проводит тестирование спортсменов, которые попадают в олимпийскую и паралимпийскую сборные. Соответственно, у Олимпийского и Паралимпийского комитетов возникает конфликт интересов, и в связи с этим они не должны никак вмешиваться в деятельность РУСАДА и никак не должны к ней прикасаться.

Для этого был придуман во время реформы РУСАДА наблюдательный совет, для этого существует Всемирное антидопинговое агентство (WADA), чтобы контролировать эту деятельность. Интересно понять причины, почему ОКР и ПКР решили его заказать, какие для этого были основания, какая была необходимость, потому что отчет очень сильно касается операционной деятельности РУСАДА».

Важно знать. Глава РУСАДА Юрий Ганус неоднократно критиковал спортивные власти России. Объектами его критики были бывший министр спорта Павел Колобков, бывший глава Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) Дмитрий Шляхтин и президент ОКР Станислав Поздняков. Их Ганус упрекал за недостаточную антидопинговую активность.

Вопросы насчет аудита

Хрычиков: «В отчете аудита даются комментарии по поводу того, кого можно, кого нельзя нанимать в офицеры допинг-контроля, какое оборудование надо покупать, кому ездить на такси и так далее. То есть очень много вопросов, которые касаются не общей финансовой и стратегической деятельности, а конкретно операционных решений, куда никто не должен вмешиваться, поскольку это стандарты Всемирного антидопингового кодекса, стандарты WADA и в принципе стандарты управления антидопинговыми организациями.

В чем суть претензий к РУСАДА. Аудиторы отметили, что закупки в РУСАДА никак не контролировались и не проверялись на экономическую целесообразность; отдельным сотрудникам, в том числе Юрию Ганусу, выплачивались дополнительные вознаграждения за совмещение должностей; РУСАДА фальсифицировало подписи при заключении договоров с контрагентами, которые, возможно, были фиктивными. Аудит опубликован на сайте ОКР.

Ганус признал, что часть претензий насчет операционной деятельности могут вызвать дальнейшие вопросы, но недочеты будут устранены до середины августа. «Там есть технические моменты, которые касаются учета. Мы готовы устранить их до 10–15 августа. Поэтому эти претензии несущественны. Когда аудиторы работают, то они не могут не найти что-то неточное. Мы прозрачны и будем исправлять замечания аудиторов», — сообщал глава РУСАДА.

Это один момент. Второй момент, который тоже не очень понятен, почему этот отчет появился в публичном пространстве. На нем написано, что он конфиденциальный, не подлежит публикации, не подлежит распространению ни в каком виде, ни частями, ни целиком, и тут неожиданно он появляется в общем доступе.

В отчете содержится довольно много личной и конфиденциальной информации о контактах РУСАДА, и все это может потенциально воздействовать на ее операционную деятельность, в том числе в вопросах расследований. Там есть контакты допинг-офицеров — таким образом, и на них можно воздействовать. Это очень странно.

Справка. РУСАДА напрямую финансируется Министерством финансов. Его годовой бюджет составляет почти 500 млн руб. WADA со своей стороны также проводит аудит деятельности РУСАДА (финансовой части не касается). У международного агентства вопросов к российскому не возникало.

Претензии аудиторов изложены в сослагательном наклонении. Там нет ни одной конкретной претензии, насколько я мог прочитать. То, что я видел в отчете, — это возможные риски возникновения каких-то коррупционных моментов. Ни одного четкого факта там описано не было».

Важно знать. Во время обсуждения ситуации с РУСАДА Хрычиков отметил, что заказ аудита ОКР и ПКР может повлечь критику со стороны WADA.

Претензии WADA к ОКР

Хрычиков: «Могут быть претензии и вопросы со стороны WADA. Все проблемы РУСАДА начались с того, что РУСАДА не умело проводить тестирования или программы по образованию именно из-за вопросов независимости. Поэтому к вопросам антидопинговой культуры в WADA относятся очень трепетно. Здесь может возникнуть то же самое. В таких вопросах надо дуть на воду.

Сергей Хрычиков (Фото: Геннадий Гуляев / «Коммерсантъ»)

Любое подозрение в попытке влияния или давления на РУСАДА теми или иными способами может интерпретироваться очень негативно. Поэтому последствия могут возникнуть».

Нужен ответ РУСАДА

Хрычиков: «РУСАДА со своей стороны нужно дать ответ, насколько замечания аудиторов соответствуют действительности и насколько действительно правдивы те факты, которые там указаны как потенциально коррупционноемкие. Вопрос уже вышел в общественное публичное пространство и обсуждается, так что, наверное, надо это тоже сделать в публичном пространстве. Хотя вообще странно, что у нас эта дискуссия происходит, потому что это сугубо внутренний документ.

Отчет заходит в такую зону, где не должно бы быть ОКР и ПКР — эти вопросы их не должны интересовать. Если там возникают сомнения по поводу какой-то финансовой дисциплины или возможных коррупционных действий, то это надо передать другим органам — тому же Наблюдательному совету. Или если есть вопросы по основанию, для того чтобы подозревать наличие коррупции или преступлений, то есть правоохранительные органы.

А так ни Олимпийский, ни Паралимпийский комитеты не дают ни копейки в бюджет РУСАДА. Все деньги идут из госбюджета. Из федерального бюджета контролируются соответственными органами и их расходы. То есть тут есть механизмы, как все это можно проконтролировать и проверить, не подвергая риску независимость антидопинговой организации».

Контекст. В 2018 году Международный олимпийский комитет (МОК) восстановил членство ОКР в организации, которого тот был лишен в 2017 году. МОК также не допустил российскую сборную до Олимпиады. Допущенные к Играм в Пхёнчхане «чистые» спортсмены из России выступали под нейтральным флагом.

Новые санкции к ОКР

Хрычиков: «Олимпийский комитет был очень рад тому, что с него сняли все обвинения в допинге, что с него МОК снял отстранение. Зачем им свою репутацию подставлять в данной ситуации, это вопрос к ним. Возможно, есть риск, что кто-то подаст в суд на ОКР, потому что без его согласия вышла информация личного характера в интернет.

Потом там вскрыта информация по каким-то контрактам РУСАДА. Мы не знаем содержания этих контрактов. По некоторым контрактам может быть условие конфиденциальности и неразглашения. То есть эти компании могут тоже обратиться за компенсацией ущерба, и так далее. Есть очень разные возможные варианты. Информация, которая была опубликована, она очень чувствительная!»

Главное