ЧМ-2018, 26 июн 2018, 10:34

Его дисквалифицировали за следы кокаина, но он играет на ЧМ-2018

Во вторник, 26 июня, свой последний в карьере матч на чемпионате мира проведет капитан сборной Перу Паоло Герреро. За его право приехать в Россию боролись даже игроки других сборных
Читать в полной версии
Фото: Marius Becker/dpa

Для сборной Перу выход на чемпионат мира стал событием национального масштаба. Когда команда обыграла Новую Зеландию в стыковых матчах, победа праздновалась так широко, что правительство объявило выходной по всей стране. Кроме нападающего «Локомотива» Джефферсона Фарфана, перуанцев на ЧМ-2018 тащил капитан сборной Паоло Герреро, но на самом чемпионате его не должно было быть — в конце прошлого года он был дисквалифицирован за употребление кокаина.

Для каждого из перуанских футболистов ЧМ-2018 должен стать турниром всей жизни, но особенно важен он для Паоло Герреро, лучшего футболиста в истории перуанского футбола. Герреро провел блестящую карьеру — выступал за «Баварию», долго играл за «Гамбург», забил в бундеслиге 47 голов за восемь сезонов и стал первым перуанцем, который вошел в число претендентов на «Золотой мяч». Он выигрывал бронзу Кубка Америки, становился лучшим бомбардиром этого турнира, забил больше всех в истории сборной, но ни разу не играл на чемпионатах мира, и ЧМ-2018 был его последним шансом. Герреро уже 34 года, и как бы он ни играл, ясно, что он не дотянет до первенства в Катаре, даже если вдруг сборная Перу туда выйдет.

Паоло Герреро (в центре) с призом победителю чемпионата Германии (в составе «Баварии»)

Сборная Перу отлично провела отборочный турнир — она набрала 26 очков в 18 матчах и обошла чемпионов Южной Америки чилийцев, парагвайцев и так далее. Герреро тащил команду на себе — из 26 голов перуанцев он забил шесть и почти в каждом матче был одним из лучших.

Собственно говоря, Герреро так делал всю карьеру — в 2011 году он стал лучшим бомбардиром Кубка Америки и принес команде первую за 35 лет медаль (он еще и хет-трик в матче за третье место сделал), а затем повторил этот фокус и в 2015-м — получил «Золотую бутсу» Копа Америки и принес перуанцам бронзу. На ЧМ-2018 на него предполагалась главная ставка, а для самого игрока турнир должен был поставить красивую точку в карьере.

Сказка превратилась в кошмар в октябре 2017-го. Перу вышла на чемпионат мира впервые с 1982 года, но для Герреро путь в Россию был закрыт — его допинг-тесты после матчей против Аргентины и Колумбии дали положительный результат. В моче футболиста был найден бензоилекгонин, метаболит кокаина. В декабре ФИФА вынесла вердикт — Герреро дисквалифицировали на год, а значит, на чемпионат мира он мог ехать только как болельщик.

Герреро настаивал на своей невиновности. Он утверждал, что никогда не принимал ни наркотики, ни запрещенные вещества, а бензоилекгонин попал к нему в организм вместе с травяным чаем, который он пил из-за простуды.

Листья коки в Перу употребляются повсеместно. Чаще всего их заваривают в воде, хотя некоторые следуют вековой традиции и жуют их до полного растворения. Использование этих листьев в перуанской фармакологии распространено и абсолютно законно. Обычно они используются как тонизирующее и противопростудное средство — версия Герреро подтверждалась, но на дисквалификацию это не влияло. По законам WADA и ФИФА, в случае ненамеренного употребления запрещенных веществ наказание может быть смягчено, но не отменено. На начало 2018 года Герреро все еще оставался вне футбола. В стыковых матчах отборочного турнира ЧМ-2018 против Новой Зеландии он не играл.

Перуанцы без своего капитана выиграли с общим счетом 2:0 (один из голов забил Фарфан), а Герреро продолжал пробиваться на чемпионат мира через суды.

Перуанец подал апелляцию в ФИФА, а его адвокаты придумали уникальную линию защиты. Сначала они доказали, что концентрация бензоилекгонина в моче футболиста соответствует той, которая должна быть при употреблении чая с листьями коки, то есть кокаин Герреро не принимал. Впрочем, это не было ключевым пунктом защиты — ФИФА и не настаивала на том, что Герреро употребил наркотик.

Затем юристы обратились к американским археологам из Университета Южной Флориды, конкретно — к Чарльзу Стэнишу, специалисту по культуре инков. Тот согласился прийти в суд и рассказал, что в культуре инков действительно существует традиция употребления листьев коки, и если экстракт этих листьев попадает в напиток, на вкус это определить очень трудно. Так что если Герреро подмешали в чай листья, он мог этого просто не заметить.

Но ключевым моментом процесса стали даже не эти показания Стэниша, а его апелляция к анализу трех тел, найденных на вершине вулкана в Перу. За 18 лет до этого археологи нашли тела троих детей-инков на вершине вулкана, при минусовой температуре за 400 лет прекрасно сохранившиеся. Анализ показал, что и эти дети употребляли листья коки и у них в тканях был найден бензоилекгонин примерно в той же концентрации, что и у Герреро. Аргументация была следующей — традиции употреблять листья коки для здоровья уже несколько веков, так что неудивительно, что для лечения простуды у лидера сборной Перу использовались такие рутинные методы. Сам Герреро об этом просто не знал, поэтому не может быть виновным.

Нельзя сказать, чтобы аргумент стал решающим, но он определенно помог. Дисквалификацию сократили до полугода, и Герреро начал готовиться к чемпионату мира — отстранение от футбола закончилось бы как раз перед началом первенства.

Хэппи-энд? Нет. WADA, которое старается не допускать, чтобы наказание за явное нарушение было слишком мягким, обратилось в Спортивный арбитражный суд. И в мае 2018 года, то есть за месяц до старта чемпионата мира, CAS вынес вердикт — срок дисквалификации увеличен до 14 месяцев. Герреро опять проезжал мимо чемпионата мира.

За Герреро вступились коллеги. Капитаны сборных Франции, Австралии и Дании, Уго Льорис, Миле Единак и Симон Кьяер написали открытое письмо в ФИФА и попросили временно приостановить дисквалификацию и дать Герреро сыграть в России. В ФИФА развели руками — у организации нет полномочий отменять решения CAS, вердикты суда являются окончательными для спортивного права.

Перуанские болельщики устраивали акции протеста в Лиме — популярность футболиста такова, что еще до того, как он завершил карьеру, о нем был снят художественный фильм. Фильм стал хитом — только за первые выходные после премьеры его посмотрели более 100 тыс. человек, и это очень высокие для Перу показатели. Весной 2018 года эти тысячи вышли на улицы Лимы с требованием разрешить Герреро играть на ЧМ-2018.

Герреро же искал юридические лазейки, чтобы все-таки получить разрешение на поездку в Россию. Он подал иск в Федеральный суд Швейцарии, и анализы мумий вновь были пущены в ход. Аргумент опять сработал — суд принял решение приостановить дисквалификацию, объявив вердикт CAS «неправомерным». До старта чемпионата мира оставалось всего две недели.

Герреро вернулся в сборную 3 июня, после семимесячного отсутствия, сделал дубль в матче против Саудовской Аравии — и перуанцы победили 3:0. Через две недели он вышел на поле в матче против Дании — первый матч на чемпионате мира в карьере лучшего перуанского футболиста все же состоялся. В матчах против Франции и Дании Герреро был одним из лучших, но ни ему, ни форварду «Локомотива» забить не удалось — перуанцы проиграли оба матча со счетом 0:1. После двух туров сборная Перу потеряла шансы на выход в плей-офф, и 26 июня Герреро проведет свой последний матч на чемпионате — как бы ни закончилась игра против Австралии, дальше перуанцы уже не пройдут.

Главное