ЧМ-2018, 05 июн 2018, 11:02

Цена футбола: как чемпионат мира повлияет на российскую экономику

Чемпионат мира по футболу повлияет на инфляцию, рубль и промышленный выпуск в пределах статистической погрешности, говорят опрошенные РБК экономисты. В долгосрочной перспективе чемпионат не окупится, но такой цели и не стоит
Читать в полной версии
Фото: Андрей Любимов/РБК

Дорого или нет

Чемпионат мира по футболу, стартующий 14 июня, станет самым дорогим в истории: по данным оргкомитета «Россия-2018», общие затраты составили 683 млрд руб., или $13,2 млрд по среднему курсу с начала 2013 года. Хотя сумма рекордная, но расходы были растянуты на несколько лет и с легкостью растворились в общем объеме российской экономики. «Мы не ожидаем, что чемпионат мира внесет заметный вклад в экономику в целом. Игры продлятся всего лишь месяц, и сопутствующий экономический стимул меркнет в сравнении с экономикой России размером $1,3 трлн», — написали аналитики Moody’s 28 мая.

Moody’s ориентировался на долларовую оценку российского ВВП за 2016 год (Всемирный банк), а в 2017 году, по данным МВФ, экономика России увеличилась до $1,53 трлн. То есть расходы на мундиаль составляют менее 1% прошлогоднего ВВП.

Альтернативные издержки никто не учел

Вклад чемпионата в экономику можно теоретически разложить на три элемента: вложения в строительство инфраструктуры к чемпионату, расходы болельщиков непосредственно во время турнира и экономические эффекты (за счет созданной инфраструктуры и вероятного увеличения турпотока), продолжающиеся уже после чемпионата.

«Значительная часть экономических последствий уже учтена в ВВП — практически все основные стройки были в основном завершены в 2017 году», — сказал РБК экономист, профессор Чикагского университета Константин Сонин. Прошлый год был пиковым по инвестициям (более 100 млрд руб.): были видны всплески в росте промышленности, по данным Росстата, во втором и в третьем кварталах, добавляет аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. Но инвестиции, относящиеся к чемпионату мира, за период 2013–2017 годов составили лишь 1% общих инвестиций, по данным Moody’s.

В апреле правительство и оргкомитет «Россия-2018» представили исследование, подготовленное консультантами из McKinsey, в котором утверждается, что суммарный эффект чемпионата мира на ВВП России за 2013–2018 годы составит 867 млрд руб., из которых 746 млрд — это влияние инвестиций и операционных расходов. Иными словами, авторы считают, что ВВП за этот период оказался на 746 млрд руб. больше благодаря инвестициям и расходам в связи с подготовкой и проведением турнира.

Но при анализе экономических выгод чемпионата мира нужно учитывать эффект «альтернативных издержек» и понимать, что деньги, потраченные на подготовку, не поступили в другие отрасли. «Условно говоря, выделенные деньги на строительство объектов [к ЧМ-2018] шли в плюс к ВВП, но теоретически их можно было бы потратить на строительство чего-то окупаемого, например на платную трассу», — отмечает Мурашов. Из-за фактора альтернативных издержек общий эффект для экономики от ЧМ в 2013–2020 годах будет негативным, считает аналитик.

Сколько ВВП принесут болельщики?

«Сейчас основной эффект будет от того, что сюда приедут люди, позитивный эффект будет для точечных секторов — аренды жилья, такси, гостиничного и ресторанного секторов», — говорит Мурашов. Приток иностранных болельщиков обеспечит дополнительный вклад 121 млрд руб. в ВВП в 2018 году, оценивалось в апрельском исследовании для правительства. Эта цифра является оценкой чистого совокупного прироста расходов туристов, то есть учитывает и сокращение регулярного турпотока (замечено, что в период спортивных мегасобытий часть обычных приезжих откладывает поездку в страну, проводящую турнир), и рост расходов оставшихся регулярных туристов из-за общего повышения цен. 121 млрд руб. — это 14% от общих расходов иностранных туристов в России за 2017 год (839,5 млрд руб., по данным Всемирного совета по туризму и путешествиям).

Любая цифра в диапазоне 80–150 млрд руб. выглядит правдоподобно, говорит Сонин. По оценкам PwC, расходы иностранных болельщиков за время проведения ЧМ могут составить от 100 млрд до 120 млрд руб. Эта оценка включает покупку билетов на матчи, расходы на проживание и еду, досуг, а также расходы на внутренний транспорт и международные перелеты, сообщил РБК старший менеджер PwC в России Александр Кардаш. «Ожидается, что один иностранный болельщик потратит в среднем около 232 тыс. руб. за время своего визита, проведя в России 11 дней. Общее количество иностранных болельщиков может составить около 500–600 тыс.», — говорит Кардаш.

120 млрд руб. расходов иностранных болельщиков — скорее положительный сценарий, но могут быть и более негативные, сказал РБК ректор Российской экономической школы Шломо Вебер. «Позитивные прогнозы по туризму подкрепляются итогами спортивных соревнований в других странах, которые действительно увеличивали турпоток и поступления от туристов. Например, по оценкам исследователей, спортивные туристы на чемпионате мира по футболу 2002 года в Японии и Южной Корее тратили в 1,8 раза больше, чем обычные туристы», — отмечает Вебер.

Рубль подрастет из-за футбола

Дополнительный прирост совокупного спроса во время соревнований «будет ограниченным и не окажет существенного влияния на ключевые макроэкономические переменные, в том числе на инфляцию», сообщила РБК пресс-служба Минэкономразвития. Опрошенные РБК экономисты не ожидают практически никакого эффекта ЧМ-2018 на инфляцию или промышленное производство.

Влияние в целом на ВВП, особенно на таком коротком временном промежутке, будет малозаметным — в пределах 0,2% ВВП, говорит Вебер. ​​​​Были опасения, что часть предприятий пострадает из-за «временного прекращения работ и операций, связанных с повышенной опасностью и несущих риски возникновения аварийных ситуаций» (предписания о прекращении отправляла на некоторые предприятия ФСБ в начале года), но все оказалось не столь драматичным. Как сообщил в марте «Коммерсантъ», в основном предприятия, работающие в регионах проведения матчей, договорились о продолжении всех работ при усилении мер безопасности. «Ограничения коснутся недостаточно большого числа производств, чтобы это [какой-либо эффект на промышленность] увидеть», — уверен Сонин.

Более заметное влияние чемпионат окажет на курс рубля. «Опыт предыдущих чемпионатов показывает, что валюта принимающей страны имеет тенденцию к укреплению примерно на 2% в период чемпионата, реагируя на приток валюты, сопровождающий входящий туристический поток», — написали в конце мая аналитики Nordea Bank. Экстраполируя это наблюдение на российский рынок, они полагают, что к середине июля рубль может вернуться к отметкам 61 в паре с долларом (в понедельник, 4 июня, курс составляет около 62 руб. за доллар). «Туристы покупают рубли, продавая доллары, то есть повышают ценность рубля, — объясняет Константин Сонин. — Но эти последствия незначительны на фоне других факторов, влияющих на курс рубля, прежде всего растущей изоляции российской экономики и колебаний цен на нефть».

Стадионы вряд ли окупятся, но...

Наиболее спорным аспектом в оценках влияния футбольных чемпионатов мира на экономику, как правило, является долгосрочный экономический эффект. Властям принимающей страны выгодно декларировать здесь прибыль. В апрельском исследовании оргкомитета и McKinsey говорилось, что транспортная инфраструктура, построенная к чемпионату, «комплексное развитие территорий», прилегающих к его объектам, и рост туристической привлекательности России в результате проведения турнира будут добавлять к ВВП по 150–210 млрд руб. ежегодно в 2019–2023 годах. В совокупном бюджете чемпионата (680 млрд руб.), по данным Nordea Markets, только 30% направлено на собственно спортивную инфраструктуру (стадионы, тренировочные базы), а 50% — на улучшение транспортной инфраструктуры, то есть мундиаль для России — это больше история про дороги и аэропорты, а не про стадионы и футбольные поля, отмечают аналитики.

Основная часть инвестиций при подготовке к ЧМ была направлена не в строительство и модернизацию спортивных объектов, а на транспортную, телекоммуникационную и энергетическую инфраструктуру, сообщила РБК пресс-служба Минэкономразвития. В министерстве считают, что это окажет «позитивное влияние на экономику регионов проведения ЧМ в долгосрочной перспективе, в том числе за счет увеличения потока туристов». По расчетам McKinsey, на спортивную инфраструктуру потрачено 265 млрд руб., на транспортную и прочую — 302 млрд руб.

Инвестиции в спортивные объекты не окупятся полностью, уверен Мурашов из Райффайзенбанка: «Если посмотреть на олимпийские объекты или объекты в других странах, то видно, что мало что используется с прибылью». Константин Сонин более оптимистичен: «Если посмотреть на данные посещаемости Российской футбольной премьер-лиги, хорошо заметно, что введение в строй новых современных стадионов и ориентация клубов на «средний средний класс» [центральная прослойка среднего класса] приводит к серьезному, в полтора-два раза, повышению посещаемости».

...чемпионат проводится не ради денег

Страны соревнуются за право проводить крупнейшие международные турниры не ради достижения экономических целей в первую очередь, подчеркивает Шломо Вебер, важен не просто бухгалтерский подход, но комплексный, учитывающий влияние на социальную и политическую сферы. «Вне всякого сомнения, международный имидж страны и туристская привлекательность увеличатся, если все пройдет хорошо. В Россию приедет средний класс, болельщики из разных стран, и хочется надеяться, что они своими глазами увидят открытость страны и гостеприимство. Это особенно важно на фоне санкций и активной антироссийской риторики», — говорит ректор РЭШ. «В России есть большой опыт качественного проведения крупных международных турниров — той же Олимпиады в Сочи, которая стоила очень дорого, но произвела хорошее впечатление», — добавляет Сонин.

Чемпионат мира окажет положительное воздействие на имидж России в долгосрочном периоде, согласен Кардаш из PwC. «К чемпионату уже было сделано много, казалось бы, небольших, но важных улучшений, которые позволят туристам чувствовать себя в России уютнее — схемы городского транспорта переведены на английский, сотрудников служб, связанных с гостеприимством, обучают базовым знаниям языка. И если столицы пришли бы к этому рано или поздно самостоятельно, то вряд ли, например, в кафе в Волгограде или Саранске без чемпионата мира задумались бы о меню на нескольких языках», — говорит эксперт.

Главное