Трассу «Формулы-1» в Сочи подарят некоммерческой организации
Трассу «Формулы-1» в Сочи, на которой с 2014 года проводится Гран-при России, могут безвозмездно передать в собственность специализированной некоммерческой организации, следует из уведомления о начале разработки законопроекта, которое сегодня опубликовал Минфин. Трасса будет передана созданной в конце прошлого года АНО «Росгонки», которую возглавляет сын бывшего топ-менеджера ВТБ, сообщил РБК действующий эксплуатант трассы — НАО «Центр «Омега», принадлежащее администрации Краснодарского края.
«По одному из сценариев «Росгонки» как следующий правообладатель контракта [на проведение российского этапа «Формулы-1» — Гран-при России] может быть и эксплуатантом этой трассы», — сообщил РБК помощник курирующего эту тему вице-премьера Дмитрия Козака Илья Джус. Генеральный директор «Росгонок» Алексей Титов (чемпион России по раллийным гонкам и сын бывшего первого зампреда ВТБ Василия Титова) сказал РБК, что «вариант передачи автодрома на баланс АНО «Росгонки» прорабатывается».
«Да, передаем [автодром] автономной некоммерческой организации «Росгонки», — сообщили РБК в пресс-службе НАО «Центр «Омега».
Компания-промоутер «Росгонки» была зарегистрирована в форме автономной некоммерческой организации 1 декабря 2017 года, следует из данных ЕГРЮЛ. Учредителями стали «Центр Омега» (действующий обладатель прав на проведение Гран-при России, владелец «Сочи Автодрома»), Российская автомобильная федерация и ВТБ, который является титульным спонсором сочинского Гран-при. ВТБ не исключает финансирования АНО «Росгонки» «в случае пропорционального участия в организации основных спонсоров гонок», уточнили РБК в пресс-службе банка.
АНО «Росгонки» создана для подготовки и проведения Гран-при России «Формулы-1», организации работы «Сочи Автодрома» и развития автомотоспорта, говорил ранее Джус. Компания планирует, что автодром будет работать круглогодично, то есть не ограничиваться только ежегодным проведением гонок «Формулы-1».
Власти Краснодарского края ранее высказывались о необходимости продать «Сочи Автодром». Председатель законодательного собрания региона Владимир Бекетов говорил, что содержать трассу слишком дорого. Журнал Forbes приводил оценку стоимости автодрома — €120 млн. Но проведение таких спортивных мероприятий, как этап «Формулы-1», всегда убыточный проект для региона, отмечало издание со ссылкой на экспертов.
Непокрытый убыток «Центра «Омега» на конец 2016 года составлял 21,8 млрд руб., следует из отчетности компании, хотя в 2016-м она получила чистую прибыль в 8,5 млрд руб.
«Омега» отдаст трассу бесплатно, следует из уведомления Минфина. Кроме того, безвозмездная передача трассы будет освобождена от НДС, следует из уведомления. По общей норме организация, даже если дарит имущество, обязана уплатить НДС с его собственности. Но для безвозмездной передачи олимпийских объектов в Сочи временно — до 1 января 2017 года — действовало исключение, и теперь Минфин планирует ввести такое же исключение для передачи сочинского автодрома.
Из проекта Минфина следует, что есть и второй вариант — что автодром будет передан в государственную собственность. РБК направил запрос в Минфин.
Изначально основные расходы на Гран-при России обеспечивались за счет бюджета Краснодарского края — в 2014–2015 годах на проведение этапа гонок в Сочи регион потратил 8,6 млрд руб. В мае 2016 года компания ЛУКОЙЛ инвестировала 2 млрд руб. в проведение гонки Гран-при России. Зимой 2017 года титульным спонсором Гран-при России «Формулы-1» стала группа ВТБ.
В феврале 2017 года вице-премьер Дмитрий Козак сообщил о продлении контракта на проведение Гран-при России «Формулы-1» в Сочи до 2025 года (с 2021 года).
Актуальная стоимость автодрома составляет около $83–90 млн (с учетом двух лет эксплуатации и убыточности проекта), полагает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. «Автодромы в основном всегда убыточны, так как этапы гонок проводятся редко, а вне гонок их заработок достаточно скромный, — сказал РБК Худалов. — При этом сам этап гонок достаточно затратный и может обходиться до $60 млн и больше». Доходность автодрома зависит от выручки от продажи билетов и спонсорской помощи минус затраты на амортизацию. Продажа билетов для 55 тыс. зрителей на три дня соревнований приносит максимум $10 млн, отмечает эксперт. Остальные деньги в теории должны приносить спонсорские контракты, но в России спонсорство пока развито недостаточно, рассуждает Худалов.
Для дополнительной монетизации объекта вне проведения гонок возможно проведение трек-дней для автомобилистов или «гражданских» мероприятий, не связанных с автотранспортом напрямую, отмечает младший директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Игорь Смирнов. «То же «Московское кольцо», сертифицированное по высшей категории FIA, принимает соревнования еще десятка серий», — указывает Смирнов.