Футбол, 29 окт 2014, 12:55

Колизей и facepalm: чем логотип ЧМ-2018 отличается от предшественников

В ночь со вторника на среду в Москве был представлен логотип чемпионата мира по футболу. Логотип представил собой стилизованный Кубок мира, который получают победители мировых первенств. По словам создателей логотипа, эмблема выдержана в «духе российской культуры».
Читать в полной версии
Фото: ТАСС

Логотип ЧМ-2018 начали разрабатывать еще в 2013 году. Участие в тендере принимали восемь российских и зарубежных агентств. Победу в нем одержало португальское брендинговое агентство.

Окончательный выбор логотипа сделала комиссия, в состав которой вошли десять человек – министр спорта РФ Виталий Мутко, генеральный секретарь ФИФА Жером Вальке, голкипер сборной России Игорь Акинфеев, главный тренер сборной России Фабио Капелло, генеральный директор оргкомитета «Россия-2018» Алексей Сорокин, первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов, гендиректор ВГТРК Олег Добродеев, знаменитый пианист Денис Мацуев, дирижер Валерий Гергиев и актриса Чулпан Хаматова.

Основной темой стали первые полеты в космос в СССР. Волшебный шар на верхушке эмблемы, по задумке авторов, олицетворяет всемирную любовь к футболу. 

Чемпионат мира в России будет уже 21-м в истории, однако логотипов у мундиаля было меньше – эмблемы для мировых первенств стали создавать не сразу. «РБК-Спорт» проследил эволюцию главных символов чемпионатов мира.

1930, Уругвай У первых чемпионатов мира не было логотипа в современном понимании этого слова — до 1950 года организаторы турниров заказывали дизайнерам создание постеров, а не эмблем. Первый был создан в 1930 году к чемпионату мира в Уругвае. Выполнен он был в авангардном стиле и изображал вратаря, вытаскивающего мяч из-под перекладины. Вратарь одет в голубую форму, напоминающую форму хозяев того чемпионата мира. Уругвайский постер задал тон всем дальнейшим плакатам – в последующие годы создатели этих постеров так или иначе использовали фигуру футболиста.

Постер чемпионата мира 1930 года


1934, Италия Логотип, выбранный итальянцами, был уже не столь авангардным – на плакате был изображен футболист «Скуадры Адзурры», на груди которого был герб итальянского королевства (этот герб изображался на флаге страны вплоть до 1946 года). Плакат пересекала линия с изображением флагов стран-участниц чемпионата. Все флаги, впрочем, не поместились – в том первенстве приняли участие 16 команд.  

Постер чемпионата мира 1934 года


1938, Франция Французы создали плакат, который символизировал главенствующую роль футбола во всем мире. Постер изображал просто фигуру футболиста, стоящего с мячом на земном шаре. Деталей в постере было минимум – ни флагов-стран участниц, ни порядкового номера чемпионата, ничего лишнего. Только год, надписи «Чемпионат мира» и «ФИФА», и все.

Логотип чемпионата мира 1938 года


1950, Бразилия К первому послевоенному чемпионату мира были созданы сразу два постера. Рисунки были одинаковые и различались только раскраской. Первый был выполнен в цветах национального флага Бразилии –  желтый фон и синие гетры футболиста. Второй же получился более ярким – на гетре футболиста были изображены флаги всех стран-участниц первенства.

Постер и логотип чемпионата мира 1950 года


1954, Швейцария К пятому чемпионату мира впервые была разработана настоящая эмблема – не постер, а именно логотип. На черно-белом схематичном земном шаре был размещен мяч, раскрашенный в цвета швейцарского флага – белый крест на красном фоне. По контуру круга на трех языках, распространенных в Швейцарии, французском, немецком и итальянском, была сделана надпись «Чемпионат мира по футболу». ФИФА в тот момент еще не принимала участие в создании логотипа чемпионата мира, а потому каждая страна могла дать волю фантазии. Постер к швейцарскому мундиалю тоже был создан – на нем был запечатлен момент, когда голкипер пропускает мяч в свои ворота. Однако как торговый знак этот постер не был зарегистрирован.  

Постер и логотип чемпионата мира 1954 года


1958, Швеция Шведы продолжили традицию создавать к чемпионату мира и логотип, и постер. Правда, в их случае плакат мало чем отличался от логотипа. Собственно, различались они только цветом. На постере футболист на желтом фоне запускал в небо мяч, похожий на земной шар, вокруг которого вилась лента с флагами стран-участниц, а на логотипе все то же самое происходило на зеленом фоне. Незначительно отличались надписи на логотипе и плакате.

Логотип и постер чемпионата мира 1958 года


1962, Чили Логотип чемпионата мира в Чили был более изобретательным. В его центре был расположен футбольный стадион, деливший на две половины шар – верхняя половина шара изображала футбольный мяч, нижняя – планету. Вместо поле на стадионе был изображен чилийский флаг. На постере же был изображен черно-белый земной шар, на котором было лишь одно красное пятно – таким образом подцвечена была Чили, и именно по направлению к этой стране летел футбольный мяч.

Логотип и постер чемпионата мира 1962 года


1966, Англия Первенство на родине футбола стало первым, к которому были разработаны не только логотип, постер и футбольный мяч, но и создан талисман, которым стал львенок Вилли. Логотип оказался вполне британским – в центре был расположен мяч, поверх которого разместились три английских льва и Кубок Жюля Риме. Кубок для сегодняшнего болельщика выглядит непривычно – на первых мировых первенствах вручали именно этот трофей, и происходило это до тех пор, пока Бразилия не стала  чемпионом мира в третий раз и не получила Кубок Жюля Риме навечно. После этого был создан нынешний Кубок, и, по регламенту, этот трофей будет постоянно переходить от одной команды к другой.  На логотипе ЧМ-1966 был также изображен британский флаг.

Постер, логотип и талисман чемпионата мира 1966 года 


1970, Мексика Мексиканцы разработали, наверное, самый простой логотип в истории чемпионатов мира. Надпись была выполнена в том же стиле, что и на эмблеме Олимпиады 1968 года, которая состоялась в Мексике. Собственно говоря, этот шрифт стал узнаваемым брендом страны во всем мире. Мексиканцы намеренно не использовали в логотипе национальные цвета, тем самым показывая, что страна богата сама по себе и не нуждается в дополнительной рекламе. Стилизованный мяч на постере и логотипе отличался только цветом – черный и голубой соответственно. В национальные цвета был одет маскот Хуанито, но это неудивительно, ведь он представлял собой маленького футболиста в сомбреро, и футболист этот носил, конечно, форму сборной Мексики. Принято считать, что «невинность» Хуанито повлияла на турнир, на котором не было показано ни одной красной карточки. К слову, именно на этом чемпионате бразильцы получили Кубок Жюля Риме в вечное пользование. В финале они встречались с итальянцами, которые до того первенства тоже успели выиграть два чемпионата мира и тоже очень хотели оставить Кубок себе навсегда.

Постер, логотип и талисман чемпионата мира 1970


1974, Германия Этот логотип был выполнен в минималистской манере. Простой круг, символизирующий мяч, несколько линий, показывающих энергию движения, две буквы и две цифры – вот, собственно, и все. Считается, что простота и универсальность элементов должна была символизировать глобализм. Зеленый цвет был выбран неслучайно – вторая форма сборной Германии была именно зеленой. С этого момента вообще почти каждая хозяйка чемпионата мира старалась в логотипе использовать национальные цвета. Постер был чуть поизобретательней, но тоже не содержал большого количества информации.  Талисмана у того первенства было два – Тип и Тап стояли обнявшись, символизируя связи между Восточной и Западной Германией.

Постер, логотип и талисман чемпионата мира 1974 года


1978, Аргентина Бело-голубые линии логотипа чемпионата мира 1978 года изображали сразу все – и аргентинский флаг, и руки, держащие мяч, и ворота, в которые этот мяч влетает.

Постер, логотип и талисман чемпионата мира 1978 года


1982, Испания Логотип испанского чемпионата мира был еще проще – испанцы просто разместили в центре круга собственный флаг, рядом расположили мяч, а по кругу – флаги стран-участниц чемпионата мира. На логотипе не нашлось места даже надписи «Чемпионат мира» – хозяева ограничились лишь указанием страны и года. Создание постера же было поручено знаменитому каталонскому художнику-абстракционисту Жоану Миро, который подошел к работе с большей фантазией, нежели автор эмблемы. Что до талисмана, то испанцы не стали использовать ни животных, ни людей, а сделали маскот из апельсина.

Постер, лотогип и талисман чемпионата мира 1982 года


1986, Мексика На этом логотипе футбольный мяч объединяет две стороны земного шара. Мексиканцы вновь прибегли к тому же шрифту, что на чемпионате мира 1970 года, правда, на этот раз все же использовав национальные цвета. Для постера была использована фотография Энни Лейбовиц, знаменитой фотохудожницы, которая стала первой женщиной, создавшей к чемпионату мира постер или логотип.

Постер, логотип и талисман чемпионата мира 1986 года


1990, Италия Для эмблемы итальянцы использовали трехмерное изображение футбольного мяча в цветах национального флага страны. Для постера же было использовано изображение Колизея, на арене которого расположилось футбольное поле. Талисманом же стал человечек Чао, собранный из палочек, раскрашенных под итальянский флаг.

Постер, логотип и талисман чемпионата мира 1990 года


1994 год, США Этот логотип стал одной из самых успешных торговых марок в истории чемпионатов мира в первую очередь потому, что мундиаль в США удался. Американцы не стали изобретать велосипед и создали логотип, который был похож на американский флаг и определенно имел отношение к футболу.

Постер, логотип и талисман чемпионата мира 1994 года


1998, Франция На французском логотипе футбольный  мяч в цветах национального флага вставал, как солнце, над земным шаром. Пожалуй, это был последний «простой» логотип в истории чемпионатов мира. После французского мундиаля каждый создатель эмблемы старался вложить в свою работу как можно больше смыслов.

Постер,  логотип и талисман чемпионата мира 1998 года


2002, Япония и Корея Для чемпионатов мира логотип ЧМ-2002 был очень продвинутым. Он включал в себя стилизованное изображение Кубка мира и «принципы изобразительного искусства Японии и Кореи, такие как ассиметрия, гармония и динамичность». Эта эмблема должна была символизировать всеобщее единство и, в общем-то, с этой задачей справилась.

Постер, логотип и талисман чемпионата мира 2002 года


2006, Германия Логотип для немецкого чемпионата мира нарисовало, как ни странно, американское агентство Whitestone. Три рожицы должны были изображать «счастье немецкого народа, его дружелюбие и радость». «Мы хотели быть очень дружелюбными хозяевами и устроить вечеринку для всего мира. Наш логотип демонстрировал приветливый характер всего мундиаля», — рассказывал о создании эмблемы Франц Беккенбауэр. Две рожицы образовывали цифры 0 и 6, год проведения чемпионата мира.

Постер, логотип и талисман чемпионата мира 2006 года


2010, ЮАР Слоганом чемпионата мира в ЮАР стал лозунг «Ke Nako», что в переводе означает «Время пришло». В логотипе был использован темный силуэт футболиста, бьющего через себя, а в качестве фона — линии и геометрические фигуры в национальных цветах страны-хозяйки первенства.

Постер, логотип и талисман чемпионата мира 2010 года


2014, Бразилия Логотип последнего чемпионата мира многие считают неудачным. Во-первых, он напоминает facepalm. Во-вторых, дизайнер использовал изображение сразу трех рук для эмблемы турнира, в котором преимущественно играют ногами. Выбранные зеленый и золотой цвета призваны были символизировать бразильские пляжи и тропические леса.  Пять пальцев на руке не только отдают дань человеческой анатомии, но и символизируют пять побед Бразилии на чемпионате мира.  

Постер, логотип и талисман чемпионата мира 2014 года

Главное