Футбол, 05 сен 2014, 22:38

Открытие «Открытия»: Что нужно знать про новый стадион «Спартака»

В пятницу матчем «Спартак» — «Црвена Звезда» открылся домашний стадион «красно-белых» «Открытие арена». Корреспондент «РБК-Спорт» проинспектировал новострой и пришел к выводу – лучше арены Москва еще не видела.
Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Метро

«Следующая станция — «Спартак» — эту фразу пассажиры московского метро слышат уже месяц. В пятницу на новой остановке впервые было не протолкнуться. Еще за два часа до начала матча-открытия в фойе станции многолюдно. Фанаты не торопятся на стадион: почти все фотографируются на фоне красно-белой фигуры футболиста. Первое, что бросается в глаза: неплохая логистика уже на самой станции. Почти на каждой колонне висит указатель: «Трибуны A, B, C — направо, гостевой сектор – налево». Проход от метро до касс занимает максимум пять минут. И это притом, что не так далеко располагается и другая станция, «Тушинская». От нее до арены пешком идти не больше четверти часа.

Но если за два часа до начала выставочного матча на станции довольно тесно, то страшно представить, что начнет твориться здесь уже в следующее воскресенье, когда «Спартак» проведет на «Открытие-Арене» первую официальную встречу против «Торпедо». Станция метро – это, конечно, огромный плюс и прекрасный бонус к новому стадиону (например, несмотря на все преимущества «Арены-Химки», добираться до нее в день игр крайне неудобно), но при вместимости арены 45 000 зрителей ее явно недостаточно.  

Фото — ИТАР-ТАСС

«Пропускная способность станции московского метро – 7000 человек в час, — отметил президент «Спартака» Леонид Федун. – При увеличенном темпе движения – 12-13 тысяч пассажиров. Но мы понимаем, что этого мало и если выпустить всех зрителей после игры одновременно, то в Москве случится транспортный коллапс. Поэтому на стадионе мы сделали все, чтобы болельщики оставались здесь и по окончании матча. Тут продается и безалкогольное пиво, можно поиграть настольный футбол. Да, и вообще, стадион в Тушино – это теперь наш дом. Кто же спешит куда-то из дома?!»

Вокруг арены

Прилегающая к «дому» территория Тушинского аэрополя пока еще не готова. Почти по всей окружности стадиона стоит металлический забор, который закрывает стройку офисов, гостиницы и футбольного манежа. «Все сдадим в срок к 2017-му году, — отмечает Леонид Федун, – когда наш стадион примет Кубок конфедераций». Пока же арену окружает гигантский пустырь. Но вот на самом подходе к стадиону все отлично и красочно. На площади перед ним возвышается гигантская медная статуя гладиатора на красной пирамиде. У каждой трибуны тянутся ряды билетных касс и электронных пропускных пунктов. Достаточно приложить билет к специальному экрану и турникет автоматически пропустит вас внутрь. Единственное, что замедляет проход на трибуны – тщательнейший досмотр охраны. Правда, этот факт стоит воспринимать, как данность. В Химках во время домашних матчей ЦСКА и «Динамо» ситуация как минимум не лучше. Сравнения с Казанью и вовсе лучше опустить.

Внутри арены

Внутри «Открытие Арена» чем-то отдаленно напоминает расширенную и увеличенную копию «Локомотива» на Большой Черкизовской улице. Но большой плюс в том, что здесь трибуны и поле не разделяет ров и фанатский сектор почти примыкает к полю. До олдскульных британских арен «Открытие» немного не дотянуло, но на сегодня это лучший чисто футбольный стадион страны. Жаль лишь, что трибуна В в день матча с «Црвеной Звездой» оказалась заполнена не фанатскими фирмами, а людьми, которые хотели взять места подешевле (стартовая цена 900 рублей). В итоге весь матч зажигал на нем лишь островок болельщиков «Црвены Звезды». Но уже 14 сентября во время дерби с «Торпедо» ситуация, наверняка, будет иной.  

Настоящее достояние нового стадиона «Спартака» — два гигантских табло высокой четкости. По сути, под сводами арены подвешены фантастических размеров HD плазмы. Такого явно не хватало на сочинском «Фиште» в день открытия Зимней Олимпиады-2014. Тогда, напомним, олимпийский огонь зажигался за пределами стадиона и для 45 тысяч зрителей, оставшихся внутри чаши, самая торжественная часть церемонии оказалась не видна. Проходи она на домашнем стадионе «Спартака» — подобного бы точно не случилось. 

Фото — ИТАР-ТАСС

До начала матча с «Црвеной Звездой» табло стилизовали под старенький КВН и крутили на нем черно-белые нарезки моментов «Спартака» 50-60-70-х годов. А вот во время самой игры оно дало сбой – в середине первого тайма в авторы забитого гола случайно был записан запасной вратарь Антон Митрюшкин, а не Дмитрий Комбаров. Но на то игра с «Црвеной Звездой» и носила статус товарищеской для команды и тестовой для арены. Единственное, с чем организаторы переборщили, так это с аккустической системой. Пара десятков динамиков, расставленная по периметру поля просто оглушала. Но и этот недостаток вполне по силам исправить за неделю. Зато исполнители были подобраны со вкусом: гимн «Спартака» перед игрой спел Валерий Кипелов, а в перерыве 20-минутный концерт дала группа «Би-2», которая продолжила выступление и после праздничного салюта по окончании встречи.

Чуть сиротливо пока смотрятся палатки с атрибутикой и фастфудом. Их слишком мало для такого наплыва болельщиков (по словам Леонида Федуна, к 5 часам вечера было продано 42 000 билетов). Зато ценовая линейка вполне себе демократичная. Толстовка с эмблемой клуба обойдется фанатам в 3000 рублей, красно-белая футболка – 1500 рублей, шарф – 600 рублей. Зато на стадионе явный избыток спартаковской символики. Она везде: красно-белые панели на фасаде арены, эмблема клуба на кованых воротах. Даже плафоны внутри стадионы выполнены в виде ромбика с красной полоской посередине. 

Москва получила лучший футбольный стадион, причем далеко не факт, что «Открытие Арена» упустит пальму первенства после реконструкции «Лужников». Теперь главная задача, чтобы 45-тысячна арена заполнялась каждый матч. «Спартак» и без того был одной из самых посещаемых команд страны, но 15-20 тысяч на домашних играх – далеко не предел. Перед глазами пример стадиона в Казани, где на встречи «Рубина» после открытия новой арены в премьер-лиге стабильно приходит по 35-40 тысяч. А в Донецке в первый же год функционирования «Донбасс Арены» посещаемость «Шахтёра» взлетела в три раза.

Главное