Формула-1, 21 мар 2014, 15:19

Как с уходом Сенны мир F-1 перестал быть прежним

21 марта великому автогонщику Айртону Сенне могло исполниться 54 года. Жизнь его, яркая, как пламя свечи, была задута ветром рока. Он умер в борьбе, на трассе, там, где Сенна был самим собой — быстрым, напористым, непобедимым. Его смерть во время гонки в Италии стала последней в истории «Формулы-1». «РБК-Спорт» вспоминает, каким был Айртон Сенна, и рассказывает, что «Формула-1» потеряла с его гибелью.
Читать в полной версии
Фото: globallookpress

21 марта великому автогонщику Айртону Сенне могло исполниться 54 года. Жизнь его, яркая, как пламя свечи, была задута ветром рока. Он умер в борьбе, на трассе, там, где Сенна был самим собой — быстрым, напористым, непобедимым. Его смерть во время гонки в Италии стала последней в истории «Формулы-1».

«РБК-Спорт» вспоминает, каким был Айртон Сенна, и рассказывает, что «Формула-1» потеряла с его гибелью.

…Айртон грезил машинами с детства, которое прошло в Сан-Паулу. Мальчик страдал от нарушения координации, у него все буквально вываливалось из рук, так что родителям приходилось прятать хрупкие вещи по укромным местам. Игра в футбол, культовая в Бразилии, требовала хорошей координации, а потому была ему недоступна. Сверстники посмеивались над недостатком Айртона, и первое время он был страшно одиноким. Мальчик часами просиживал в гараже, где с интересом копался в сломанном двигателе отцовской машины.

Милтон да Силва всячески поощрял увлечение сына, желая, чтобы тот не огорчался из-за своей неуклюжести. Он даже нанял тренера, который обучал маленького Айртона, рассказывал ему о волшебном мире гонок. Уже в пять лет Айртон сел за руль карта мощностью в одну лошадиную силу.

Отец будущего чемпиона построил вокруг фермы картодром, и Айртон мог заниматься любимым делом чуть ли не круглые сутки. В семь лет он спокойно разъезжал вокруг фермы на джипе, стараясь выжимать из огромной машины максимальную скорость.

Мама Айртона первой заметила, что у ее ребенка удивительный дар. Видя, как ловко тот обращается с машинами, она попросила Милтона дать Айртону ее девичью фамилию, в глубине души надеясь, что однажды сын станет великим. Она не ошиблась в своих ожиданиях.

Гениальный гонщик

Сенна влюбился в скорость, в соревновательный драйв. С малых лет у него возникло желание быть лучшим, стать чемпионом. Его страсть к гонкам была сильнее, чем даже любовь к подруге детства Лилиан, с которой он проводил все свободное от гонок время. А свободного времени становилось все меньше. Очень красивая, эффектная девушка Лилиан, у которой было много поклонников, с грустью смотрела, как Сенна наматывает круги на трассах, и понимала, что с этим увлечением бороться невозможно. «Для него гонки — это все, — рассказывала девушка. — Они важнее меня, важнее семьи, важнее всего на свете». Потом у Сенны будут другие женщины, появятся большие деньги, а с ними — большие возможности, но ничто не могло надолго отвлечь Айртона от главного увлечения жизни.

Успехи Айртона Сенны на трассах были феноменальными. В Бразилии он рвал всех, так было и после его переезда в Великобританию. С молодым бразильцем никто не мог справиться, соперники как будто сдавались еще до гонок. Он вихрем ворвался в мир «Формулы-1», и этот вихрь сметал всех на своем пути. Каждую гонку Айртон Сенна вел азартно, не боясь опасных маневров на грани фола, на грани аварии. Его дерзость раздражала, восхищала, пугала.

Противостояние Айртона Сенны и Алана Проста стало культовым. Эти отчаянные парни были достойны друг друга. Айртон нашел того соперника, кто мог бросить ему настоящий вызов. Каждое их новое соперничество становилось праздником. Фанаты «Формулы-1» были очарованы борьбой двух лучших гонщиков в мире.

Сенна и Прост. Фото AFP

Трижды Сенна выигрывал чемпионаты мира. Только Алан Прост и Михаэль Шумахер выиграли больше этапов Гран-при, чем бразильский «кудесник болида».

Смертельная авария в Италии

В год своей смерти Сенна говорил: «Я хочу жить интенсивно, на полную катушку. Не хочу, чтобы жизнь протекала буднично, не хочу страдать от болезни или травмы. Если когда-нибудь случится инцидент, который будет стоить жизни, я надеюсь, что умру мгновенно».

Уровень безопасности современной «Формулы-1» позволяет гонщикам не бояться за свою жизнь так, как раньше. Айртон Сенна выступал еще в эпоху отчаянных парней, которые, выезжая на трассу «Формулы-1», знали — очередная гонка может стать последней в их жизни.

«Многие задаются вопросом — почему сейчас нет того восхищения, того уважения, которое испытывали фанаты к великим чемпионам «Формулы-1». Да, есть очень талантливые, опытные гонщики. Но когда идет речь о Сенне, Лауде или Ханте, я не думаю, что с ними можно кого-то сравнивать. А все потому, что тогда стоял вопрос жизни и смерти. Сейчас этого нет», — рассказал Guardian знаменитый гонщик Деймон Хилл.

Бывшего пилота спросили, превратилась ли «Формула-1» в бизнес-проект, в вялые соревнования миллионеров. «Без смертельной опасности нынешние гонщики стали мягкими, это действительно так, — согласился Хилл. — Недавно я смотрел захватывающий фильм о Питере Ревсоне, который погиб на Гран-при в ЮАР в 1974 году… Думаю, одной из главных причин, почему в те времена парни участвовали в гонках, был смертельный риск. И я, кстати, совсем не уверен, что хотел бы стать гонщиком, скажем, в 70-е годы. Это были страшные времена».

Кадры с места аварии Ревсона в Йоханнесбурге. Фото AFP

Риск разбиться насмерть не пугал тех, кто, как Айртон Сенна, жил будто в огне, не сильно задумываясь о будущем. И дело было не только в деньгах, а еще в азарте, в желании быть самым отчаянным, самым храбрым. «Быть гонщиком — значит постоянно рисковать», — говорил Сенна, и говорил это с улыбкой.

Для него риск был таким же обыденным, как солнце или дождь, хотя в то время, когда выступал бразильский пилот, смертельные случаи происходили все же крайне редко. Это в абсолютно сумасшедшие 50-е гонщики «Формулы-1» гибли постоянно, но с каждым десятилетием находились все новые способы избегать трагических инцидентов со смертельным исходом. И все же старуха с косой продолжала парить над трассами «Формулы-1» в поисках очередной жертвы. И она давно уже приглядывалась к Сенне, который как будто пришел из тех лихих времен, когда пилоты регулярно балансировали на грани жизни и смерти.

За день до трагедии Сенна провел тяжелую ночь. Он сильно переживал из-за гибели австрийца Роланда Ратценберга, который стал первой жертвой «черного уикэнда» в Имоле. Автомобиль талантливого австрийца на огромной скорости врезался в отбойник. Сенна пытался проникнуть на место смертельной аварии, переговорить со свидетелями. Это был шок для Айртона, да и не только для него — для всего мира «Формулы-1». Готовясь к Гран-при, Сенна перед последней ночью в своей жизни читал библию.

События, оборвавшие жизнь Айртона, известны даже тем, кто не сильно увлекается «Формулой-1». Машина 34-летнего пилота сорвалась с трассы в повороте «Тамбурелло» и врезалась в стену. В момент столкновения скорость автомобиля составляла 218 километров в час.

Весь мир наблюдал за тем, как из искореженной машины — фактически, из груды обломков — достают тело великого чемпиона. Спасти Сенну было невозможно. В болиде Айртона нашли австрийский флаг, очевидно, что гонщик планировал поднять его после финиша, стоя на подиуме, в память о погибшем товарище…

Гонку не отменили, ее победителем стал молодой, подающий надежды немец Михаэль Шумахер. Этот год — 1994-й — станет для Шумахера переломным, он впервые выиграет чемпионат мира. Одна звезда ушла с небосклона, ее место заняла другая.

Рукопожатие Михаэля Шумахера и Айртона Сенны. Фото Globallookpress

Увы, но злой рок того уикэнда коснулся, видимо, и Шумахера, который спустя много лет упал, катаясь на горных лыжах, и повредил голову. Врачи отчаянно сражаются за жизнь семикратного чемпиона «Формулы-1», но специалисты говорят, что если Красный барон и выживет, то уже никогда не будет прежним. Как никогда не станет прежней «Формула-1» после смерти Айртона Сенны.

Главное