В.Фетисов: В России при пустых трибунах бегает по полю $100 млн
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Вячеслав Фетисов на встрече с журналистами рассказал про законопроект о запрете финансирования госмонополиями профессиональных спортивных клубов, передает корреспондент «РБК-Спорт».
- Законопроект разрабатывался давно – два сенатора из бюджетного комитета, два сенатора из экономического блока. Я в этом участия не принимал. Это чисто экономическая тема. Все понимают, что наступают не самые лучшие времена. Закон разрабатывался в недрах Совета Федерации людьми, которые к спорту отношения не имеют.
Так как спортивной темой в Совете Федерации занимаюсь я, мне необходимо принимать в этом участие. Все экономические вопросы нужно задавать тем, кто разрабатывал законопроект. По спортивной тематике можно обращаться ко мне.
Понятно, что законопроект радикальный и его нужно обсуждать. Предложил коллегам собрать всех заинтересованных лиц в формате круглого стола, чтобы найти правильное решение. Видно, что законопроект вызывал серьезную реакцию.
Некорректно говорить, что кто-то хочет у кого-то что-то отобрать. У нас уникальная страна. У разных регионов и команд — разные возможности. Но есть несколько систем развития спорта, и не деньги должны решать, кто станет чемпионом, а мастерство менеджмента и игроков. Мировая практика показала, что подобная система выдержала все испытания. Профессиональные лиги от кризиса не пострадали. Нельзя за счет людей, которые любят игру, платить деньги спортсменам. Нужны экономические критерии.
— Многие боятся что спортивная система России рухнет. Какой вы видите модель российского спорта после законопроекта?
— Во второй части законопроекта разрешается монополиям финансировать детский спорт. Я не сторонник, чтобы иностранных игроков покупали за огромные деньги и при этом не воспитывали своих.
Ко мне недавно подошел коллега и сказал, что из «Северстали» уехали все серьезные игроки. Люди обижаются. Как только ребята заиграли, их забрали – в интересах сборной. Почему в этих интересах люди не могли прийти в «Северсталь»?
В некоторых лигах нельзя купить игрока – можно только обменять, поэтому мало громких переходов. Если ты отдаешь перспективную молодежь за игрока, и он не оправдывает надежд, твои перспективы становятся хуже. «Рейнджерс» после 1994 года ничего не выигрывал, а тот же «Детройт» или «Девилс» подошли к этому вопросу системно и добиваются результатов.
Не думаю, что законопроект разрушит спорт. Все смешивают массовый спорт, сборные. Но речь идет в первую очередь о клубах. Каждый клуб должен иметь возможность стать чемпионом. Аналоги такой системы в мире есть, и она работает.
Нужно составить систему, чтобы ни один талантливый игрок не потерялся. Такая система должна быть построена на внебюджетные средства. Той же КХЛ нужны талантливые хоккеисты, которые заменят ушедших.
Многие обсуждают, что если убрать лимит на легионеров, зарплаты будут снижаться. Показателен пример «Адмирала». Команду собрали за короткий срок из игроков, которые не подходили остальным командам. Сейчас «Адмирал» доказал, что может добиваться результатов. Энвер Лисин играл в третьих звеньях, а сейчас вызывается в сборную России. Система должна стимулировать игроков играть хорошо и должна быть приемлемой и понятной. Каждый клуб должен иметь шанс стать чемпионом.
Энвер Лисин в матче против ЦСКА. Фото ИТАР-ТАСС
— Люди, которые разрабатывали законопроект, считали, сколько тратят монополии на профклубы?
— Не задавал этот вопрос коллегам. Никто не знает, сколько монополии тратят, по крайней мере, у меня таких цифр нет.
— Идет дискуссия про Объединенный чемпионат. Законопроект ставит крест на нем. Что думаете по этому поводу?
— А Объединенный чемпионат вообще будет? Не факт, что законопроект примут. Сейчас идет дискуссия, которая даст понять, где мы находимся. Вполне возможно, мы на пороге серьезных экономических моментов.
Я в данной ситуации забочусь об игроках. Многим клубам не хватает денег, чтобы им платить. Даже КХЛ не может застраховать заработные платы в нынешней системе. Почти все российские клубы – некоммерческие организации. С этим нужно что-то делать.
Будет ли принят закон и будет ли Объединенный чемпионат – я не знаю. Но могу сказать, что в 2003 году некий проект Объединенного чемпионата уже обсуждался. Тогда на переговоры приезжали все самые значимые руководители украинского футбола. Но с приходом нового руководства РФС проект свернули.
Я понимал, что создание КХЛ – более простой ход, так как в хоккее нет сложностей с календарем. Тем более, подобные прецеденты есть. Было и желание латышей, белорусов, казахов. Мы проработали документ достаточно быстро. В 2004 году уже был регламент новой лиги.
— Почему законодательная инициатива была обнародована перед Олимпиадой? Поднялся шум.
— А каким образом законопроект касается Олимпийских игр? Почему его обнародовали сейчас, спрашивать нужно не у меня. Я поставил подпись под законопроектом последним.
Большая часть населения страны поддерживает законопроект. Мы говорим о здоровье нации, генофонде. Сейчас по физической готовности служить в армии может один из десяти человек.
В Приморском крае есть город Дальнегорск. Люди там каждую зиму заливают площадку и тренируются на улице. Они всегда мечтали о закрытом катке. Ведь было бы неплохо построить там хотя бы один крытый комплекс. И таких мест в России огромное количество. Недавно приезжал человек в Москву - собирает 50 миллионов на футбольную команду. При этом в его городе всего три-четыре футбольных поля. Вот и считайте, сколько полей можно построить на 50 миллионов.
— Как оцениваете вероятность принятия закона? И что делать со слабыми местами в проекте?
— Все будет прорабатываться. Законопроект, который приходит в Госдуму и который принимается, – обычно очень разные документы. Законопроект создавали экономисты. Еще раз говорю, что это закон не о спорте, а об экономике. Я рад, что Ковальчук и другие ребята зарабатывают огромные деньги, но рынок сейчас перегрет. Не случайно наши футболисты не могут заиграть в европейских клубах, хотя деньги в футбол вкладываются огромные.
— Зачем футболистам уезжать на запад, если здесь они получают в разы больше?
— В этом и вопрос. Для чего мы платим больше, если можно платить меньше? В конце 90-х мы создали рынок без предпосылок для роста внутри.
Приведу пример. Была команда в МЛС – «Космос». Они собирали стадионы, приглашали звезд, тратили огромные деньги. Потом поняли, что это путь вникуда. Вместо приглашения звезд в США стали строить поля и популяризировать футбол в школах. В 1994-м провели чемпионат мира. За 20 лет в США создали рынок для футбола - игравшие в футбол школьники стали болельщиками. Когда были созданы условия, американцы поняли, что теперь уже можно пригласить Бекхэма за 250 миллионов долларов, что сделало игру еще популярнее.
Когда в России при пустых трибунах бегает 100 миллионов на поле… Интереса к футболу в России нет, особенно в регионах. Мы создали рынок сверху, не подкрепив его снизу. Сначала нужно создать интерес снизу на уровне государства, а потом приглашать звезд.
Миллионеры из «Зенита» — Халк (слева) и Витсель. Фото ИТАР-ТАСС
— Многие профессиональные клубы финансируются не только корпорациями, но и регинальными бюджетами. Будет ли запрещено прямое финансирование из бюджета?
— Если внесут такое предложение, можно будет обсудить. Поддержу ли я? Поддерживать и участвовать – разные вещи. Если бюджет спортклуба выше, чем бюджет региона, это неправильно. Однако бюджет региона проходит через законодательное собрание. Например, "Адмирал" частично финансируется из бюджета, но эти деньги тратятся на содержание споршколы.
— Больше всего законопроект заденет футбол. Всей РФПЛ нужно будет перестраиваться. Мы не сможем приблизиться к европейским чемпионатам...
— Количество футбольных болельщиков каждый год уменьшается. Мы и сейчас не приближаемся к европейским чемпионатам. С ведущими клубами ничего не будет. Почему вы думаете, что закроется «Зенит»? Есть много компаний, которые захотят участвовать в проекте. До ЧМ-2018 нам нужно найти своих ребят, которые будут играть. Можем ли мы представить человека, который сейчас заменит того же Халка и за меньшие деньги? Это нереально.
В 1989 я приехал в НХЛ. Мне были до лампочки Кубок Стэнли и «Нью-Джерси». Я приехал зарабатывать. Хоть один иностранный игрок привлек что-нибудь, что-нибудь нам дал? Вагнер Лав? Его купили, когда он был никому не известен. Его воспитали в ЦСКА. Через «Спартае» за определенные период прошло 70 иностранных игроков. Шансов пробиться у наших парней не было.
— Отмена лимита на легионеров решит эту проблему?
— В футболе – да, в хоккее – нет.
— Зарплаты молодых игроков растут слишком быстро.
— Ну а кто их поднимает? В НХЛ случился локаут из-за зарплат. Хоккеистам сказали: либо играйте по нашим правилам, либо идите куда хотите.
— Если уйдут легионеры, нашим игрокам будет не с кем прогрессировать, не на кого равняться.
— В СССР росли без легионеров. От покупки легионеров сборной лучше не станет. Сколько у нас игроков европейского уровня? Я разговаривал с Капелло - он видит разницу в уровне наших футболистов и иностранцев. Менталитет из-за отсутствия конкурцении отличается. Но мы можем получить суперзвезд, если будет спортивный принцип и конкуренция.
Главный тренер сборной России по футболу Фабио Капелло. Фото АР
— По уровню расходов КХЛ сопоставима с НХЛ, по уровню хоккея – нет. Может быть, Россия просто не тянет такую лигу экономически?
— Когда я приехал в НХЛ, потолок был миллионов двадцать. Постепенно шел отбор, приезжали европейские звезды. Лига вышла на этот уровень за счет плановости и стратегии. Мы же хотим за счет денег поднять уровень. Я бы отталкивался от молодежи. Команда строится постепенно. Например, Лисин заиграл в «Адмирале», но мы понимаем, что удержать его не смогут. Во Владивостоке на Энвера ходят зрители. Будут ли они ходить на хоккей после его отъезда?
Зарабатывать деньги и распределять их – разные вещи. КХЛ – сейчас пример для всех, но и там есть сложности. Особенно по вопросам стратегии. Что делать дальше? Передать ли дворцы в управление клубов? С одной стороны, кто-то получает огромные деньги, а кому-то задерживают зарплату. Это неправильно.
— Есть ли у вас желание поработать в КХЛ или ФХР?
— Мечты о работе тренером уже растворились. Если быть тренером – то детским. Есть ли желание работать в КХЛ или ФХР? Ну, наверное, есть. Но я чувствую себя нужным на своем месте.
Чтобы догнать НХЛ или чемпионат Англии, нужны спортивный принцип и равные возможности для всех. Нужна система, где каждый сможет показать свои способности. Когда мы поймем, что у нас есть не три российских игрока мирового уровня, а 22, тогда можно покупать кого угодно.
Если из занимающихся спортом детей вырастут суперзвезды, мы будем гордиться. Если из них вырастут здоровые люди, будем гордиться вдвойне.