В.Мутко: Хоккейная сборная умрет, но будет биться за Россию!
– Сегодня было обсуждение момента с санкциями за дисциплинарные огрехи. Как это будет выглядеть? Это касается не только хоккеистов, но всех остальных спортсменов?
– Прежде всего, всё, что касается дисциплинарных моментов, регулируется трудовым законодательством и контрактом спортсмена в частности. То, что у лиги есть желание ввести документ, который будет защищать престиж лиги, то, пожалуйста, но не надо повторять ошибки других лиг, когда создаются кодексы чести, которые потом никак не выполняются.
На самом деле каких-то больших проблем я тут не вижу, поводов для этого не было. Да, есть хоккеисты и футболисты, которые нарушают в личной жизни режим. Всё это регулируется контрактом. А что касается сборных, то мы с такими проблемами вообще не сталкиваемся.
– Как проходит подготовка к сборам в Сочи?
– Мы совсем недавно собирали всю команду, ее расширенный список, всех кандидатов, которые могут претендовать на поездку в Сочи. Мы показали команде олимпийскую деревню, объекты, провели обследование всех спортсменов и дали каждому индивидуальные рекомендации. В общем, каждый хоккеист получил задание.
Сейчас есть сроки, когда команда соберется для подготовки, и известны два подготовительных матча – это будут игры со сборными Латвии и Швейцарии. Всё продумано, взвешенно. Надеюсь, все хоккеисты пройдут ту подготовку, которая им прописана, отнесутся к ней ответственно, особенно те, кто находится в НХЛ.
– Все звезды будут участвовать к подготовке?
– Да. Этот вопрос снят, НХЛ приняла решение. Но будут играть не звезды, а те, кто будет на данный момент выглядеть лучше. В принципе, все кандидаты определены. Сейчас у главного тренера есть несколько позиций, на которые он приглашает игроков и проверяет их. Смысла проверять Ковальчука и Радулова нет, идет попытка подобрать ребят на те позиции, которые не закрыты. Шанс получат все ребята, которые стремятся попасть в олимпийскую сборную.
– Но три шайбы в трех матчах для России – нонсенс!
– Думаю, сейчас не стоит относиться к этому критически. Команда готовится к сезону, состав постоянно меняется и идет апробация состава. А где, если не в таких матчах, проверять его? Плохо, что проигрываем, но это уже второй вопрос.
Это мы долго обсуждали, много вопросов и по притоку молодежи, и по по обмену между лигами, взаимодействию лиг. Что надо сделать, чтобы хоккей развивался по всей стране? Это не так просто. Почему мы таким составом проигрываем? Ведь и у соперников такие же урезанные составы. Уровень такой.
Поэтому президент собирал всех и говорил, что надо начать заниматься резервом, надо взглянуть в будущее. У нас состав предопределен, если эти парни не смогут – то я не знаю. Я в них полностью уверен, они умрут, но будут биться за страну. А что дальше? Надо думать.
– Вы допускаете, что после Олимпиады сборную возглавит иностранец?
– Не хочу забегать так далеко, но я бы этого не хотел. Страна вышла на тот уровень, что уже остановились те негативные тенденции, которые были после 90-х годов. Мы восстановили базу. Нам нужно возвращаться к восстановлению кадров.
Я сегодня посещал Российский Университет Физической культуры и спорта – меня волнует, что мы выпускаем 6000 специалистов. Заведующий кафедры хоккея мне наговорил проблем, я предложил встретиться еще раз, вынести на обсуждение, почему у нас нет тренеров. Тоже самое у нас сейчас в футболе. Был на кафедре футбола.
– Мы всегда были хоккейной топ-державой, а сейчас во всех наших клубах в тренерском штабе работают иностранцы, и Сергей Федоров говорит, что наши не могут работать так, как северо-американцы.
– Вопрос, наверное, не в том, могут наши так работать или нет. Просто ни одна из стран не получила по себе такого удара и не выпала из спорта на 20 лет. У нас постарели тренеры на 25-30 лет, разрушилась система подготовки. Но мы сейчас возвращаемся. У нас проблемы с кадрами, но это не только в спорте. Когда у нас упала ракета, вы видели, начали анализировать, почему так. А оказалось, что подкрутить ее как надо некому, средний возраст зашкаливает.
В целом, системы подготовки, как у нас в России, больше нигде нет. У нас 80 тысяч детей в ней, а мы не можем подготовить 200-300 достойных хоккеистов – значит, проблема в качестве подготовки. У нас уже условия лучше, чем у тех, кто играл в "Красной машине". Они тренировались на улице. А сейчас нет ни одного субъекта, не затронутого хоккеем. Нам нужно работать над качеством подготовки, разрабатывать методики.
Я вот с пловцами встречался. Обсуждали, почему все медали, по сути, – одного тренера. В Америке. Я не хочу поднимать новую полемику, но, в принципе, это именно так. Вот он умеет и обладает методикой подготовки, Юлю Ефимову довел до результатов.
Тут не надо сразу обижаться и говорить, что я их раскритиковал. Надо спокойно разбирать. Почему я должен приглашать иностранного тренера в бобслей, в сани? Что, мы финансируем меньше? В два раза больше. И в плавании два раза больше. Мы всё увеличили, но результата нет.
– Неужели даже тренеры по физподготовке должны быть иностранными?
– Ну, значит, так. Вы проанализируйте хоккей, футбол. Вот Слуцкий у нас есть в футболе. Он всегда был думающим человеком. Я помню, как он начинал: все поездки и семинары, которые мы делали, он сидел с блокнотом, а некоторые шли пивко попить. Чему им у Моуриньо учиться? Чему он их научит? А тот шел и тряс его так, что он отделаться от него не мог. По человеку сразу видно, будет он тренером или нет.
80 иностранцев сейчас готовит наших спортсменов к Сочи. Но вы поймите, я смотрю на лыжное двоеборье. Год его финансируем, второй, а сдвига нет. Я не говорю, что надо завтра уже побеждать, но прогресс должен же быть? Вынуждены искать и думать.
И везде так. В женской хоккейной команде тоже тренер был – отличный мужик, нравился мне, но мы его заменили – и сразу пошло движение, и мы уже бронзовые призеры чемпионата мира.
Но есть и другие примеры, когда люди в синхронном плавании и гимнастике из года в год, несмотря ни на что показывают высочайшие результаты.