Как вратарь "Спартака" поразил Кастро и остановил непобедимый ЦСКА
Памяти Зингера посвящается...
Испокон веков особое уважение заслуживают те команды или спортсмены, которые совершили подвиг. Настоящий подвиг, причем четыре раза, совершил московский "Спартак", побеждая ЦСКА в споре за звание чемпиона СССР.
Кто-то скажет, что "Спартаку" симпатизировал Леонид Брежнев, генеральный секретарь ЦК КПСС, и это было, дескать, весомым фактором в борьбе команд за медали высшей пробы. Безусловно, это играло определенную роль, но нельзя забывать о том, что ЦСКА в годы спартаковского чемпионства оставался, фактически, сборной СССР, за эту команду играли сильнейшие ребята, здесь был представлен весь цвет отечественного хоккея.
Но "Спартак" был, все-таки, сильнее. И во многом благодаря голкиперу Виктору Зингеру, о котором с полным на то основанием можно сказать: "вратарь – это полкоманды". Лишь в 1962 году Зингер не играл за чемпионский состав "красно-белых", во всех остальных трех случаях он был полновесным участником спартаковского триумфа.
Виктор Александрович начинал карьеру не в "Спартаке", а в… ЦСКА. Оказавшись в армейской школе, он сразу встал в ворота. Из-за маленького роста. "Коротышкам" тогда выбора не оставляли – раз не вышел росточком, значит, будешь голкипером.
Годы шли, Зингер матерел, набирался опыта, но однажды понял – Анатолий Тарасов отдает предпочтение другим. Великий тренер, конечно, привлекал Зингера к тренировкам с командой мастеров, но в "армейской" раме блистал Николай Пучков, у которого был "железный" дублер Юрий Овчуков.
Вариантов не было, пришлось Зингеру пытать счастье в Куйбышеве, где была создана окружная команда. Там он играл за молодежку, пока не посыпались предложения от самых разных команд союзного первенства. Он мог оказаться, в частности, в столичном "Динамо"...
Но был один человек, за которым Зингер готов был пойти куда угодно. Всеволод Бобров. Легендарный тренер очень хотел, чтобы бывший "армеец" играл за "Спартак", и Зингер долго раздумывать не стал, отправившись в Тарасовку на смотрины. С тех пор он навсегда стал спартаковцем.
Поначалу, правда, Зингеру пришлось бороться за место под солнцем, на его позиции твердо играли Прохоров и Платов. Но Зингер быстро дал понять, что он – номер один. Новичок "Спартака" хоть и казался поначалу неповоротливым, зато характер у него был что надо – мог запросто броситься за шайбой под частокол ног.
Особенно хорошо ему давались матчи, в которых надо было прыгнуть выше головы.
Болельщики "Спартака" души не чаяли в отважном голкипере, который играл в большой белой маске. В 1967 году он стал чемпионом СССР. Это был год, в котором Зингеру часто не везло. То он на тренировке получал шайбой от партнера в голову и выбывал на несколько месяцев, то поскальзывался на монете и получал серьезную травму ноги. Зато в играх против ЦСКА Зингер получил компенсацию всем неудачам, его команда из четырех матчей выиграла два, а решающий, на финишном отрезке, стал бенефисом "Спартака" - 7:3.
Какие классные ребята раскрылись в той команде – Борис и Евгений Майоровы, Вячеслав Старшинов, Евгений Зимин, Владимир Шадрин… И, конечно, Виктор Зингер.
Через год Зингер стал олимпийским чемпионом. Тогда твердым голкипером сборной СССР был торпедовец Виктор Коноваленко. Но после поражения от Чехии тренер решил поставить в рамку спартаковца, и тот не подвел – два матча сыграл чуть ли не идеально, пропустив только один гол.
Однако перед решающим матчем Зингер попросил, чтобы играл не он, а Коноваленко. Таким скромным, справедливым человеком был Виктор Зингер. Сборная выиграла, и спартаковец получил свое заслуженное олимпийское золото.
А еще на его счету – пять золотых медалей чемпионатов мира, хотя лишь в одном из них он был твердым первым номером, в 1969 году. После этого уже таких счастливых эмоций в сборной испытать Зингеру не пришлось, потому что в ЦСКА восходила новая суперзвезда – Владислав Третьяк, альтернативы которому в национальной команде, понятно, не было.
Став чемпионом мира-1969, Зингер в том же году оформил еще одну победу в союзном первенстве со "Спартаком". Тренером "красно-белых" был уже Николай Карпов. Он прививал команде "спартаковский дух", настраивал своих подопечных на то, что не так страшен (армейский) черт, как его малюют.
И действительно, "Спартак" совершенно не боялся ЦСКА Тарасова, в финальном турнире трижды обыграв грозного соперника с общим счетом 12:3. А ведь за соперников "красно-белых" играли Харламов, Фирсов, Петров, Михайлов, да и многие другие выдающиеся хоккеисты. Но "Спартак" был недосягаем, а Зингер – непробиваем. Шутка ли, в трех победных матчах Виктор пропускал лишь по одной шайбе, играя против самой грозной атаки чемпионата СССР!
Постепенно Зингер начал терять лидирующие позиции в "Спартаке". Появились новые талантливые ребята, все чаще играл в основе Виктор Криволапов. 34-летнему ветерану "Спартака" было сложно конкурировать с молодым, да борзым. Однако старт сезона-75/76 вышел крайне неудачным для Криволапова, и Зингер вновь встал в рамку.
Было в том сезоне много самых удивительных событий. Взять хотя бы матч "Спартака" с челябинским "Трактором" в московском Дворце спорта. Игра завершилась с феерическим счетом 8:8, а Криволапов заменил Зингера уже во втором периоде. В итоге Криволапов пропустит пять шайб и сыграет даже хуже Зингера.
Этот удивительный матч состоялся уже после боевого крещения "Спартака" - битвы с ЦСКА, в которой Зингер и доказал, что рано его списывают со счетов. Уже на 16-й секунде Михайлов забросил шайбу, а во втором периоде Гусев сделал счет 2:0 в пользу ЦСКА. Зингер был очень зол, он с гулким стуком ударил клюшкой по льду, и это как будто стало сигналом для "Спартака" - пора лететь в атаку! И Зингер свои владения "засушил", и нападающих "прорвало" - четыре раза подряд вынимал Владислав Третьяк шайбу из ворот...
Еще один матч того сезона против ЦСКА "красно-белые" проиграли в драматичнейшей борьбе 6:7, и на этой встрече присутствовал лидер кубинских коммунистов Фидель Кастро!
В том году "Спартак" в последний раз стал чемпионом страны. А Зингер получил свою третью золотую медаль союзного первенства, навсегда оставшись кумиром спартаковских болельщиков.