Т.Мозгов: Даже не знаю, как назвать то, что творится в РФБ
Центровой "Денвер Наггетс" и сборной России по баскетболу Тимофей Мозгов - один из немногих российских спортсменов, сумевших уехать в НБА. В нынешнем году он получает не так много игрового времени в команде, как хотелось бы, но от этого тренируется еще более усердно и упорно. Совсем недавно Тимофей приезжал на несколько дней в Москву, и сумел выделить пару часов для читателей "РБК-Спорт" после одной из своих многочисленных тренировок.
- Ну, для начала, с приездом тебя! Давай сразу начнем с самого насущного вопроса. Прошли выборы президента РФБ, ситуация в федерации, мягко говоря, напряженная. Как ты смотришь на всю эту заварушку?
- Если честно, то я даже не знаю, как назвать то, что творится в РФБ. Не очень хочется лезть во всю эту политику. Нам, игрокам, главное чувствовать себя комфортно в сборной, в клубах. Хочется знать, что у руля федерации стоит человек, который качественно и добросовестно делает свою работу, на которого можно будет положиться. А когда начинаются такие непонятки... Меня это расстраивает.
Знаете, у меня нет времени, чтобы интересоваться тем, что происходит в федерации. Я баскетбол-то не особо смотрю, иногда даже не знаю имен известных баскетболистов, мне хватает баскетбола в жизни и так. Поэтому я не особо интересуюсь этими процессами. Могу только сказать, что парням, которые сейчас в сборной, хочется комфорта, работать в такой нервной обстановке не очень приятно. Посмотрим, что будет, а так, я не политик и толком не могу сказать, что происходит.
- Наверняка слышал историю с диктофонной записью, на которой "голоса, похожие на Ватутина и Чернова", обсуждают результаты предстоящих выборов и способы влияния на них.
- Да, знаю. Я даже слушал ее, но мы не можем со стопроцентной уверенностью говорить, что она настоящая. Да, голоса похожи. Но мне, если честно, без разницы, что они обсуждают, как это там решается. Баскетболистам главное, что происходит с командой.
- А какие настроения царят в сборной? Ты в этом году отдыхаешь, но наверняка общаешься с парнями...
- Да, к сожалению, в этом году я не выступаю за сборную. Не могу сказать, что происходит внутри. Я совсем недавно прилетел и только на днях планирую съездить на базу, пообщаться с пацанами. Поговорим по душам.
Конечно, сложно, когда меняют главного тренера за два дня до начала подготовки. Сложно менять людей, которые занимаются организацией и подготовкой игр, бронируют гостиницы... Это же огромная работа, за два дня до сборов взять, и все это бросить? Я такого не понимаю.
- Но Кацикарис, вроде бы, не самый плохой специалист, хороший человек?
- Не могу сказать наверняка, я с ним не работал. Но, по отзывам, он действительно очень хороший специалист и человек достойный. Но... Как сказал один хороший человек: "Это Россия - привыкайте, господа".
- Сами претенденты на пост главы РФБ, что о них можешь сказать?
- Честно, я не знаю их, не знаю кто это, и кто от кого баллотировался. Мне это не очень нужно. Я не лезу в политику.
- Чем наполнен твой сезон без сборной? Не скучаешь?
- У меня сейчас, возможно, самый важный сезон в карьере. Я хочу хорошо к нему подготовиться, поэтому взял перерыв в сборной. Надо немного отдохнуть и начать раньше готовиться к сезону уже в Америке. Хочется выступать за сборную, но она отнимает столько сил и здоровья. Я и в прошлом году выступал там не очень здоровый — сильно болела нога. Плюс еще надо доделать дела, в штатах есть одна программа ( "курс новичка" - Rookie transition program, прим. ред.), для тех, кто работает у них, так вот, на нее надо обязательно ходить, а я поставил рекорд, не появившись ни на одном занятии за три года. В итоге в этом году мне пришлось отсидеть там четыре дня, с утра и до вечера, и выслушивать все, что там говорят. Еще у меня виза заканчивается в сентябре, надо оформить новую до отъезда, так что дела есть.
Американская мечта
- Ты сказал, что хочешь увидеться с парнями из сборной, значит, скучаешь по ним? Есть у тебя ностальгия? Скучаешь по общению со своими?
- Конечно, увижусь, мы столько времени вместе проводим и проводили, что было бы даже неприлично с моей стороны не уделить им внимание. А что до Америки, то мне очень сильно не хватает общения. Конечно, есть там русские друзья, но это все равно немного не то. Не хватает не только общения, но и тренировок, и матчей с ребятами. Многого не хватает. Как бы мне Америка нравилась или не нравилась, таких друзей там нет. Только в России я чувствую себя как дома.
- Как складываются отношения с одноклубниками? Можешь сказать, что ты уже полностью адаптировался в НБА?
- Ну, у меня есть итальянский друг в команде, грек есть, правда, к сожалению, в следующем году его уже не будет. А так вот мы втроем - русский, грек и итальянец. Пообщаться, сходить покушать - мы всегда ходим втроем. Еще бразилец был. Только не подумайте, что мы не общаемся с остальными.
- Может, американцы держатся обособленно в команде?
- Не то, чтобы обособленно, у них просто совсем другая культура общения. Понятие слова "друг" у них отличается. У нас есть различные понятия - друг, приятель, знакомый, а у них "friend" и есть "friend". Это и знакомый, и товарищ, и друг. Конечно, у них тоже есть закадычные друзья с детства. Но в команде они не дружат так сплоченно, как мы. Хотя в России, когда выходишь на площадку и играешь против своего друга, с которым ты в сборной был плечом к плечу, и не думаешь поддаваться. Правильно говорят, что на площадке друзей нет, есть соперники. Как только заступил за линию - друзей нет, все ребята это понимают.
В Америке все понимают, что это еще и бизнес. Если приходит в команду новенький, то он так или иначе претендует на твое время на площадке, на твои деньги. Там это не шутки. Да и менталитет американский другой, это видно и по их фильмам. Вот они встретились друг с другом на выходных красиво, и все. Нет такого, как у нас, пришел вечером к другу, поставил бутылку и сидишь, общаешься по душам. У них там такого нет. Менталитет другой.
- Твоя карьера за океаном еще не такая долгая, чтобы писать мемуары, но, наверняка, есть забавные моменты, которые можешь припомнить?
- Был один прикольный случай в прошлом году. В Америке есть такое понятие "rookie", как новичок у нас. И вот такой новичок должен делать то, что попросят старшие одноклубники. Мы прилетели в Даллас...или в Орландо...точно не помню, теплые края какие-то. Так вот, ему сказали сделать одну вещь. Конечно, не в форме ультиматума, а на слабо, сможет или нет. Поставили на кон 800 долларов. Так вот, у каждого рукава, который подается к самолету, есть сбоку гибкая труба, по которой вниз кидают сумки. В общем, мы его надоумили спуститься вниз на полосу не по лестнице, а по этой трубе. Ну и он полез, выкатился вниз, весь персонал лежал на полу от хохота. Он застрял в этой трубе секунд на 30, потом выкатился на пятой точке на полосу, весь грязный, я даже видео снял на телефон, жалко не могу показать, он там, в Америке, остался. Было очень смешно. Вообще юмор всегда в команде приветствуется, главное палку не перегибать. А те случаи, что были у меня в сборной, они точно не для прессы.
- Кто у нас в сборной самый большой весельчак и мастер по розыгрышам?
- Не могу сказать, что у нас в сборной есть клоуны, таких нет. А вот самые веселые — это Вялый (Егор Вяльцев) и Понкраш (Антон Понкрашов). Эти если разойдутся, то смеяться будут все и очень долго.
- Ладно, вернемся к серьезным темам. Кто твой кумир в мире баскетбола?
- Сейчас нет кумира. Раньше, когда я рос, у меня был кумир, Кевин Гарнетт. Но он был кумиром многих, как один из лучших представителей баскетбола того времени. А сейчас кумиров нет.
- А каковы ощущения, когда выходишь на площадку против сильнейших баскетболистов мира, таких, как Леброн Джеймс и ему подобные?
- Первый год, когда ты только попадаешь в среду, где обитают те, на кого ты еще несколько лет назад смотрел с восхищением по телевизору, очень круто. Мне повезло, и я застал в свой первый год в НБА последний год выступления Шакила О'Нила. Конечно, первое время, пару месяцев, думаю, ты восхищен и взволнован. А потом приходит понимание того, что это бизнес, и тебе надо играть. Ты начинаешь уважать их, но на площадке все враги. Просто ты больше понимаешь, кто сильнее, а кто слабее, подстраиваешься.
- Но ты, безусловно, учишься у этих врагов. Твой прогресс за годы в НБА нельзя отрицать, и ясно, что он существеннее, чем если бы ты играл в Европе.
- Безусловно. Я сильно вырос профессионально. А вот насчет учиться, тут, как говорится, "век живи, век учись". Даже в 40 лет я не буду знать всего, что есть в баскетболе. Тем более в сравнении с великими людьми. Стараешься почерпнуть что-то нужное для себя. Просто говорить о таких людях, как Леброн Джеймс, очень трудно. Они баскетболисты от Бога. Надо понимать, что дар может быть от рождения, но многие читатели и зрители часто не понимают, с каким трудом дается карьера. Даже мои друзья иногда смотрят на игру и говорят, что он просто такой крутой атлет, он так может забить красиво, и они даже не понимают, сколько сил и здоровья спортсмены отдают на площадке, сколько получают травм и сколько проводят тренировок. Над каждым броском детально работаешь на тренировках.
В любом виде спорта можно найти примеры, когда спортсмены, обладавшие великолепными способностями, просто пропадали из-за того, что не работали должным образом. А есть те, кто никогда не будет суперзвездой, но станет очень хорошим игроком за счет старания. Это звучит банально, но это так и есть.
Можно сказать, что такая проблема есть у нашей российской молодежи, которая при маломальском успехе, покупает хорошую тачку, квартиру, начинает тусоваться и забывает про тренировки. А надо продолжать расти и прогрессировать. Такие ребята есть и в НБА. А такие люди, как Леброн, несмотря на свой статус, выходят из отпуска пораньше, понимая, что надо тренироваться, и начинают самостоятельную подготовку. Леброн каждый день в зале, не пропускает тренировки.
- Сейчас очень много говорят о российском законе о запрете "пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений". Запад поливает грязью наше правительство и спортсменов, которые его поддерживают. Да и в НБА не так давно был скандал, когда жена Тима Данкана обвинила его в "нетрадиционных пристрастиях".
- Да, я слышал, что она говорила, вроде бы он даже жил с кем-то. В этом году в НБА был даже игрок, который отыграл в лиге 12 лет и после окончания карьеры объявил о своей нетрадиционной ориентации. Журналы писали, была большая история. Мне тяжело высказываться на эту тему, ведь мне, как лицу публичному, надо быть политкорректным. Сам лично я с такими спортсменами не сталкивался, может, и был кто-то, но я об этом не знал, или мне не говорили. Я с этим не сталкивался.
Какой русский не любит быстрой езды
- Ну, а теперь одна из твоих любимых тем - быстрые автомобили, и все, что с ними связано. Расскажи про свой автопарк.
- Большую часть времени в Москве я передвигаюсь на BMW 7-й серии, в этом автомобиле мне очень комфортно. Машина просторная, мощная, как раз то, что мне нужно.
Кроме нее, у меня здесь есть Chevrolet Camaro, но я на нем в этом сезоне проездил от силы пару дней. Она не особо предназначена для передвижения по городу в пробках, слишком большой расход топлива, да и мощность у нее около 1000 л.с. На заправке около дома на меня уже косо посматривают. Если выезжаю в город проехать пару десятков километров, то перед сном приходится заехать и заправить полный бак, и так каждый день.
А в Америке я передвигаюсь на мощном джипе Grand Cherokee SRT в новом кузове. Мне этой машины хватает. Ведь в Америке особо не погоняешь. Полиция если поймает, штраф могут и 10000 долларов выписать, а если повторно, то и депортировать из страны могут. Знаю такой пример. А мне такие проблемы не нужны, тут не договоришься, не посмотрят, что ты играешь в НБА. Тут все равны перед законом. Ну и, конечно, погодные условия. Колорадо – это горный штат. Бывает так, что утром +25, а вечером машина вся в снегу. Так что зимой лучше сидеть в той машине, что повыше.
- У тебя достаточно обширный автопарк. А с чего все начиналось? Помнишь свою первую машину?
- Конечно. Это, кстати, была тоже семерка BMW. Только старая, еще 80-х годов. Долго на нее копил, а когда купил, был просто на седьмом небе от счастья. Самое интересное, что лишился я ее при очень веселых обстоятельствах. Проспорил ее своему брату. Мы на море были, и он предложил пробежаться наперегонки по песку. Ну я то был в себе уверен, спортсмен как никак. Когда он предложил поставить машину на кон, даже не задумался. А получилось так, что уже на первом шаге я споткнулся и упал, брат победоносно вскинул руки, и так и добежал до финиша. А тут, как говорится, "мужик сказал, мужик сделал". Пришлось отдать ключи.
- Наверняка у тебя были проблемы с выбором авто, с таким-то богатырским ростом?
- Да. Я вообще очень был разочарован тем, что в суперкарах, которые мне нравились, было слишком мало места. Я еще со времен жвачки "Turbo" влюблен в спортивные авто. И вот, когда пришел момент, когда я заработал достаточно, чтобы позволить себе авто своей мечты, я поехал в салон. Хотел купить Lambo Murcielago, а когда сел в нее, понял, что это невозможно. Так же было с несколькими Ferrari. Так что приходится выбирать машину не по факторам скорости или управляемости, а по вместимости. Но, как уже сказал, BMW – приятное исключение.
- Чем хочешь заниматься после окончания карьеры? Многие спортсмены занимаются своими любимыми увлечениями, строят вокруг них свой бизнес, а ты вот большой поклонник автоспорта.
- Начнем с того, что я, конечно, осознаю, что после окончания карьеры чем-то надо будет заниматься. Наверно, вы правы, что лучше всего заниматься тем, что тебе по душе. Но я по своей натуре, по характеру, не бизнесмен и не могу увидеть себя в такой роли. Я по натуре — добряк. В бизнесе надо уметь быть плохим и уметь сказать нет, отказать человеку. Всю жизнь спортсменом не будешь. Правильно начинать думать об этом еще в то время, когда ты можешь совмещать приятное с полезным, играть в баскетбол и получать за это хорошие деньги. Но пока я себя не вижу в бизнесе.