Другие, 04 июл 2013, 13:05

В.Екимов: Моя мечта - чисто русская команда

Генеральный менеджер команды мирового тура "Катюша", трехкратный олимпийский чемпион и многократный чемпион мира по велогонкам Вячеслав Екимов в эксклюзивном интервью "РБК-Спорт" рассказал, как живет одна из самых богатых команд в туре, в чем глобальная задача развития команды и российского велоспорта, а также поделился своей заветной мечтой о чисто русской команде.
Читать в полной версии
Юрий Нестеренко

Генеральный менеджер команды мирового тура "Катюша", трехкратный олимпийский чемпион и многократный чемпион мира по велогонкам Вячеслав Екимов в эксклюзивном интервью "РБК-Спорт" рассказал, как живет одна из самых богатых команд в туре, в чем глобальная задача развития команды и российского велоспорта, а также поделился своей заветной мечтой о чисто русской команде.

Как прокормить "Катюшу"?

В первую очередь, тут надо затронуть две составляющие: капиталовложения в команду и прибыль от рекламы. В "Катюше" мы не проводили доскональных исследований на эту тему, как, допустим, мы делали, когда я работал в американской команде. Это связано с тем, что американская команда была более бизнес-ориентированной. Они тщательно исследовали, сколько денег вложили, и сколько получили на выходе. Могу сказать, что во времена Лэнса Армстронга, в моменты максимального успеха и фурора, наши спонсоры из каждого доллара, вложенного в команду, делали 15 долларов. 

С командой "Катюша" все немного по-другому. Потенциал остается тот же, даже, может быть, больше, потому что у нас есть Пурито, у нас есть интерес российских фирм, которые могут принимать участие и проецировать свой интерес на Европу. Мы идем на втором месте в рейтинге, даже после случая с лицензией, мы у всех на устах. "Катюша" становится своеобразным брендом.  Все уже знают, что есть "Катюша", но пока людям приходится объяснять - то ли это женское имя, то ли это ракетные снаряды, поэтому у нас сейчас есть идея брендировать имя "Катюша", а потом уже запускать линейку продуктов.

Если говорить об окупаемости, то можно проводить аналогии с футболом. В Европе большинство клубов, насколько я знаю, находятся на самоокупаемости и мало зависят от спонсоров. У нас в "Катюше" есть микс социального проекта и коммерческого. Социальная часть заключается в том, что у нас, и, в частности, у Игоря Викторовича Макарова, есть идея вернуть российский велоспорт на тот уровень, который был в СССР. Он сам велосипедист, у него есть материальная база, и, самое главное, есть огромное желание. И мы - все, кто причастен к этому проекту - движемся в одном направлении. Вот это социальная часть, но и она бизнес-ориентирована. Все придет к тому, что у нас уже будет готовый продукт, который можно будет предлагать российским компаниям, и они будут готовы вкладываться в российского Родригеса, чтобы он был на всех билбордах, на всех трассах. Это наше социальное начало, но оно имеет определенный бизнес-вектор. И есть коммерческий вектор сам по себе, потому что у нас есть "Катюша", есть Родригес, на которого с удовольствием реагируют спонсоры, готовые давать и деньги, и свои материалы. То есть, у нас есть сложившаяся финансово-техническая поддержка спонсоров. А это уже настоящий коммерческий вектор. 

Сам велоспорт идет по пути развития европейских футбольных клубов, по их бизнес-модели. Я думаю, что через два-три года в велоспорте наступят кардинальные перемены. Цель велоспорта - стать коммерческой структурой на самоокупаемости, потому что ты не можешь быть всецело зависимым от спонсоров и в конце каждого года думать о том, будет ли у тебя команда и получится ли сохранить своих гонщиков, сможешь ли ты зарегистрироваться. Это очень большая нервотрепка как для менеджеров команды, так и для ее гонщиков. Команды приходят к тому что они должны становиться полноценными компаниями, которые смогут предлагать себя как готовый продукт, тем же организаторам "Тур Де Франс", чтобы они не себе брали 100% пакет телевизионных прав, а сразу делили его и готовы были предоставить "Катюше" и 15 другим лучшим командам определенные условия.

Окупаемость для спонсоров и компаний, которые представляют свой продукт, это очень интересно. При нынешнем раскладе, из каждого вложенного евро ты вытащишь 10. Именно столько ты получаешь, когда Пурито едет на "Тур Де Франс" или "Вуэльту Испании", именно столько тебе надо вложить, чтобы твой продукт был виден. 

Проблемы популяризации и основная задача

"Тур Де Франс" - это уже столетняя история, это традиция. Ее называют самым большим организованным пикником в мире. Люди семьями приезжают каждый год на гонку. А ведь это еще и 5-6 часов ежедневных трансляций на более чем 120 стран. И ты понимаешь, что это и есть та реклама, которая нужна спонсорам. Ведь 75% всего интереса в сезоне занимает "Тур Де Франс".

Я объясню, в чем наша задача и генеральная линия. Наши мегаполисы задыхаются от количества автомобилей. Да, мы северная страна, но у нас есть те же 6 месяцев в году, когда можно пересадить население на велосипеды. Вот наша главная социальная задача. Ну и, конечно, надо забирать пацанов с улиц, ведь велоспорт остается одним из самых доступных видов спорта в России. Ты просто купил пацану велосипед, и он поехал. Не надо ничего строить и арендовать. Это, конечно, в теории, в Москве надо будет еще, наверное, каску купить и папу поставить сзади на машине, чтобы прикрывал. Но по большому счету велоспорт все равно доступен.

Конечно, есть и современные реалии - для глубинки России даже не самый лучший велосипед не так уж и доступен. Но если я отец, и мне мой сын говорит, что хочет заниматься велоспортом, и я приду в секцию и увижу, что там есть тренер-энтузиаст, у которого есть минимальная техническая база, то я пойду в магазин. А там стоит линейка и цена от 600 до 6000 евро. И ты не можешь взять тот велосипед, что за 600, потому что это изначально дрова, которые развалятся через полгода занятий. И ты подбираешь что-то среднее, и вот с этой стороны получается, что вложения в велосипед - значительные. Но ты понимаешь и то, что твой сын получил увлечение и получается, что все это является вложением в собственного ребенка. Я уж не говорю о том, что велосипед - это здоровый образ жизни. Кроме того, он развивает такие черты характера, как смелость, решительность, умение принимать решения, ведь приходится реагировать в доли секунды, чтобы шею не свернуть.

Будущее

Когда мы доживем до тех светлых времен, когда у нас будет время развивать академии, то мы будем это делать. У меня есть мечта, чтобы у меня была русская команда. Чтобы на английском языке говорили только люди извне, а вся внутренняя коммуникация проходила на русском. Это важно, у нас есть свои традиции, свои особенности. Адаптировать их под иностранцев бывает сложно. Но вот у нас есть своя, российская команда, которая занимает достойное место на "Тур Де Франс"... Чтобы сделать такой проект, нужны кадры. Нужны детские школы, российский календарь, над ним - элитный календарь, и уже наверху этой пирамиды - команда "Катюша". На такой проект должны работать миллионы людей. Для этого должны быть хотя бы виртуальные курсы для тренеров, обслуживающего персонала, а для них нужны люди, которые прошли весь путь от новичка до олимпийца, может быть и пенсионного возраста. Нужны люди, которые не хотят сидеть дома, а готовы делиться своим опытом. У меня была идея, ведь в СССР были лучшие механики, которые могли, как говорится, блоху подковать. Все они сидят по домам, и я не знаю, чем они занимаются, а вот если их собрать в рамках академии, в которой будут работать в том числе и менеджеры, если найти опытных специалистов, массажистов, то это бы работало. И вот из такой вот академии выходили бы выдержанные, ценные кадры для команды "Катюша".

Главное