От Монреаля до Ванкувера: России нужен советский, а не канадский хоккей
Последние провалы сборной России по хоккею породили опасные разговоры. Многие считают, что настал момент, когда должен умереть советский хоккей.
"РБК-Спорт" рассуждает, к чему это может привести.
... 1972 год, первый матч Суперсерии Канада — СССР.
Заполнившие под завязку стадион в Монреале канадские болельщики с ненавистью вглядывались в рассыпавшиеся по льду мелкие, неприметные, как им казалось, фигурки хоккеистов сборной СССР, которые осмелились бросить вызов лучшим парням страны "Кленового листа", осмелились усомниться в их полном, тотальном превосходстве, осмелились приехать на их территорию, чтобы попробовать...
Попробовать что? Выиграть серию? Но это фантастика, об этом не может быть и речи! Выиграть матч? Но и это смешно! Канада непобедима! Сыграть достойно? Но это тоже немыслимо! Канада разорвет СССР на части! Проиграть не очень крупно хотя бы в одном матче? Хм-м, а вот это уже больше похоже на правду... Это советские хоккеисты могут, конечно, попробовать, да только кто ж им даст?
Канадцы в те времена в открытую посмеивались над любым иностранцем, кто с детства становится на коньки, хватает клюшку, и, перемахивая через борт, бросается на лед, чтобы забрасывать черный каучуковый диск в ворота. Пусть их будут миллионы, этих любителей, но лучшие в хоккее, и это знают все на свете, канадские профессионалы! Так было, так есть, и так будет!
Вот такие неверные, штампованные мысли грели душу всем тем канадцам, кто достал билет на Суперсерию. Хотя некоторые, возможно, были слегка недовольны той, как они считали, непреложной истиной, что хоккейная битва на самом деле станет хоккейным побоищем, где одни будут волочить по льду других, и не будет никакой интриги, и не будет никакого зрелища, и время, в сущности, будет потрачено зря, и, может быть, стоило сохранить деньги на какой-нибудь приличный матч НХЛ, чем тратить их на бездарных советских любителей.
Многие из тех, кто пришел посмотреть на уничтожение "Красной машины", снисходительно приподняв бровь, перешептывались, обсуждая грядущий матч. Мол, вот сейчас мы их как разда-а-авим, как пок-а-аажут наши ребятушки этим дикарям, живущим за Железным занавесом, почем фунт лиха! Настроение среди канадцев царило приподнятое, они готовились к граду шайб, под которым будет гнуться советский вратарь.
Рассматривая программки к матчу, канадцы плевались, пытаясь выговорить чужие, режущие слух фамилии. Другое дело, фамилии канадцев! Фил Эспозито — звучит мелодично, по-хоккейному, вызывает страх и оцепенение у противника. Так и должно быть, ведь Эспозито - хоккейный тигр, мастер от Бога! Этот парень непременно отгрузит с пяток в русские ворота сразу же, в первом же матче, в первом же периоде. А Пол Хендерсон? Еще один волшебник, который должен наколдовать пару-тройку шайб. Кто там на воротах у СССР? Третьяк? Бедняга!
Точно так же считал и легендарный вратарь НХЛ Жак Плант. Перед игрой он зашел в раздевалку сборной СССР, чтобы объяснить Третьяку, как лучше всего играть против канадских нападающих. Он поступил как настоящий джентльмен, но только не учел одного, и самого главного — в Монреаль приехала команда, которая ни в чем не уступает хваленым канадским профессионалам.
Хоккеисты сборной СССР, поддавшись охватившему их сердца волнению, пропустили уже на 30-й секунде — Эспозито зажег красный свет за воротами Третьяка. "Ну, а я что говорил?!" - пихая в бок соседа, подмигивал каждый третий канадец. На шестой минуте Хендерсон снова обрушил молот на хоккеистов в белых свитерах, а аранжировщик решил поиздеваться над гостями, заиграв "Похоронный марш".
Канадцы играли так, как им привычно. Трещали борта, по которым размазывались как блины по сковородке советские хоккеисты, крошился лед под грузным топотом канадских игроков, стремившихся раздавить, уничтожить сборную СССР. Первое время им удавалось это делать.
Но неожиданно все изменилось. Советские хоккеисты, используя свою отменную физическую подготовку, волшебную технику и суперточную игру в пас, начали переламывать ход неудачно складывавшегося матча. Первый период завершился вничью, а потом...
Потом началась, говоря словами покойного премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, операция "Немыслимое!" Валерий Харламов собственными золотыми руками начал развенчивать миф о непобедимости канадских профессионалов. Номер 17-й сборной СССР сначала вывел свою команду вперед, а затем забросил победную шайбу. Стадион в Монреале охватила могильная тишина, канадцы больше не перешептывались, не перемигивались, не смотрели на советских хоккеистов снисходительно.
Они просто молча ждали, что будет дальше.
А дальше сборная СССР занималась тем, что обновляла табло, пока на нем не загорелись окончательные и шокирующие мир цифры 7:3. Те же, кто все-таки не верил и протирал глаза, после видел на табло все те же цифры.
Сборная СССР впервые показала несовершенство канадского хоккея, впервые показала, что может быть альтернативный, умный хоккей — в противовес тупой беготне и расчету на жесткие, крушащие всех вокруг силовые приемы. И даже итоговый проигрыш в серии, в которой все решилось только в заключительном матче, на последних секундах, не вызывал никаких сомнений в том, кто в действительности одержал победу. Моральную победу.
Зеркальный счет, зеркальные эмоции
… Прошло 38 лет. Сборная России по хоккею сыграла против Канады в четвертьфинале Олимпийских игр.
Матч проходил в Ванкувере. Вновь был переполненный стадион, но только теперь канадцы, наученные горьким опытом, опасливо посматривали на лед — а вдруг "Красная машина", ведомая Вячеславом Быковым, возвращается? Старые призраки, вылезшие из небытия, их пугали.
Но вполне вероятно, они испытывали и ностальгию, хотя мало кто из канадцев мог признаться в этом откровенно.
В итоге Канада выиграла со счетом 7:3. Знакомый счет, не правда ли?
После того фиаско и пошли все эти странноватые разговоры в угоду Его Величеству Результату — а нужен ли нам советский хоккей? Нужны ли нам красивые комбинации (ведь они глупы, нужно бросать, бросать и бросать), нужны ли нам умные, тонкие передачи (ведь они грозят превратиться в нелепые обрезы), нужны ли нам супертехничные игроки (ведь по-настоящему ценны носороги а-ля Эспозито, способные разломить хоккейную площадку надвое)?
Эти разговоры усилились после 3:8 на чемпионате мира в Хельсинки, полученные от молодых и наглых американцев, стиль игры которых похож на канадский.
"Такой хоккей нам не нужен!"
Честно говоря, все эти разговоры не должны восприниматься всерьез! У нашего хоккея есть свое лицо, и не надо подменять его канадской гримасой. Нам не нужны их маленькие площадки, нам не нужны хоккеисты-акселераты, лепящие блины из соперников адскими силовыми приемами! Как можем мы забыть тот хоккей, который показывали Харламов, Фетисов, Крутов, Зимин, Якушев? Какой же, скажите на милость, будет интерес в противостоянии Канада — Россия, если оно превратится в битву Канада — Канада?
Увы, но постепенно все к тому и идет. Ведущие российские хоккеисты едут в НХЛ, где учатся играть так, как играют канадцы. Так играет, например, Александр Овечкин. По своей игре он, и отрицать это сложно, — типичный канадец!
Но если так будет и впредь, если мы начнем бездумно снимать канадские копии, то пропадут такие игроки, как, например, Павел Дацюк — человек, за игрой которого можно наблюдать сутками напролет и не уставать ни капли. У Дацюка — филигранная техника, его тонкие проходы, его красивейшие голы вызывают восторг у всех российских мальчишек, которые смотрят хоккей по телевизору и готовятся сами стать спортсменами.
Пока есть такие, как Дацюк, в хоккее есть изюм, он вкусен. Появятся одни Эспозито, и что тогда? Это ли выход?
Многие сейчас думают о том, как сыграет наша сборная в Сочи, но есть, как видно, и другая, не менее глубокая, серьезная проблема...
Стоит вопрос - умрет или не умрет советский хоккей?
Во время последнего матча суперсерии в Ванкувере канадцы устроили потасовку, и комментатор Николай Озеров произнес ставшие знаменитыми слова: "Такой хоккей нам не нужен!" К сожалению, вот ТАКОЙ хоккей, который не нужен, и будет жить со смертью советского.