О.Блохин: Нашим тренерам платят в разы меньше, нельзя же так под плинтус загонять
- Вы не рассказывали сегодняшним подопечным, как отец запрещал вам когда-то получать зарплату в юношеской команде "Динамо", чтобы не возникало лишних соблазнов?
- (Смеется.) Они бы, думаю, даже не поняли, как это. Тут ведь многое от воспитания и системы ценностей зависит, но это родителями закладывается, в раннем детстве. Впрочем, не стал бы всех под одну гребенку равнять: в команде наверняка есть ребята, способные не удивиться этой истории. По крайней мере хотелось бы в это верить.
- Если приоритеты у футболистов настолько изменились в сравнении с вашим временем, какие аргументы находите, чтобы убеждать их играть, как сами говорите, "за майку", за престиж клуба?
- А я аргументы и не ищу. Пришел к выводу, что это неактуально. Хотим мы этого или нет, но на первом месте для большинства игроков находятся деньги, и я не в силах что-либо изменить.
- Вы дали понять, что ряд футболистов, недовольных ужесточением дисциплины, стали, минуя вас, ходить с жалобами к президенту клуба. Знаете конкретные имена?
- Знаю. Но называть их публично, уж извините, не стану. Пусть это останется внутри коллектива. Могу лишь сказать, что попытки нарушить субординацию пресекались на корню.
- Многие ваши футболисты отправились в теплые края. Вы же, как я понимаю, не планируете в отпуске покидать Украину. Дело в необходимости решить до зимних сборов накопившиеся проблемы или в запрете врачей летать?
- И в том, и в другом. Нерешенными оставались отдельные вопросы, да и здоровье надо было поправить.
- Меньше чем за полгода в вашей жизни случилось столько событий… Скажите честно: если бы в конце сентября, когда поступило предложение возглавить "Динамо", знали заранее, чем все обернется, рискнули бы круто повернуть жизнь и тренерскую карьеру?
- Если ты принимаешь принципиальное решение, должен быть готов и к определенному риску. Даже когда не предполагаешь, как этот риск велик.
- То, с чем столкнулись на первых порах в "Динамо", вас удивило или в общих чертах совпало с замеченным со стороны?
- Конечно, я был удивлен. О многом, наблюдая за командой с трибуны или по телевизору, даже не догадывался. Но разобраться как следует в ситуации не успел: две игры - и сразу попал в больницу. Потом еще месяц врачи не позволяли мне непосредственно руководить командой.
- Игорь Суркис рассказывал, что вы были удивлены его поздним вечерним звонком с предложением возглавить "Динамо", ведь за столько лет отчаялись ждать приглашения.
- Не то чтобы отчаялся… Конечно, мечтал вернуться когда-нибудь в родной клуб главным тренером. Мечтали об этом и родители - особенно мама, до этого события, к сожалению, не дожившая.
- С вами президент "Динамо" своими взглядами не делился?
- Мы с Игорем Михайловичем довольно часто общались, но до звонка, о котором вы меня спросили, я и подумать не мог, что он видит меня главным тренером "Динамо". Наверное, президент не считал возможным обсуждать со мной эту тему, когда должность наставника не была вакантной.
- Вы говорили, что дочки порадовались предстоящим переменам, а жена - поняла, что теперь совсем перестанет видеть мужа дома. Она не пыталась вас отговорить?
- Давайте сразу расставим точки над i. Я могу прислушиваться к любой точке зрения, но решения принимаю сам. И сам за них отвечаю. Это касается и семьи, и работы.
- На размышление Суркис дал вам тогда всего одну ночь. Судя по тому, что она, по вашим словам, получилась бессонной, вы сомневались.
- Сомнений не было. Но, с другой стороны, с кондачка такие вопросы не решаются: я брал на себя колоссальную ответственность.
- Как только вы оказались в клинике, ваш телефон передали жене, из палаты вынесли телевизор - по крайней мере так сообщалось официально. Как получали информацию о "Динамо" и сборной? Или вам удавалось нарушать режим и смотреть трансляции некоторых матчей?
- Практически никакой информации на первых порах не было. Только на пятый день, когда разрешили свидания, меня навестили коллеги из тренерского штаба. Да и то беседа получилась общей, поверхностной.
- И все же в период, когда "Динамо" руководили ваши помощники, мне доводилось видеть, что Андрей Баль на скамейке практически не расставался с телефоном. Это он с вами созванивался?
- По ходу всех выездных матчей я держал с Балем связь по телефону, и мы даже не пытались этого скрывать. А вот о чем говорили, какие проблемы обсуждали, рассказывать не стану. Пусть останется между нами.
- Теперь как себя чувствуете?
- Нормально. Легче переношу нагрузки, не так устаю. Организм постепенно возвращается в норму.
- К зимним сборам врачи разрешат вам летать самолетами?
- Это не сомневаюсь. Другое дело, что между сборами в Испании, возможно, останусь в Марбелье - медики вряд ли одобрят два лишних перелета и столько же перемен климата.
- Следите сейчас за тем, как решается вопрос с новым главным тренером национальной сборной?
- Практически не слежу. Но даже та информация, которую получаю из газет и слышу по телевизору, меня поражает. Не может быть тридцати кандидатов на такую должность. И рад был бы ошибиться, но думаю, что немалая часть специалистов даже не догадывалась, что претендует на пост наставника украинской сборной. Мое мнение: тренером нашей сборной должен быть украинец. Иностранец успеха с командой не добьется.
- Вас не вдохновляет успешный пример Фабио Капелло в России?
- Он может вдохновлять меня сколько угодно, но у соседей совсем иная ситуация. Там итальянец пришел с начала отборочного цикла, у нас же турнир в самом разгаре. Варягу потребуется немало времени, чтобы понять наш менталитет.
- Но лишь закоренелые оптимисты верят, что украинская сборная пробьется на чемпионат мира в Бразилию…
- Значит, я оптимист. В футболе случается всякое, но чтобы добиться успеха, надо браться за работу засучив рукава. А иностранец, практически в этом уверен, поедет к нам прежде всего за деньгами. Когда приходится читать о зарплате, которую федерация готова положить Эрикссону, становится печально за наших тренеров. Им-то готовы платить раз в десять меньше. Нельзя же своих под плинтус загонять!
- Всю осень болельщики и журналисты обсуждали "список Блохина" - перечень футболистов, которые наверняка будут выставлены зимой на трансфер.
- У нас существуют определенные наметки, однако сказать, что готов назвать вам сейчас какие-то фамилии кроме Милевского, я не могу. Черту под списком футболистов, с которыми будем расставаться, подведем лишь с открытием трансферного окна.
- Между тем Суркис официально назвал имена Айилы Юсуфа, Милоша Нинковича, Бадра Каддури и Станислава Богуша…
- Помимо уже обнародованных в прессе имен есть игроки, вопросы по которым мне также хотелось бы решить. Однако не всe, как вы понимаете, зависит от меня.
- Значит ли это, что среди выставляемых на трансфер футболистов могут оказаться и приобретенные минувшим летом?
- Все может быть. Постоянно поддерживаю контакт с президентом клуба - вроде мы с ним и в отпуске находимся, а работа не прекращается. Вот и Михайличенко летал на днях потенциальных новобранцев просматривать.
- Согласны ли с мнением, что из летних приобретений, общая стоимость которых превысила 30 миллионов евро, пока оправдал ожидания лишь Мигел Велозу?
- Не обижая некоторых игроков, скажу, что им, видимо, еще нужно время, чтобы влиться в коллектив. Следует отдать должное президенту клуба, вложившему огромные деньги в последнюю трансферную кампанию, и мой предшественник, думаю, Игоря Михайловича за это поблагодарил. Но у каждого тренера свое видение команды, и мне тоже придется просить у Суркиса игроков. Не может же, в конце концов, на одной позиции быть густо, а на другой - пусто. Давайте закроем на этом вопрос о трансферной политике, по крайней мере до января.
- В бытность тренером сборной вы не очень-то жаловали Александра Алиева, на чемпионате Европы давали ему минимальное игровое время, однако теперь настояли на его возвращении из аренды в "Днепре". Изменили мнение?
- Скажем так: Алиев получил новый шанс. Воспользуется им - будет играть в "Динамо". А если нет… У нас с Сашей состоялся честный разговор взрослых мужчин - он вам в любой момент может это подтвердить. Большинство тем останется между нами, но основное содержание могу передать: игрок предупрежден, что сейчас будущее находится исключительно в его руках.
- Если не секрет, какие задачи поставлены перед вами руководством клуба на весеннюю часть сезона в чемпионате страны и Лиге Европы?
- Хотя "Шахтер" и ушел в отрыв, цели бороться с ним за первое место никто не отменял. Тем более что в недавней динамовской истории бывали случаи, когда мы и наверстывали, казалось бы, безнадежное отставание, и солидное преимущество упускали. Но это, как вы понимаете, задача-максимум. А минимум - удержать в конкуренции с "Днепром" второе место, дающее право пробиться через квалификацию в Лигу чемпионов.
- А на европейскую весну у "Динамо" какие планы?
- Будем решать проблемы по мере поступления. Сначала надо создать команду, которая бы показывала стабильный, радующий глаз футбол. А до той поры всерьез говорить про еврокубковые задачи преждевременно.
- Что думаете о продвигаемой в России идее проведения чемпионата СНГ?
- Пока даже не задумывался. Однако могу сказать, что этот проект может оказаться довольно выгодным с коммерческой точки зрения и привлекательным не только для публики старшего поколения.
- Но если турнир будет признан УЕФА, в нем станет разыгрываться всего две путевки в Лигу чемпионов - на дополнительную квоту рассчитывать не приходится. А значит, это может оказаться невыгодным "Динамо".
- Если решение про объединение чемпионатов будет принято - ничего не поделаешь, придется бороться…