"Зенит-Арена" сменит подрядчика после нагоняя от Медведева
"Это не просто долгострой, это выглядит позорно", – отметил во время посещения стройки Медведев, обращаясь к представителям администрации Санкт-Петербурга. По словам главы правительства, который посещал данный объект в мае 2010 года, строительство с тех пор практически не сдвинулось с места.
Как сообщает газета "Коммерсантъ", замену генерального подрядчика лоббирует владелец питерской команды - "Газпром". При этом представители "Трансстроя" утверждают, что арена "Зенита" стала долгостроем по вине городской администрации, поскольку до сих пор отсутствуют проектная документация и новая смета. Стоимость проекта выросла с 33 до 44 млрд рублей, и его пытаются удешевить.
На стройплощадке "Газпром" вывесил информацию о том, что "проектирование и строительство стадиона фактически остановлено", а "взаимные обязательства заказчика, генпроектировщика и генподрядчика не выполняются". На одном из стендов предлагалось привлечь к строительству стадиона иностранных подрядчиков – шведскую компанию Skanska, американскую Turner, французскую Vinci, немецкие Hochtief и Alpine и японскую Kajima, имеющих опыт возведения спортивных сооружений.
Курирующий строительство вице-губернатор Игорь Метельский подтвердил, что "это самые известные и надежные мировые строители". При этом он заявил, что "15 ноября контракт с "Трансстроем" заканчивается и продлеваться не будет".
Изначально предполагалось, что строительство "Зенит-Арены" будет завершено к 2009 году. В 2007 году власти Петербурга заключили контракт на 6,7 млрд рублей с местной компанией "Авант". Спустя год он был со скандалом расторгнут, и в 2008 году на аукционе новым генподрядчиком город выбрал "Трансстрой". Компания О.Дерипаски обещала построить стадион на 30% дешевле стартовой цены – всего за 13,022 млрд руб. к концу 2010 года (вся арена с учетом уже вложенных средств была оценена в 18 млрд руб.). Однако после того, как в 2010 году Главгосэкспертиза в очередной раз увеличила смету до 33,1 млрд руб., сумма контракта с "Трансстроем" выросла на 9,5 млрд руб. (сейчас она составляет 22,5 млрд руб.).
Глава "Трансстроя" Игорь Панкин заявил изданию, что заявления петербургских властей стали для компании неожиданностью. По его словам, "с учетом ответственности заказчика за неоднократное перепроектирование объекта "Трансстрой" считает оценку своей работы исключительно некорректной". "Комитет по строительству остановил работы на объекте в связи с тем, что у строителей нет документации для производства работ по новому проекту и не определена стоимость строительства, поэтому мы потеряли очередной "строительный сезон", – объяснил он.
В мае 2012 года "Трансстрой" привлек к совместной работе над проектом австрийскую компанию Strabag (является совладельцем "Трансстроя"). По словам И.Панкина, за период реализации проекта компанией было выполнено работ на 9 млрд руб., из них 800 миллионов были инвестированы акционерами компании из-за отсутствия финансирования объекта со стороны заказчика. Глава комитета по строительству администрации Санкт-Петербурга Вячеслав Семененко в свою очередь утверждает, что подрядчик до сих пор "не погасил аванс на сумму 3,5 млрд руб. и не выполнил много работ, по которым документация не менялась".
Согласно новому прогнозу, строительство стадиона может быть завершено не ранее 2014 года. Как сообщили изданию знакомые с проектом участники рынка, смета может вырасти до 44 млрд руб. В.Семененко эту информацию опроверг и добавил, что новая смета на утверждение в Главгосэкспертизу. Несмотря на то, что проект стадиона менялся в том числе из-за требований FIFA и UEFA, поскольку на нем планируется провести ряд матчей чемпионата мира по футболу-2018, Д.Медведев заявил, чтобы власти Петербурга не рассчитывали "без серьезных оснований" на поддержку федерального бюджета. Газпром также не хочет больше спонсировать проект: по словам А.Миллера, "город уже получил финансовые средства на десяток самых современных стадионов".