О.Журавский: С.Прядкин – гарант прозрачности футбольной лотереи
Президент Национальной Ассоциации Букмекеров, совладелец букмекерской конторы "Лига ставок" Олег Журавский в эксклюзивном интервью корреспонденту "РБК-Спорт" рассказал о планах развития Всероссийской Футбольной Лотереи, посетовал на дескредитированность лотерейного рынка и предложил законодательно обезопасить потребителей от нечестных игроков рынка.
- Вы сейчас готовитесь к запуску "Всероссийской футбольной лотереи". Хотелось бы услышать конкретные суммы, которые вы намерены вложить в такой серьезный проект.
- Вы правильно сказали, что это серьезный бизнес-проект. На первом этапе мы с партнерами планируем инвестировать порядка 10 миллионов долларов. Срок возврата инвестиций, я назову реальные сроки, три года. Мы ставим это в задачи бизнес-плана. Если мы будем запускать тиражную лотерею, а это телевидение, розыгрыши, а если мы это будем делать, то будем делать хорошо, то срок возврата инвестиций будет порядка четырех лет. Потому что там надо вкладывать очень большие деньги, в первую очередь, для того чтобы формировать положительный имидж лотереи.
- Вы также ранее упоминали, что существует минимальный порог отчислений на развитие детского футбола.
- Совершенно верно, это будет сумма в 160 миллионов рублей, это 10% целевых отчислений.
- Лотерея - это, прежде всего, бизнес, насколько важна для вас социальная сторона?
- Лично для меня она практически приоритетна. Я долгие годы занимаюсь игорным бизнесом, и всегда большое значение уделял социальной значимости. Делал это только потому, что мне это очень нравится. Бизнес должен быть социально ответственным. Могу привести пример по букмекерскому бизнесу. Мы первыми пришли в Министерство финансов и попросили увеличить налоговое бремя на бизнес, мы ввели дополнительный налог, и теперь каждый пункт приема ставок платит дополнительный налог в зависимости от региона от пяти до семи тысяч рублей в месяц. И налоги эти платятся в региональные бюджеты.
- Можно сказать, что этот шаг помог вам в борьбе с недобросовестными конторами?
- Само собой. В лотерейном бизнесе, могу сказать, что 80% игроков рынка работают некорректно. Целевые отчисления не доходят до конечного потребителя. Смешно выстраивать бизнес, если ты ставишь задачу эти отчисления оставить себе, какой это бизнес, тут логика отсутствует. А происходит это из-за того, что слишком большие проценты берут за реализацию сети. До 30%, то есть продал ты билет и должен треть отдать. В Европе этот показатель составляет порядка 5%. Но у них и билетов продается намного больше. Посмотрите в Испании - по 300 миллионов долларов люди джек-поты выигрывают. Очереди стоят.
Если нам законодательно сузить рынок, не закрыть ни в коем случае, а выдвинуть правильные финансовые требования к держателям негосударственных лицензий, сократить рынок, то в банке не будет 50 видов непонятно каких бумажек, а не лотерей. Тогда их станет 10, а не 50, а процент отчислений можно будет уменьшить до 15%, я уверен. Тогда банкам будет выгоднее продать 10 миллионов билетов и получить 15%, а не получать 30% от десяти билетиков.
- Таким образом, потребитель получит гораздо более качественный и надежный продукт?
- Конечно. Никто не хочет ни у кого отнимать хлеб, пускай все работают, объединяются.. Когда букмекерство началось с лицензированием, все говорили, что 100 миллионов нельзя собрать. Потом цифра поднялась до миллиарда плюс 500 миллионов банковской гарантии. И после этого получили еще 7 лицензий. Значит, есть люди, которые могут это собрать! Если они хотят заниматься бизнесом и честно платить налоги государству. А не забирать все себе в карман. Сейчас очень важен вопрос формирования юридической базы для развития лотерейного бизнеса. Иначе государство просто оставит 2-3 государственные лотереи, а остальные запретит. И все будет как с игорным бизнесом, все останутся с неприкрытым задом, а бизнес перевели в 4 игорные зоны.
- Как будут распространяться билеты?
- Они обязательно появятся на стадионах. Мы же ушли со ставками со стадионов, причем сами этот вопрос и пролоббировали, ужесточили требования. А билеты там обязательно появятся, ведь там наша целевая аудитория! Это чистый маркетинг, глупо закрывать такую нишу, как стадионы. Лотерейные билеты это не букмекерские ставки. Все будет, как на Западе - рестораны, магазины, кассы, там нет ограничений. Это будут любые бизнес партнеры, которые либо хотят заработать, либо хотят прикоснуться к большому футболу. Мы тоже открыты для сотрудничества. Мы планируем в дальнейшем разыгрывать на каждом матче по автомобилю. Это будет вещевая лотерея и автомобиль ценовой категории 15 тысяч долларов. Человек, купив билетик, сможет выиграть на каждом матче автомобиль. Но это позже, это следующий этап развития, ведь мы планируем суммарные вливания в районе 50 миллионов долларов.
- А как вы донесете до потребителя, что дескридетированный лотерейный рынок стал надежнее, как это доказать?
- Вы видели Сергея Прядкина, руководителя РФПЛ, рядом со мной. Это уже является гарантом того, что деньги пойдут туда, куда должны идти. Тем более у меня самого есть определенная репутация в бизнесе. Все знают, что мы все выплачиваем, тратим большие деньги на социальные проекты, я зарабатывал репутацию годами. Плюс прозрачность. Билет куплен, деньги сразу ушли туда. Все будет очень просто. На определенных маркетинговых ходах мы донесем это до потребителя. Ведь сейчас никто не покупает лотерейные билеты, целевая аудитория сейчас - бабушки, пенсионерки, которые покупают билет непонятно зачем, потому что выигрыша практически никогда нет. Это большая работа, поэтому все эти миллионы долларов пойдут, в том числе, и на становление имиджа этого бизнеса. И все это надо отрегулировать законодательно, потому что получить лицензию сейчас слишком легко.