Футбол, 29 мая 2012, 08:16

В.Малафеев: "Готов драить бутсы каждому, лишь бы выиграть Евро"

Голкипер "Зенита" и сборной России Вячеслав Малафеев поделился своими ощущениями перед товарищеской игрой со сборной Литвы. "Всегда хочется надеяться на то, что самое хорошее еще впереди. А так - и по результатам, и по полученному от игры удовольствию - соглашусь: это один из тех сезонов, которые приятно будет вспоминать. Судить об этом можно еще и потому, что прекрасно чувствую: от меня теперь ждут большего. Планка действительно поднята, а для спортсменов всегда самое важное - не просто один раз ее поднять, но и удерживаться на рекордных высотах, не останавливаться на достигнутом. Надеюсь, так и будет"
Читать в полной версии
Фото: ФК Зенит
Голкипер "Зенита" и сборной России Вячеслав Малафеев поделился своими ощущениями перед товарищеской игрой со сборной Литвы, а также рассказал о завершившемся сезоне в российском чемпионате.

- С кем из специалистов ни говорил бы, все считают прошедший сезон лучшим в вашей карьере. А вы сами с этим утверждением согласны?

- Я бы уточнил: на данный момент (улыбается). Всегда хочется надеяться на то, что самое хорошее еще впереди. А так - и по результатам, и по полученному от игры удовольствию - соглашусь: это один из тех сезонов, которые приятно будет вспоминать.

- "Один из" или все-таки лучший?

- Хорошо, пусть будет лучший. Судить об этом можно еще и потому, что прекрасно чувствую: от меня теперь ждут большего. Планка действительно поднята, а для спортсменов всегда самое важное - не просто один раз ее поднять, но и удерживаться на рекордных высотах, не останавливаться на достигнутом. Надеюсь, так и будет.

- Раз планка поднята, значит, вы прогрессировали. В чем именно? Имею в виду, понятно, не трофеи, завоеванные с командой, а личные действия на поле?

- Вспоминаю себя лет десять назад и удивляюсь: каким же наивным был, как вообще жил с тогдашними принципами?! С годами поменялось все: и видение футбола, и отношения внутри команды, и даже моя игровая манера. За счет опыта целый ряд ситуаций, даже весьма сложных, удается решать куда проще, многое исполняю вообще на автомате.

А самое главное - понял: от того, что делаешь, надо обязательно получать удовольствие, иначе ничего путного не выйдет. Это сложно, потому что ставки в матчах команд уровня "Зенита" и сборной России всегда высоки, и требуется максимальная концентрация. Так вот я, мне кажется, научился находить баланс между удовольствием и собранностью. Это непросто, особенно на протяжении всего сезона, но без такого баланса точно ничего не добьешься. "Физику" можно подтянуть механическими упражнениями, а вот добиться правильного психологического состояния куда сложнее.

О себе говорить трудно, поэтому приведу в пример Игоря Денисова. В чем корни его потрясающего прогресса? На самом деле в том, что 99 процентов матчей он проводит с запредельной мотиваций. Полностью научился себя контролировать, знает, что нужно сделать в тот или иной момент. И при этом, несмотря на огромный объем выполняемой работы, получает подлинное удовольствие от процесса. Гарику нравится то, что он делает, - и у него все получается.

- Если судить со стороны, о вас можно сказать то же самое. Но тут мы подходим к, пожалуй, самому непростому моменту: если в клубе вы, Вячеслав, безусловный "номер один", то в сборной приходится выдерживать жесточайшую конкуренцию с Игорем Акинфеевым. В такой ситуации удерживать упомянутый вами баланс, предположу, намного труднее.

- На самом деле все просто: конкуренция в сборной определяется игрой в клубе. Здесь, на сборе, ты уже ничего не докажешь, тебя выбирают или не выбирают на основании твоих действий именно там. В сборную мы не приезжаем, чтобы соперничать. Приезжаем работать вместе. Это не клубная конкуренция, которую мне приходилось испытывать, как никому другому, это совсем другая история - все в футболе решается не на тренировках, а исключительно в матчах.

Если говорить объективно, то в последние годы Игорь был лучшим российским вратарем. Конкурировать с ним очень тяжело. Что же остается в такой ситуации? Работать, тренироваться, доказывать свою состоятельность игрой в клубе - и ждать своего шанса. Моя карьера в сборной складывается так, что часто приходилось выходить на поле при форс-мажорных обстоятельствах. Рад, что смог в какие-то моменты принести пользу команде, и надеюсь, что смогу это делать и в дальнейшем.

Есть первый вратарь, есть второй, есть третий - и каждый должен быть максимально полезен на своем месте. Да, я максималист, я ставлю перед собой самые высокие задачи, но если тренеры решают, что Игорь готов лучше, то должен сделать все, чтобы, во-первых, помочь ему, а во-вторых, быть готовым заменить в случае необходимости.

Мне кажется, что после травмы Игоря я сумел отыграть в сборной достойно, но сегодня те матчи - уже история. Кто будет играть на Euro, решает только один человек - тренер. Кого выберет Дик Адвокат, тот и станет в ворота.

- Но как без потерь пережить эту ситуацию тому, кто окажется вторым, - ведь все сходятся во мнении, что играть достойны вы оба?

- Сформулирую так: главное, чтобы ты не мог адресовать упреки самому себе. Не корил себя за то, что не доработал, сделал что-то не так, как нужно. Если же ты сделал все возможное, но тренер считает, что для результата лучше отдать место в воротах твоему партнеру, нужно сохранять спокойствие, соответствовать роли второго и ждать, когда обстоятельства изменятся.

Говорю совершенно искренне, как на духу: если бы мне сказали, что необходимо не просто сидеть на лавке, но и драить бутсы каждому, и только при этом условии команда станет чемпионом Европы, драил бы! В футболе важен командный результат, а не твое личное самолюбие. Только тот, кто это понимает, и добивается успехов.

- Я всегда удивляюсь, как вам с Акинфеевым удается сохранять очень хорошие отношения и полное взаимоуважение, претендуя столько лет вдвоем на одно место.

- Мы вроде бы люди абсолютно нормальные и адекватные, к тому же профессионалы, прекрасно знающие, что и как происходит в футболе, - почему же должно быть иначе? Наверное, наше поведение кое-что говорит и о наших человеческих качествах (улыбается).

- А выбор третьего человека в вашу вратарскую компанию на Euro вас лично удивил?

- Меня - нет. Насколько я знаю нашего главного тренера, он очень не любит что-либо менять. Володя Габулов - прекрасный вратарь, он здорово отстоял в товарищеском матче в Дании, но до этого в сборную несколько раз приглашали Антона Шунина, и Адвокат к нему уже привык. Да и сам Антон не дал повода усомниться в себе.

- Есть еще и психологическая сторона дела: известно, что у Акинфеева с Шуниным отношения не столь хороши, как с вами или с Габуловым. Это не помешает?

- Если честно, я ничего подобного не замечал.

- Возможно, та история и в прошлом, но был момент, когда Игорь очень остро отреагировал на интервью Антона. И мне кажется, что до конца такие вещи не забываются.

- Не знаю, на сегодняшней работе это уж точно никак не отражается.

- Кстати, об этой работе - вы как-то сказали, что для поддержания тонуса тренироваться вам надо больше, чем Игорю. Это как-то учитывается на сборах национальной команды?

- Я имел в виду набор формы, а не ее поддержание. А сейчас все мы в тонусе и работаем одинаково. Вообще же считаю, что главное для постоянно играющего вратаря - свежесть эмоций, поэтому в разгар сезона лучше даже недотренироваться, чем переработать. Вот если ты долго не играл или вообще был в отпуске, то трудиться надо как можно больше. Мне, во всяком случае, точно.

- Перед матчем с Уругваем все считали: кто встанет в ворота - тот и номер один. Вы тоже?

- Перед той игрой действительно мелькала такая мысль, но теперь понимаю, что на самом-то деле Уругвай ничего не определял. Возможно, более показательной окажется игра с Италией. Да и вообще не главное это сейчас. Мы оба должны быть стопроцентно готовы.

- Когда узнали, что играете против уругвайцев?

- В день матча, на установке в двенадцать часов дня.

- Может, появилась мысль: раз выпускают - значит, надо в лепешку разбиться, но доказать свои права?

- Нет, какой смысл себя накручивать? Ситуация, безусловно, немного напрягает и меня, и Игоря - мы живые люди, но при этом остаемся профессионалами и прекрасно понимаем, что сейчас самое главное. Да и вообще, как мне кажется, вратарская тема больше муссируется среди болельщиков и специалистов, чем в самой команде.

- Как сами считаете - хорошо сыграли против Уругвая?

- Судить сложно: таймы получились очень разными, во втором пошла более живая и открытая игра, работы стало больше, да и гол мы пропустили.

- Но вашей-то вины в нем не было...

- Вратарь всегда считает себя виноватым, если пропустил.

- Если честно, куда больше гола встревожили другие моменты - к примеру, когда вы бросались в ноги соперникам. Однажды это едва не привело к серьезной травме. Стоило ли так рисковать в товарищеской игре за две недели до важнейшего турнира?

- Мне самому было страшно (улыбается). Но остановиться не мог - все-таки игра есть игра, и действуешь ты всегда так, как требует ситуация. Тем более - в матче за сборную, пусть и товарищеском.

- В сборной, которая привыкла к стабильности и тренер которой абсолютно не склонен к переменам, сейчас как никогда много новых лиц. Как проходит их адаптация?

- Все понимают, что сборную в скором времени ждет обновление, и молодые перспективные игроки ей просто необходимы. Не волнуйтесь: их адаптация проходит нормально, коллектив у нас здоровый. Ставку на чемпионате Европы тренер, конечно же, сделает на проверенные кадры - в этом я не сомневаюсь, да и вся логика развития событий свидетельствует именно об этом. Играть в Польше будут 14-15 человек, но готовность остальных не менее важна: в ходе по-настоящему большого турнира может произойти что угодно.

- Вопрос, тревожащий сторонних наблюдателей, и потому я задаю его всем опытным игрокам сборной: подготовка команды проходит на этот раз в менее интенсивном режиме, чем четыре года назад, - это не тревожит тех футболистов, которые помнят, какие результаты дала работа перед Euro-2008?

- Мне кажется, что нынешняя подготовка логична: учитываются и наше состояние после только что окончившегося сезона, и тот факт, что сборная за четыре года стала старше. Сейчас нужно не закладывать "физику", а поддерживать ее, сохраняя при этом свежесть.

- Вы уже в третий раз поедете на чемпионат Европы, поэтому можете со знанием дела сказать, что там бывает самым важным: "физика", опыт, победный голод или что-то еще?

- Желание играть...

- ...Но такое желание наверняка есть у всех...

- ...Плюс нельзя и на секунду испугаться чего бы то ни было - соперника, обстоятельств, самой возможности собственной слабости. Такое умение приходит после сложных испытаний, после трудных матчей, в которых на кону все.

- Так что все-таки опыт?

- Наверное.

- Что думаете о составе нашей группы?

- Что он - данность, которую не изменить, поэтому не стоит рассуждать, хороши соперники или плохи.

- Кто из них кажется вам наиболее опасным?

- Да все. Чехия - сильная сборная с очень опытными лидерами и большими традициями, Польша сегодня тоже сильна и играет дома, чем все сказано, ну а от греков вообще никогда не знаешь, чего ждать: 2004 год доказал, что они способны на чудо.

- Что лично вы посчитаете минимально успешным исходом турнира для сборной России?

- Повторение предыдущего результата - это тот минимум, о котором можно говорить. Но думать о нем не стоит - нацеливаться всегда нужно исключительно на максимум, иначе вообще ничего не добьешься. Поэтому настраиваюсь на то, что мы заняты до 1 июля.

- Реально ли это?

- Это уже совсем другой вопрос, в который сейчас вообще не стоит вдаваться. Надо верить в то, что реально, а не плодить сомнения.

- Верите?

- Да.

- Кроме футбола вы пробуете себя в самых разных ипостасях - издали книжку, создали документальный фильм о вратарях, активно учите иностранные языки. Знаете уже, чем займетесь после окончания карьеры игрока?

- Нет, поскольку у меня действительно довольно много интересов. Но в каждом из них есть, если вы заметили, футбольная составляющая. Так что, скорее всего, совсем вне футбола при любом раскладе не останусь.

- Фильм дался большой кровью?

- Делали его два года - это довольно большой кусок жизни. Учился я прямо на ходу и теперь уже гораздо лучше, чем в начале работы, представляю, что нужно было делать, хотя сама тема фильма мне очень близка. Я сам вышел на каждого из вратарей, о которых там идет речь, организовал интервью с ними, выбрал самые интересные и актуальные темы. Кстати, в итоге две трети отснятого материала в ленту не вошло.

- И что, они теперь пропадут?

- Думаем над тем, чтобы создать расширенный вариант картины.

- А художественный фильм на вратарскую тему создать не хочется?

- Вы угадали! Действительно хочется. Мне кажется, нашему фильму не хватает того, что тронуло бы далекого от футбола зрителя. Это очень важно в плане популяризации нашей игры перед ЧМ-2018.

- Хотелось бы, наверное, не только продюсировать новую ленту, но и сыграть в ней?

- Разве только самую маленькую роль (улыбается). На самом деле - только в случае необходимости: мне важнее качество фильма, а не личное появление на экране.

- Прямо как в футболе!

- А почему должно быть иначе?

- Менее приятный вопрос: каковы перспективы вашего судебного иска к Дмитрию Губерниеву?

- Судебное заседание - уже не моя проблема. Все, что нужно и что мог, я сделал, теперь не отвлекаюсь на это, тем более что есть специальные люди, которые всем занимаются. Да и не вижу, какие проблемы возможны там для меня, - зато они могут возникнуть у ответчика, если, конечно, наше правосудие как следует исполнит свои функции.

Сейчас все немного похоже на юмористическую передачу: приходит противоположная сторона и говорит, что готова принести извинения. Я так понимаю, что это означает выполнить мои условия, но мне говорят: "Нет, речь только об извинениях, зато мы готовы бесплатно попиарить вас в наших программах". Получается, люди считают, что меня в данной истории интересует исключительно пиар, а не сама суть произошедшего.

- Совсем недавно другой телекомментатор, перейдя все рамки приличий, оскорбил Марата Измайлова. Если бы Марат обратился к вам за советом, рекомендовали бы ему идти в суд?

- Решать ему самому, хотя, как мне кажется, у нас разные ситуации. Марата практически вся общественность поддерживает, противоположная сторона в данном случае выглядит просто нелепо, и тут речь может идти не о какой-то моральной реабилитации, а лишь о наказании - безусловно, справедливом, но, может, не стоящим того, чтобы тратить на судебное разбирательство силы.

В моем же случае все гораздо сложнее - мнения разделились, немалое количество людей подписывается под словами Губерниева. Что меня просто изумляет.

Если бы я что-то сделал не так, совершил ошибки, поступил неправильно, все это еще можно было бы понять, несмотря даже на форму выражения мыслей противной стороной. Но я же вообще ничего не сделал и был оскорблен! Плюс определенная часть болельщиков, среди которых хватает недоброжелателей "Зенита", тут же подхватила сказанное и теперь постоянно его цитирует. Меня ни за что ни про что преследуют какие-то гнусности. И что, я должен это терпеть?

- Обязан ли кто-то - РФС или клуб - защищать в подобных ситуациях игроков национальной сборной?

- Я никакой поддержки не ждал, потому что понимаю: это в общем-то мое личное дело, собственная проблема, которую сам и должен решать. Но, с другой стороны, не давать отпора - значит, соглашаться с тем, что человек в твоей команде - именно такой. Поэтому вопрос довольно сложный.

К сожалению, скандальность в России - непременная спутница популярности. Даже если ты ведешь себя максимально правильно, тебе все равно что-нибудь припишут, а многие люди с ходу в это поверят. Думаю, это очень большая проблема нашего общества.

"Спорт-Экспресс"

Главное