А.Аршавин: "Когда терять нечего, мы становимся сильнее"
Капитан сборной России по футболу Андрей Аршавин дал большое интервью, в котором рассказал о предстоящем матче с Арменией, о проблемах лондонского "Арсенала" и многом другом.
- В последнее время наша сборная подходила к ключевым играм в самом разном состоянии - от некоторой эйфории перед Германией до откровенной тревоги перед Ирландией. К какому из полюсов ближе нынешняя атмосфера?
- Я бы назвал ее нейтральной. Нет ни тревоги, ни эйфории.
- Но хоть эмоции-то есть?
- Эмоции есть всегда. А подготовка к матчу идет в спокойном рабочем ключе.
- Теперь бы еще понять: спокойно - это хорошо или не очень? Можно ли состояние, в каком команда пребывает сегодня, сравнить с тем, какое было перед каким-либо из предыдущих матчей?
- Наверное, с тем, что было прошлой осенью перед Македонией - после Ирландии.
- Хотелось бы все-таки, чтобы игра получилась более яркой, чем в Скопье.
- Там очень мешало поле - не давало играть в нормальный футбол. На "Петровском" все будет иначе. А если еще учесть поддержку публики, то ситуация становится совсем другой.
- Нет ли у вас ощущения, что после нескольких товарищеских игр сборная сейчас в определенном долгу перед болельщиками и неплохо бы реабилитироваться?
- Может быть, но перед субботним матчем это не то, что первым делом приходит в голову. Сейчас надо думать не о прошлых товарищеских встречах, а о том, как лучше подготовиться к официальной. Мы, естественно, понимаем, что играли в последнее время плохо, и хотим не просто выиграть, но и показать красивый, убедительный футбол, чтобы самим получить удовольствие. После игр, подобных Катару, мы разъезжаемся недовольными больше, чем кто бы то ни было.
- Это недовольство мимолетно или преодолевать его последствия приходится и по возвращении в клуб?
- Настроение по приезде очень плохое: и самому неприятно, и перед партнерами как-то не хочется оправдываться, отвечать на шутки и поддевки. Если кто-то думает, что у футболистов сборной России нет самоуважения, он заблуждается. Когда в Катаре мы выходим играть против людей, для которых футбол скорее хобби, а они за первые восемь минут нам едва не набрасывают целую авоську мячей, это очень задевает.
- Но это же не в первый раз - до этого были и Бельгия, и Иран.
- Это говорит о том, что мы не нашли свою игру.
- И что же делать, чтобы ее найти?
- Подобные вопросы надо все-таки задавать тренеру. Именно он должен анализировать происходящее и вносить коррективы.
- Может быть, дело в тех вещах, о которых сказал в интервью Роман Павлюченко?
- В последние две недели у меня было столько неотложных дел, что в интернет практически не заходил. Поэтому даже не знаю, что сказал Рома.
- Что по сравнению с временами Хиддинка атмосфера в сборной ухудшилась.
- В принципе каждый может иметь по этому вопросу собственное мнение. То, что обстановка в команде изменилась, - безусловно. Но она и не могла не измениться, поскольку у каждого тренера свои подходы к делу. А на пользу ли пошли изменения - покажут только окончательные результаты. Но если рассуждать о Хиддинке не в сравнительном, а в абсолютном контексте, то я еще перед его прощанием с Россией говорил, что нужно всячески беречь то, что мы имели на тот момент. И что на самом-то деле мы до конца не понимаем, что сделал с командой Гус и насколько качественными и весомыми были его преобразования.
- Но говорить о том, что атмосфера именно ухудшилась, а не просто изменилась, вы сегодня не готовы?
- Оценки даст только время. Какие-то вещи мне нравятся больше - например то, что Дик оградил команду от постоянного присутствия прессы. Какие-то - меньше. А мерилом станет конечный результат.
- Вернемся к предстоящей игре. Первое свидание с Арменией российскую сборную чему-то научило?
- Не сказал бы, что соперник нас чем-то удивил. Мы понимали, как будет играть сборная Армении и чего от нее ждать. И сами действовали так, как и собирались. Не хватило остроты впереди, поэтому так и не забили.
- То есть причины потери очков - исключительно в вас самих?
- Нельзя сказать, что армянская сборная стояла и ждала - забьем мы или не забьем. Это достаточно боевитая и неуступчивая команда. Но будь мы настойчивее и, главное, агрессивнее - победы добились бы.
- Неуступчивая и боевитая - это полная характеристика армянской сборной?
- Можно добавить еще, что она хорошо организована, знает свои сильные стороны и очень любит играть на быстрых контратаках.
- Кого-то персонально выделить можете?
- По нашей игре - нет, но в принципе лидер армянской сборной - полузащитник Мхитарян из донецкого "Шахтера".
- Что представляется самым важным или, может быть, самым сложным в субботу, если иметь в виду необходимость побеждать?
- Нужно меньше ошибаться. Если мы сократим количество ошибок до минимума, то будем контролировать игру и не дадим армянам контратаковать. А при контроле и постоянном давлении забитые мячи обязательно случатся.
- Теперь остроты впереди для этого хватит?
- При постоянном давлении острота возникает сама собой. В Ереване у нас было несколько подходов к результативной атаке, но отлично сыграл Роман Березовский.
- Как вам играется на "Петровском" после переезда в Лондон?
- Я еще ни одного матча там не сыграл.
- А с болгарами?
- Но он же был товарищеским, а сейчас речь идет об официальных. Кстати, игра с болгарами не очень удалась ни команде в целом, ни мне, но победный результат был достигнут. Может, как раз за счет "Петровского"?
- Вас лично тогда стадион как встретил?
- Очень хорошо. Уверен, что в субботу и я, и вся команда получим отличную поддержку.
- О ваших последних играх за сборную не рассуждал только ленивый. Вот и анекдот уже сложили...
- Это когда Аршавин возвращается домой, а жена, разбирая сумку, спрашивает: "Ты где был?"
- Да, и на ваш ответ, что играл в футбол, изумляется: "А почему майка абсолютно сухая и чистая?" - "Так я же за сборную играл!" Как отнеслись к этому анекдоту?
- Спокойно, без обид. Такой саркастический или, я бы даже сказал, сатирический юмор имеет право на жизнь.
- Не обижаетесь потому, что чувствуете некую вину?
- Нет, вины точно не чувствую, потому что всегда играю так, как могу на данный момент. Уж точно не филоню.
- Впервые попали в анекдот?
- Было что-то и раньше, но не запомнилось.
- Говорят, стать героем анекдотов - это и есть настоящая слава, которую заслуживают только великие люди.
- В данном случае это явное преувеличение...
#ntright#
- 29 мая вы отпраздновали тридцатилетие. Повод подвести какие-то промежуточные итоги?
- Нет, все итоги будем подводить по окончании футбольной карьеры.
- Но если все-таки говорить о том, чего вы достигли на нынешний момент...
- То я полностью доволен.
- В самом начале карьеры вы наверняка что-то планировали, о чем-то мечтали. Сбылось?
- Знаете, в каждый конкретный момент карьеры думаешь исключительно о конкретных целях: закрепиться в клубе, попасть в основной состав, получить вызов в сборную и так далее. Все подобные цели мне в общем-то покорились.
- А не кажется ли вам, что в последние год-полтора ваша карьера затормозилась, если не остановилась?
- Может быть. Но я все равно очень доволен тем, что играю в Англии. Другое дело, что в любом клубе стремишься к победам, а мы в "Арсенале" пока ничего не выиграли.
- Что произошло с вашим клубом на финише премьер-лиги?
- В принципе реальные шансы на трофей мы имели только в Кубке Лиги, который отдали "Бирмингему" собственными руками. Что же касается чемпионата, то соперничать с "МЮ" было очень тяжело.
- Готов согласиться по поводу "МЮ", но как можно было в итоге откатиться на четвертое место?
- Наверное, не смогли вовремя перестроиться психологически и в итоге проиграли на финише все ключевые матчи. Сначала за второе место, а потом и за третье.
- Раньше главной бедой "Арсенала" были неубедительные матчи с прямыми конкурентами. Теперь же вы смогли обыграть и "МЮ", и "Челси", но потеряли непостижимо много очков с командами, уступающими вам в классе. Чем это объяснить?
- Нам почему-то перестали удаваться домашние игры с клубами, играющими от обороны. Раньше бороться с ними было одно удовольствие, а в этом сезоне только три-четыре таких матча дались по-настоящему легко. Проблема, кстати, внешне похожа на ту, что есть у нашей сборной: недоставало остроты в атаке.
- Итоги сезона в клубе подводились?
- И без подведения итогов ясно: довольных своим выступлением среди нас нет.
- Помнится, в "Зените" вы, когда были недовольны положением дел, всегда высказывались прямо и остро. В "Арсенале" подобного не наблюдается. Статус не тот или с возрастом стали дипломатичнее?
- В Лондоне я легионер, что существенно меняет дело. Пока до конца не понимаю всех нюансов английской культуры, законов, отношений между людьми. Но если осознаю, что выступить необходимо и это поможет что-то изменить, обязательно выступлю.
- То есть вы остались прежним?
- Да, но подстроился под другие условия. Знаете, я вообще в этом году не дал ни одного интервью английским журналистам - не потому, что не люблю их, а потому, что понял: есть какие-то нюансы, которые можно передать только очень точными словами, а я их в английском не всегда могу найти. В итоге смысл меняется, а еще и журналисты переиначивают сказанное. Правда, лучше после отказа от общения не стало: британские издания берут мои интервью в России и переводят их как бог на душу положит. И уж совсем абсурд получается, когда некоторые отечественные издания берут этот английский перевод и по второму кругу перекладывают на русский...
- Подобные публикации не приносят вам неприятностей?
- Ну их же отслеживают, в том числе и в клубе.
- И что, в связи с этим возникали проблемы?
- Нет, в этом году вообще никаких.
- Тогда, может, и не стоит обращать внимание на горе-переводчиков и любителей "осетрины второй свежести"? Кстати, вас в последние месяцы куда только из "Арсенала" не отправляли, а Венгер перед отпуском уверенно объявил: "Аршавин остается". У вас был с ним разговор на эту тему?
- Мы периодически разговариваем, но не на какие-то глобальные темы. А перед отпуском Арсен сказал: "Жду тебя в июле".
- То есть вы на сто процентов уверены, что и следующий сезон начнете "канониром"?
- На девяносто девять.
- А куда относите оставшийся процент - на счет клуба или на личные обстоятельства?
- На какой-то невероятный случай. Мало ли чего в жизни не бывает - не стоит смешить Бога, рассказывая о своей стопроцентной уверенности.
- Обычно, когда вокруг игрока много слухов, тут же объявляются агенты - тем более что человека, постоянно отслеживающего ваши интересы, у вас сейчас нет. Были в последнее время подобные контакты или даже конкретные предложения?
- Конкретных не было. Звонили разве что с вопросом "Как дела?"
- И как вы реагировали?
- Как на звонки с вопросом "Как дела?" (Смеется.) Они ведь ни к чему не обязывают.
- Перед отпуском в команде возможные кадровые изменения обсуждали? Пресса ожидает весьма масштабных.
- Пресса всегда этого ожидает, но "Арсенал" ее ожиданий постоянно не оправдывает. (Смеется.) Конечно, кто-то уйдет, кто-то придет, но имен я вам не назову: сам не знаю.
- Среди возможных приобретений клуба называется Жервинью из "Лилля", а он - прямой ваш конкурент, поскольку играет на левом фланге атаки.
- Честно говоря, в игре его не видел, но все говорят, что это очень сильный футболист. А появление любого очень сильного футболиста в "Арсенале" я приветствую.
- Несмотря на то что в прошлом сезоне не всегда выдерживали конкуренцию с Насри и Уолкоттом?
- В запасе никто сидеть, естественно, не любит. Но это же не значит, что я должен мечтать о приходе в команду слабых игроков?! А конкуренции бояться не стоит. Уверен: если буду в порядке, в запасе не останусь. Все зависит только от меня.
- А что нового слышно о возможном уходе Фабрегаса? Болезненная для "Арсенала" тема...
- Мое мнение очень простое: только сам Сеск должен решить, уходить ему или нет. Серьезных разговоров на эту тему в команде не было - так, подшучивали немного, как обычно. Перед уходом в отпуск Фабрегас сделал небольшие презенты каждому игроку, и я спросил у него: "Что, прощальный подарок?" Он ничего не ответил. Вот вернемся в Лондон и поймем, стояло ли что-то за этим молчанием.
- Когда "Арсенал" выходит из отпуска?
- Начиная с 4 июля. Я должен прибыть в расположение команды 6-го.
- То есть отпуск в этом году гораздо меньше прошлогоднего?
- Может, это и к лучшему. На мой взгляд, оптимальный срок для отдыха - в районе сорока дней, а не двух месяцев, как у нас было в 2010-м. И не играй сейчас сборная, так и получилось бы.
- Слышал, что на начало июня, после сборной, у вас были назначены съемки в художественном фильме.
- Они перенеслись на более поздний срок.
- А что за фильм?
- "Я - не Аршавин". Такая добрая сказка, в которой я должен сыграть самого себя.
- Как отметили тридцатилетие?
- Собрались с друзьями, посидели немного - ничего необычного.
- На футбол-то в этот день попали?
- Да, посмотрел, как "Зенит" побеждал "Спартак".
- С удовольствием?
- Так получилось, что и в прошлом году мое посещение матча "Зенита" совпало с крупной победой - над "Локомотивом" при большом игровом преимуществе (питерцы победили в Черкизове - 3:0. - Прим. "СЭ"). Сейчас история повторилась.
- Боюсь, ваш бывший клуб сделает теперь все, чтобы вы на его играх бывали как можно чаще.
- На этот раз вообще никто не знал, что я пойду на стадион, - и сам в этом до последнего не был уверен. И не думаю, что мое присутствие сыграло какую-то роль: просто "Зенит" был явно сильнее.
- Приятно было узнать, что Александр Кержаков один из голов посвятил вам?
- Конечно. Но узнал я об этом уже вечером после матча, когда он мне сам об этом рассказал: на стадионе жеста Кержа не разглядел.
- Пресса между тем полна сообщениями о заинтересованности "Зенита" в вашем возвращении в команду.
- Ну прессе же надо о чем-то писать.
- Не чувствовали к себе особого внимания, когда на прошлой неделе тренировались в Удельной?
- Чувствовал. Поскольку впервые в жизни занимался индивидуально в окружении трех тренеров сразу! (Смеется.)
- Зачем столько?
- Не знаю. Кто-то мячи подавал, кто-то бегал со мной, кто-то расставлял фишки...
- Тяжело в отпуске поддерживать форму?
- Несколько дней - нет.
- Если в субботу сборная России одержит уверенную и красивую победу, это как-то скрасит ваши личные впечатления от сезона?
- Это позволит уйти в отпуск в хорошем настроении, но сборную и "Арсенал" смешивать в одну кучу все-таки не стоит.
- Можно ли считать матч с Арменией ключевым для дальнейшего развития событий в группе?
- К сожалению, мы не выиграли в Ереване, а две победы над армянской сборной давали нам перевес над главными соперниками и соответственно право на ошибку. Теперь такого права нет - надо побеждать в каждой игре.
- Может, это и к лучшему, учитывая всем известные особенности русского менталитета?
- Да, когда терять нечего, мы становимся сильнее. В любом случае в субботу выигрывать обязаны.
- Понимаете, какой будет реакция в стране, если этого сделать не удастся?
- Если честно, мы об этом совсем не думаем. Мы готовимся к игре.