Братья Кличко стали брендом
Братья Кличко - отличный пример того, как следует строить бизнес. Приехав в Германию в 1996 году подающими надежды боксерами, за 15 лет они успели стать преуспевающими деловыми людьми и очень солидными бизнесменами. Грамотно построив свою пиар-кампанию и штампуя победы на ринге, Кличко превратили свою фамилию в бренд, заставив понять всех: там, где братья, всегда большие деньги. И сегодня один бой с кем-то из Кличко может принести другим боксерам безбедную старость.
Довольно быстро поняв, что к чему в профессиональном боксе и отработав контракт с немецким промоутером Клаусом-Питером Колем, Кличко создали свою собственную компанию KMG (ныне самую успешную в Европе), благодаря чему им не нужно платить обязательные 35% от заработанного за бой промоутеру. Но куда важнее тот факт, что Владимир и Виталий стали и светскими персонажами. Они активно снимаются в самых популярных немецких и украинских ТВ-шоу, участвуют в различных презентациях и рекламных мероприятиях, стали послами ЮНЕСКО и ООН, добившись немыслимой популярности в Германии. Стране, в которой их просто боготворят."Думаю, что в Германии ажиотаж вокруг Владимира или Виталия вызван не столько самим боксом, сколько сопровождающими его грандиозными шоу, - говорит тренер Владимира Кличко американец Эмануэль Стюард. - Бои Кличко в Германии сравнимы с выступлениями рок-звезд мировой величины. При этом имя их соперника не играет особой роли. В этом и заключается разница с боксерскими вечерами в Штатах. В Европе Кличко могут драться с любым боксером, которого подберет их менеджмент, и мероприятие будет носить массовый характер. А в Америке нынешние супертяжи не так раскручены, поскольку там публику притягивают большие имена. В США бои Кличко с нераскрученными бойцами никогда бы не собрали 40-50 тысяч зрителей. Поэтому они и проходят здесь, в Германии, где слава Кличко растет, как на дрожжах".
"Все дело в системе, - вторит ему управляющий директор "Кличко Менеджмент Групп" Бернд Бенте. - Все дело в системе, у нас в Германии все устроено иначе, чем в Америке. В ФРГ не развита система платных трансляций в режиме pay-per-view (плати и смотри). Только поэтому Кличко не зарабатывают столько денег, сколько американец Флойд Мейвезер или филиппинец Мэнни Пакъяо за океаном. Кстати, я думаю, что Виталий или Владимир все-таки смогут провести один из своих боев на Украине или в России. Мы бы с удовольствием выступили на "Донбасс Арене" или на арене в Киеве. В апреле и мае на Украине отличный климат для этого, как, например, в Калифорнии или во Флориде. На постсоветском пространстве есть прекрасные арены для проведения боксерских эвентов, но главной проблемой является платежеспособность населения. Мы не сможем заработать на билетах столько денег на Украине или в России, как в Германии. Если рассматривать в качестве места проведения эвента Киев, то там возникает еще одна проблема: в столице Украины просто нет арены, которая соответствовала бы всем требованиям и с которой можно было осуществить телевизионную трансляцию боя на весь мир".
Понять Бенте не сложно. Немец, который, по его словам, с обоими Кличко познакомился еще в 1996 году, вот уже шесть лет - компаньон братьев по компании KMG. "Это была наша общая идея, - говорит Бенте. - Создать KMG мы решили втроем с братьями. Все началось в 2001 году, когда мы начали разрабатывать маркетинговую стратегию, а в 2004-м мы уже создали компанию". Сейчас бои Кличко транслируются более чем в 110 странах мира.
Эволюция развития
Согласитесь, мало кому даже из выдающихся спортсменов удается перешагнуть грань спорта. Если это все же происходит, то это говорит уже не только о каких-то незаурядных скоростных, силовых или антропометрических данных. Это уже свидетельствует о сумасшедшей харизме и сильнейшей деловой хватке человека. Братьям Кличко эту грань перешагнуть удалось, поэтому в бизнесе, политике и общественной жизни они теперь являются не только братьями и семьей, но еще и БРЕНДОМ. В этом понимании они стали неразрывны, одним целым.
В последние годы о жизни братьев написано уже столько, что сказать что-то новое и оригинальное практически невозможно. Чтобы говорить об этом бренде как о явлении, нужно попытаться разобраться в основных составляющих понятия "бренд" как такового. В принципе, это понятие кратко и объемно характеризует известная формула: "сначала ты работаешь на имя, потом имя работает на тебя". Только все это в масштабах стран, народов и явлений массовых культур. Подавляющее большинство людей видит бренд как нечто осязаемое, уже на второй стадии развития, "когда имя работает на тебя". Однако зачастую интересно отследить именно полную историю развития и успеха того или иного бренда. Когда же речь заходит о бренде "братья Кличко", то тут вообще все намного серьезнее. С появлением братьев Кличко уже как бренда родилось два таких противоположных и враждующих, и не могущих существовать друг без друга массовых течения, как кличкофилы и кличкофобы. Кличкофилы настолько превозносят братьев, что им самим иногда становится от этого неловко. Кличкофобы же наоборот, всячески приуменьшают их заслуги и достижения, живя в ожидании падения Кличко. Во время их постоянных стычек и споров в сети виснут сервера, а что происходит в обычной жизни, иногда не лезет ни в какие ворота. Притом филы и фобы имеют абсолютно разные национальности, политические взгляды, бизнес-интересы и даже жизненные принципы.
История восхождения братьев Кличко изначально отличалась от многих других историй успехов кардинальным образом. Их двое. Они братья. Когда Владимир Кличко стал первым в истории белым олимпийским чемпионом в супертяжелом весе, о том, что у него есть старший брат, знали только в боксерских кругах. О том, что его зовут Виталий, тоже было мало кому известно, так же, как и том, что Владимир именно вместо него поехал на ту Олимпиаду. Вот тут был один из отправных и решающих моментов в их развитии. Они решили стать профессионалами и очень точно, как впоследствии оказалось, просчитали ситуацию.
Они сначала поехали в Америку, но встреча с Доном Кингом их не убедила. "Мы видели, что Кинг на нас смотрит как на пушечное мясо. Он сказал, что сделает из нас второго и третьего Тайсона. А мы не хотели быть вторым и третьим Майком. Мы хотели, чтобы боксерский мир знал нас как братьев Кличко", - вспоминал позже Владимир. В итоге украинцы оказались в Германии.
В Гамбурге братьев заметили, но не сразу стали различать. Происходило это потому что вначале своей карьеры Кличко выступали вместе на протяжении одного вечера бокса. Однако это длилось недолго.
Первые признаки формирования бренда "братья Кличко" можно датировать 1998 годом, когда они приехали боксировать к себе домой на Украину. Тогда Владимир сенсационно проиграл Россу Пьюритти техническим нокаутом в конце боя. Когда после этого на ринг вышел Виталий, было видно, что он вышел не просто боксировать и побеждать. Он вышел биться за имя и честь семьи. И за бренд, который только рождался и начинал приобретать видимые очертания. Тогда общественности стало понятно раз и навсегда, что братья не могут восприниматься по одному. Они одно целое. И они действительно этим целым являются, доказывая это множество раз на деле.
Последующие повороты карьеры на ринге под девизом "месть за брата" подтвердили, что бренд "братья Кличко" растет и крепнет, отдавая все новыми красками. На тот момент заработки на ринге уже давно не были единственными для Кличко. Рекламные контракты сыпались им на голову, роль почетных гостей везде, где только можно, а также серьезные представительские функции давали очень неплохой выхлоп. Плюс прибавьте сюда серьезную бизнес-хватку обоих, умение правильно распорядиться и удачно вложить заработанное. Постепенно братья Кличко стали отдаляться от своего немецкого промоутера Клауса-Петера Коля, который, по сути, был им не покровителем, а просто партнёром. И в конце концов отдалились совсем. Уже тогда была гремучая смесь успехов в спорте, бизнесе и бешеной популярности, как минимум, в трех странах - на Украине, в России и Германии. На дворе были первые годы XXI века. Казалось бы, чего еще желать, но амбиции братьев опять удивили своими огромными масштабами.
Заход в политику, зачистка хэвивейта
Следующей отправной точкой развития бренда можно считать 2004 год и так называемую оранжевую революцию. Тогда бренд "братья Кличко" обозначил политику как сферу своих интересов. Выборы мэра Киева Виталий проиграл своему конкуренту Леониду Черновецкому, но кресло депутата Киевской Рады тоже нельзя назвать провалом. С тех пор братья, особенно Виталий, очень много времени проводят на Украине. Зная умение Кличко просчитывать ситуацию наперед и видеть перспективу, можно не сомневаться, сейчас им так нужно. Это в интересах бренда. Но нельзя сказать, что братья живут и работают исключительно в интересах своего бренда, постоянно наступая себе на горло. Нет. Просто сам бренд, а точнее, его направления и, главное, концепция являются естественным состоянием Виталия и Владимира. Иначе рано или поздно фальшь становится видна. Играть всю жизнь какую-то несвойственную себе роль вряд ли возможно. С началом политической деятельности полным ходом начали реализоваться различные социальные проекты. Вовсю заработал благотворительный фонд братьев Кличко. "Наша работа - это своеобразный призыв бизнес-среды к сотрудничеству, к ответственности перед обществом и молодежью. После удачных первых шагов мы продолжаем развивать нашу программу и надеемся, что она вдохновит и бизнес, и власть к ответным действиям в этом направлении", - это слова Виталия Кличко по поводу работы фонда. При этом Виталий и Владимир как-то заметили, что бренд "братья Кличко" никогда не станет торговой маркой, а останется чисто спортивным и общественным понятием.
Следующим своеобразным трамплином для братьев стал 2008 год с триумфальным возвращением на ринг Виталия Кличко. В последующие два года братья Кличко провели настоящую зачистку супертяжелого дивизиона. Тем самым они создали ситуацию, аналогов которой еще не знала история тяжелого веса. Во все времена и эпохи правления лучших из лучших чемпионов в этом весе было достаточно серьезных соперников, которые были готовы в любой момент оспорить господство той или иной звезды. Претенденты всегда вызывали чемпионов на честный поединок и реально искали с ними встреч на ринге. Сейчас они полные хозяева в супертяжелом весе, и то, что Хэй спрятался в своих английских кустах с поясом WBA и кричит оттуда истерические угрозы, никак на их статус не влияет. Хотя они со всей настойчивостью добиваются своей цели: одновременно владеть всеми четырьмя основными поясами в супертяжелом весе.
И в то же время набирает серьезные обороты партия "УДАР" ("Украинский Демократический Альянс и Реформы"). Не исключен в будущем и вариант с Виталием Кличко в качестве президента Украины. Что ни говори, а братья приучили к тому, что добиваются максимальных результатов в самых различных сферах жизни. Несмотря на кризис, они продолжают развиваться в таком темпе, позавидовать которому могут многие политики и бизнесмены.
Рассуждая о бренде, нельзя не упомянуть и то, что Владимир и Виталий очень хорошо и гармонично дополняют друг друга. Притом иногда это происходит просто на уровне чутья. Братья ведь. Также, несмотря на некоторые сходства, они являются абсолютно разными людьми, что не только не мешает, но и, наоборот, помогает им быть одним целым. Брендом.
Подвести итог и закончить эту статью можно фразой, которой известный журналист Александр Беленький начал свою книгу "Золотые Братья Кличко": "Раскрутку бренда "братья Кличко" можно назвать одной из самых удачных пиар-акций в истории профессионального бокса. Виталий и Владимир вышли за очерченные канатами рамки ринга и стали частью массовой культуры, по крайней мере, трех стран: России, Украины и Германии".
Текст: Виталий КулаковскийМатериал предоставлен электронным журналом Fight Magazine