Футбол, 16 дек 2010, 11:42

Ведущие фанатские группировки России: сила или миф

Недавние события, связанные с гибелью фаната московского "Спартака" Егора Свиридова и последующими беспорядками на Манежной площади, вызвали широкий общественный резонанс. "РБК-Спорт" попытался разобраться в особенностях фанатского движения в России и оценить, какую реальную силу представляют собой фанатские "фирмы".
Читать в полной версии
Недавние события, связанные с гибелью фаната московского "Спартака" Егора Свиридова и последующими беспорядками на Манежной площади, вызвали широкий общественный резонанс. "РБК-Спорт" попытался разобраться в особенностях фанатского движения в России и оценить, какую реальную силу представляют собой фанатские "фирмы".

В Советском Союзе первые фанатские группировки возникли в начале семидесятых, когда болельщики московского "Спартака" организованно начали посещать гостевые матчи. Постепенно их примеру стали следовать поклонники и других команд, в частности, киевского "Динамо" и "Зенита".

Чуть позже стали появляться так называемые "фирмы" - организованные радикально настроенные фанатские группировки. Главной целью таких образований стало выяснение отношений с болельщиками других команд. Первый серьезный инцидент возник уже в 1987 году, когда фанаты московского "Спартака" и киевского "Динамо" устроили грандиозное побоище в самом центре столицы Украины. Первый заграничный "успех" датирован 1990 годом: большая группа болельщиков все того же "Спартака" спровоцировала серьезные беспорядки в центре Праги, а затем затеяла драку с фанатами местной "Спарты".

Состав серьезной "фирмы" насчитывает 40-50 человек (при этом "боевой актив" каждого крупного клуба составляет до 500 человек). Обычно связь между всеми членами данной организации очень хорошо налажена, и в случае экстренного вызова группировка собирается в течение максимально короткого промежутка времени. Как правило, возраст участников "фирм" не превышает 25 лет.

В данный момент в Москве действует огромное количество "фирм", лишь несколько десятков из которых пользуются авторитетом. Именно они стараются не вовлекать в процесс "разборок" случайных граждан, заранее договариваясь о встрече с "фирмами" противника. При всем этом у радикальных фанатов есть своеобразный "Кодекс чести" (не путать с детищем Фурсенко), согласно которому битва должна вестись с участием одинакового числа бойцов и без применения так называемых "аргументов" (арматуры, бейсбольных бит, кастетов и т.д.).

Несмотря на то, что "фирмы" стараются держаться обособленно и не зависеть от крупных группировок, в последнее время все чаще происходят объединения фанатов. Наиболее ярким примером является основная фанатская группировка московского "Спартака" Fratria, основанная в 2005 году и включившая в себя сразу несколько известных "красно-белых" фирм: Flint's crew, UNION, Gladiators и др.

Следом за "Спартаком" по численности идут фанаты ЦСКА (наиболее известные группировки Red-Blue Warriors, "Ярославка", Gallants Steeds), затем "Зенит" ("Коалиция", Z-44, Snake City Firm), "Динамо" (Blue white dynamite, Patriots, Capitals), "Локомотив" (Red green vikings, Mad dobermans). По различным данным общее число активных фанатов только в столице достигает 50 000.

#ntright#

Эту цифру подтвердил и один из лидеров фанатской группировки, пожелавший остаться неизвестным, заявивший, что если власти не примут быстрых мер, то акции националистического характера будут продолжаться, и на улицы выйдут пятьдесят тысяч фанатов.

В то же время председатель совета объединения болельщиков Fratria Евгений Селеменев заявил, что точное количество фанатов трудно оценить. По его словам, во Fratria по членским карточкам входит более двух тысяч человек, а на стадион приходит более двадцати тысяч болельщиков, которые отождествляют себя с этим объединением.

Открещивается от радикальных фанатов, принявших участие в беспорядках на Манежной площади, и "Всероссийское объединение болельщиков". "Все организаторы фанатских движений выступили с осуждением тех событий на Манежной площади. Все уже забыли об истинной причине - убийстве Егора Свиридова, и призывы извне попали на благоприятную почву. Возможно среди тех, кто пришел на Манежку, были молодые люди, которые посещают футбольные матчи, но представителей фанатских движений там не было", - заявил глава ВОБ Шпрыгин.

"Спартак"

Flint's crew (основана в 1994 году)

Наиболее известная спартаковская "фирма" с большими традициями. Именно "флинты", проповедующие английский стиль фанатизма, являлись движущей силой многих общеспартаковских акций

UNION

Самая сильная "фирма" России, по мнению большинства специалистов. Первыми в нашей стране наладили дружеские отношения с зарубежными фанатами, поддерживающими "Олимпиакос", "Црвену Звезду", "Лех" и др.

Gladiators (основана в 1996 году)

"Гладиаторы" участвуют во всех акциях спартаковских фанатов. Их легко можно узнать по ярко красным майкам. Организовали несколько молодых и перспективных группировок.

ЦСКА

Red blue warriors (основана в 1993 году)

Главная группировка армейских фанатов. Первыми в России стали выпускать фанатский журнал (так называемый "фанзин").

"Ярославка" (основана в 1996 году)

Считавшаяся региональным филиалом RBW, вскоре стала одной из самых серьезных "фирм" в России, регулярно участвуя в силовых акциях. Большинство членов образования имеет высокий уровень физической подготовки.

Gallant steeds (основана в 2000 году)

Изначально объединяла фанатов Кунцевского и Бескудниковского направления электричек, однако затем разрослась. Некоторые участники группировки входят в президентские молодежные движения.

"Зенит"

"Коалиция" (основана в 1999 году)

Легендарная питерская "фирма", заставившая себя бояться многие российские группировки

Z-44 (основана в 1998 году)

Довольно возрастная группировка, пришедшая на смену Brigada La Che. Название произошло от первой буквы в слове "Зенит" и года завоевания дебютного Кубка СССР

Snake city firm

Одна из самых молодых "фирм" страны. В то же время "змеи" участвуют во многих силовых акциях, особенно в Москве, куда они выбираются практически в полном составе.

"Динамо"

Blue white dynamite

Группировка стояла у истоков фанатского движения "Динамо". Одними из первых зарегистрировали собственных товарный знак

Patriots

Отличавшаяся жесткостью в драках группировка одно время было распалась, но в данный момент вновь активна

Capitals

"Столичных" уважают другие фанатские группировки за то, что они не используют в боях подручные средства. Сегодня одна из ведущих "фирм" "Динамо".

"Локомотив"

Red green vikings

Главная "фирма" не очень-то грозного "Локомотива" иногда давала о себе знать в боях даже с серьезными противниками

Mad dobermans

Группировка известная проведением многочисленных акций, несмотря на то, что в ее составе не так много участников.

Главное