Хоккей, 04 сен 2009, 11:52

Г.Хиддинк: "Сил у сборной России хватает лишь на 60 минут"

Главный тренер сборной России Гус Хиддинк дал эксклюзивное интервью "Советскому Спорту".
Читать в полной версии

В среду вечером главный тренер сборной России Гус Хиддинк дал эксклюзивное интервью "Советскому Спорту".

- В среду вы поразили журналистов - тренировка сборной шла два часа! С чем это связано?

- С тем, что мы отменили утреннюю тренировку. Я предпочитаю, чтобы у команды в сутки было одно, но очень насыщенное, интенсивное занятие, чем два скомканных, непродолжительных. И очень важно, что мы провели такую тренировку в среду. Когда команда находится в плотном игровом графике, проводя по два матча в неделю, то, если посреди недели матча нет, футболистам необходима имитация нагрузок, приближенных к «боевым». Мы с вами видели на примере матча с Аргентиной, что сборная умеет играть в красивый, быстрый, современный футбол, даже находясь в таком графике, - встреча состоялась в среду, между турами чемпионата России. Но сил хватило лишь на 60 минут. И это меня беспокоит.

- У вас есть объяснение, почему команды тогда хватило лишь на час игрового времени?

- Мы играли против одной из лучших команд мира. Почти все аргентинцы выступают в топ-клубах Европы и способны все 90 минут выдерживать высокий темп. Важно помнить, - и я отложил это для себя в голове, - что сборная России уже может играть с такими командами на равных. В первом тайме мы создали еще два-три верных голевых момента, помимо гола Семшова. Но потом аргентинцы, которые могут выполнять «грязную работу» хоть все 90 минут, просто дождались своего часа.

- Так что вас беспокоит? Что мы пока не можем обыгрывать лучшие сборные мира?

- Почему не можем? Можем! Мы доказали это год назад. Всему свое время. Просто матч с Аргентиной был важен и с той точки зрения, чтобы показать ребятам: есть еще куда стремиться. В природе русских людей есть такая черта - если ты чего-то добился, то вскоре начинаешь думать: «Эй, да я лучший!». Но это не мой подход к жизни! Я отвечаю за результат и должен всегда держать команду в курсе, каков наш реальный уровень.

- И каков он?

- Он очень вырос. Когда я приходил в сборную, она шла в третьем десятке рейтинга ФИФА. Сейчас ребята добились того, что входят в десятку лучших в мире. Но этого недостаточно. Нельзя останавливаться! Есть еще более высокий уровень - уровень сборной Аргентины и ей подобных.

- Аргентина стала первым соперником с другого континента за три года эпохи Хиддинка...

- О! Интересный факт. Я не думал о матче в таком ключе. Конечно, 90 процентов футболистов этой сборной играют в Европе. Но, безусловно, свой особый стиль у команд из Латинской Америки есть. Сборная Аргентины - настоящие бойцы. И нам было важно проверить на их фоне свои бойцовские качества.

- Каков вердикт?

- Несмотря на то что мы сдали физически после 60-й минуты, команда продемонстрировала волю к победе, отыграла один гол. Мне это понравилось.

- Возвращаясь к тренировке, прошедшей в среду, хочу спросить: тесты, которые команда провела в самом начале, - это работа с прицелом на матч с Германией?

- Нет. Просто эти тесты - как зарубки на дереве. Когда вся команда в сборе и у нас есть несколько дней на исследования, я хочу знать, как изменился уровень индивидуальной подготовки каждого игрока по сравнению с тем, что было на Евро.

- Когда будут готовы результаты?

- Через пару дней.

- Наш обозреватель Юрий Севидов замечает: всякий раз, когда сборная попадает к Хиддинку минимум на 10 дней, она неизменно прибавляет в «физике». Что скажете?

- У меня есть простое объяснение: в сборной собираются лучшие игроки из сильнейших клубов. А это уже совершенно иной уровень. Когда лучшие играют с лучшими, им проще - вся команда бегает и соображает на порядок быстрее, пасует точнее. При сочетании всех этих факторов и получается, что общая скорость и выносливость возрастают.

И потом, если у нас есть достаточно времени на подготовку команды, как перед Евро, сборную можно натаскать так, что она будет выдерживать самые высокие скорости на протяжении всего матча, - мы с вами видели это в Австрии и Швейцарии.

- Почему футболисты не демонстрируют такой же футбол в клубах? Тренеры не умеют выжимать максимум?

- Я бы не стал искать здесь подводных камней и спрашивать с клубов, почему так происходит. Безусловно, скорости и интенсивность развития событий в матчах чемпионата России зачастую оставляют желать лучшего. Но приятных исключений становится все больше. Например, матч «Спартак» - «Рубин» в прошлом туре прошел на очень приличных скоростях. И, главное, в игре практически не было пауз.

- И еще о тестированиях. У вас есть данные относительно того, как быстро игроки сборной восстанавливаются?

- Да. И могу сказать, что Зырянов - один из лучших футболистов в мире по этому показателю. Его тело восстанавливается после нагрузок так же быстро, как и у корейцев. Это феноменально!

- А что, корейцы - чемпионы мира по восстановлению?

- Когда мы со сборной Южной Кореи выступали на чемпионате мира, то провели аналогичные тесты и по итогам турнира взяли результаты других сборных - оказалось, что в этом компоненте корейцы лучше всех. То есть, пробежав на большой скорости длинный участок поля, мой игрок отдыхал меньше и снова включался в борьбу, из-за чего мы держали очень высокий темп весь матч. Это неудивительно - мы ведь целенаправленно готовились к этому чемпионату мира, собрались вместе за много месяцев и работали в том числе над восстановлением. Корейцы - очень трудоспособные и терпеливые футболисты.

- В случае с Зыряновым, надо думать, причина в его богатырском уральском здоровье?

- Отнюдь! Конечно, в Косте есть что-то особое на генетическом уровне. Но выносливость не относится к врожденным качествам, как, например, скорость. Для того чтобы быть выносливым, надо много тренироваться. Константин очень профессионально подходит к этому делу. На восстановление между рывками ему нужно всего 10-15 секунд, в то время как обычному игроку требуется в два раза больше времени. Если бы у нас в команде было одиннадцать Зыряновых, то мы могли бы держать сумасшедший темп все 90 минут.

Вот вам и ответ на вопрос о матче с Аргентиной. Кстати, отчасти и по этой причине в среду у нас была столь продолжительная тренировка - парни должны привыкать быстро восстанавливаться в столь плотном графике игр.

- Вот если бы тренеры в клубах могли готовить больше футболистов такой же выносливости, как Зырянов! - задумчиво продолжает Хиддинк. - Это то, что я хотел донести во вторник до российских коллег в своем выступлении на конференции Объединения отечественных тренеров. И я обязательно организую нам совместный семинар, как только у всех желающих найдется на то свободное время, чтобы поговорить в том числе и на эту тему. Система физподготовки - очень важный аспект...

- ...в котором российские специалисты пока не ориентируются?

- Нет, они ориентируются. Просто я говорю о том, что нам было бы очень полезно собраться всем вместе и обсудить этот и другие вопросы. Поделиться опытом друг с другом.

- После обследования Колодина стало ясно, что он скорее всего пропустит матч с Германией. Учитывая, что за последние полтора года вы вызывали в сборную всего шесть защитников, стоит ли ждать в октябре новых имен в оборонительной линии?

- К сожалению, у нас дефицит защитников международного уровня. Хотел бы я мучиться другой проблемой - как выбрать оптимальную пару в центр обороны из шести защитников мирового уровня. Посмотрите, какое изобилие исполнителей в нашей атаке, в полузащите... Но новых имен в защите нет и нет. Меня это серьезно беспокоит.

- Звучит как-то безнадежно...

- Безвыходных ситуаций не бывает. Я даже люблю решать подобные головоломки. Не от хорошей жизни, конечно, но люблю. Впрочем не исключаю, что если за месяц, что остался до Германии, кто-то из защитников проявит себя с лучшей стороны, то мы вызовем его в сборную.

- Но и пороть горячку вы тоже не будете? Ведь опыт первого матча Евро с испанцами, похоже, научил вас, что несыгранные связки центральных защитников с сильными соперниками лучше не выпускать. Я прав?

- Отчасти, - кивает головой Хиддинк. - Защитники сборной ведь тоже не стоят на месте. Тот же Игнашевич здорово прибавил за последние годы! Однако повторюсь: двери сборной открыты для всех. Мы следим за российскими игроками каждую неделю. Вопрос всегда стоит так: «Покажите нам, на что вы способны». И мы отреагируем.

- Количество легионеров в сборной растет - сейчас их пятеро. Это хорошо или плохо?

- Хорошо. Во-первых, все, кто уехал из России за рубеж, сделали это не принудительно, а, наоборот, потому что давно стремились попробовать себя на более высоком уровне. Во-вторых, ребята разъехались в чемпионаты, где принято играть в бесстрашный, атакующий футбол, где клубы друг перед другом не заискивают! Это очень полезный опыт для каждого из них.

Я сталкивался с этим явлением, когда был главным тренером сборной Голландии. Тогда, в 95-м, игроки сборной тоже почти в одночасье разъехались в клубы чемпионатов большой пятерки, ведь голландское первенство было на периферии. И сборная, безусловно, выиграла, начав действовать в более разнообразной манере. Так, надеюсь, будет и с Россией.

- При одном условии - что все пятеро будут регулярно получать игровую практику...

- Да, опасность есть. Мы помним пример Саши Кержакова, который, потеряв место в основе «Севильи», а вместе с тем и надлежащий игровой тонус, постепенно выпал и из обоймы сборной. Поэтому я обращаюсь к нашим «иностранцам» - вы должны обозначить своим партнерам в клубе: «Эй, это моя территория, мой участок поля, который я никому не уступлю!».

Посмотрите на Аршавина - прошло всего полгода, как он перешел в «Арсенал», а его уже считают одним из ключевых игроков клуба. Потому что Андрей показал свою решительность и знание того, что надо делать. Хотелось бы видеть то же и со стороны Павлюченко. Роман должен показать всем свою могучую волю, сказать: «Вот он я, со мной тоже надо считаться!».

- Согласен. Но и вы согласитесь, что потеря, скажем, Павлюченко или Погребняка для сборной не так критична, как потеря Жиркова?

- Да. Юрий - ключевой, системообразующий игрок для сборной. Но я также уверен: Жирков, если он будет в форме и здоров, способен не просто побороться за место в составе «Челси», но и играть там, где больше нравится ему самому! А форварды должны понимать, что и в России для них найдется конкуренция. Оба наших гренадера должны быть всегда в форме, чтобы вызываться в сборную.

- Хотел спросить про Аршавина - вы созванивались с Арсеном Венгером относительно травмы Андрея? У него ведь есть ваш номер?

- Мы с Арсеном и вправду созванивались - например, когда «Арсенал» покупал Аршавина и у Венгера были вопросы ко мне как к тренеру Андрея в сборной. Мы тогда часто разговаривали. Потом мы встречались на поле, когда я тренировал «Челси». Но потом особой нужды обсуждать игроков у нас не было. А что касается травмы Аршавина - очевидно, что она есть. И тренерам не имеет смысла это обсуждать. Возможно, врачи сборной и клуба созванивались. Но мы и так знаем, что делать и как ее лечить.

- Кстати, многие игроки «Арсенала» страдают травмой паха. Возможно, это связано с системой подготовки Венгера?

- Это вопрос не ко мне, а к «Арсеналу».

- Гус, на какой срок вы допускаете совмещение Игорем Корнеевым постов в сборной и «Зените»?

- Сейчас мы используем Игоря так же, как и игроков, - он приезжает на сбор, работает с футболистами и уезжает в клуб. Кроме того, не забывайте, что Игорь продолжает отсматривать кандидатов в национальную команду. Но срок истечения контракта Корнеева с РФС ведь не за горами. И Игорю надо думать о своем будущем. А в таком клубе, я считаю, у него все должно быть прекрасно.

- То есть вы готовы отпустить Корнеева?

- Мы уже отпустили его работать в клуб.

- Но если завтра какой-нибудь солидный российский клуб уволит тренера и там захотят видеть Александра Бородюка, вы тоже позволите ему совмещать?

- Да. Но только до лета, когда начнется подготовка к чемпионату мира! Потому что сейчас у нас осталось четыре или шесть матчей, в зависимости от того, придется ли играть стыковые матчи в ноябре. До поздней весны у сборной практически не будет поводов собираться. А вот потом нам потребуется полная концентрация для работы в национальной команд

 

Главное