И.Колыванов: "С Хиддинком Дзагоева делить не будем"
Главный тренер молодежной сборной России Игорь Колыванов дал большое интервью, в котором рассказал о формировании состава, перспективах команды и о многом другом.
- Контракт с РФС уже подписали?
- Да, я поставил подпись в середине прошлой недели, а сегодня его завизировало руководство Союза.
- На какой срок он рассчитан?
- На два года отборочного цикла чемпионата Европы. Если выступим успешно, на что очень надеюсь, соглашение продлят. Задача у нас одна - попасть в финальную часть турнира, а там занять одно из первых трех мест и попасть на Олимпиаду 2012 года в Лондоне.
- Насколько эта задача выполнима, если учесть, что сборная России в новейшей истории ни разу не попадала на Олимпиаду?
- Конечно, придется непросто. Очень много прекрасных команд в Европе: Англия, Германия, Италия, Франция, Испания, Голландия... Всех перечислять не буду. С кем-то из них, возможно, окажемся в одной отборочной группе, потому что не войдем в первую корзину при жеребьевке. Подождем начала февраля, когда она состоится. Из ее результатов будем исходить и искать спарринг-партнеров, чтобы в марте, июне и августе перед началом официальных игр провести товарищеские матчи.
- У вас было достаточно времени на составление расширенного списка кандидатов в команду. А когда станут известны те, кого пригласите на Кубок Содружества?
- Их имена уже определены. Всего же у нас порядка 70 кандидатов, включая ребят 1988-го да рождения, 89-го, 90-го и даже 91-го. Те, на кого мы рассчитываем, что за год они подрастут и проявят себя с лучшей стороны. Основная работа у тренеров молодежки начнется в марте, когда стартует чемпионат страны. Мальчишек перспективных и талантливых много, будем просматривать. Расширенный список большой, но есть 25 - 35 футболистов, которые в какой-то степени себя уже зарекомендовали. Для меня, конечно, было бы здорово, чтобы они постоянно играли в командах премьер-лиги или первого дивизиона. В 20 - 21 год уже надо достойно выступать на высоком уровне.
- Многие ли из вашей золотой юношеской сборной, выигравшей чемпионат Европы, услышали советы и предупреждения главного тренера?
- Услышать-то, может, и услышали. Но впоследствии играли по два-три года только за дубли. Чтобы расти, нужно иметь хотя бы шансик проявить себя. Вот у Прудникова он появился. Лет в 18 он вышел в основном составе "Спартака" и довольно-таки здорово себя зарекомендовал. Ионов в свое время начал было играть за "Зенит", а почти весь этот год просидел в запасе. Хотя мальчишка очень талантливый и умеет играть в футбол. Он, правда, не выступал за ту команду, что победила на чемпионате Европы: не попал в состав из-за небольшой травмы.
- За кого особенно болит душа?
- За Фомина, например, игрока перспективного, на которого я очень рассчитывал в юношеской сборной. Его преследуют травмы, и очень серьезные. Порвал крестообразные связки, вылечился, прошел сбор с "Локомотивом", но потом оказался в Иркутске. Не нужно было торопиться, а Фомин собрался за два-три дня и, никому ничего не сказав, уехал в "Звезду", где позднее опять травмировался. Да и вообще там сами знаете, какая сложилась ситуация. Зарплату по полгода не платили, потом команду вообще расформировали. Считаю, что Семен сделал неправильный выбор, мог бы найти клуб посильнее. Не знаю почему, но он со мной советоваться не стал, хотя обычно со всеми футболистами общаюсь, обсуждаем вместе их планы на будущее. Всегда стараюсь помочь, направить в правильное русло. А то, бывает, с подачи агентов, которых сейчас очень много, принимаются решения, не способствующие прогрессу игрока.
Спартаковец Горбатенко тоже в начале сезона получил травму: вырезали паховые кольца. В общем, переживаю за всех. Хочется, чтобы они прислушивались и делали правильные выводы. Ребята же прекрасно понимают: я им не враг, люблю как своих детей, готов помочь не только в футбольном, но и в житейском плане. Все-таки веду их с 13 - 14 лет.
- В связи с тем, что лимит на иностранцев ужесточается, появятся дополнительные шансы у наших молодых игроков?
- Тяжело судить, лучше будет или хуже. Если ты настоящий футболист, если тренер видит, что ты сильнее кого-то из старших, он всегда даст тебе шанс. Но им еще нужно воспользоваться. А зачастую сами игроки бывают не готовы его в полной мере использовать. Влияющих на ситуацию факторов очень много. Например, когда берут тебя в команду из детско-юношеской школы, стремления доказать состоятельность, показать себя более чем достаточно, энергия так и прет. Но проходит год, второй, третий, а ты все в дубле. Роста мало. Мотивация падает. Кто-то, случается, опускает руки.
Может помешать и другое. Ты подписал первый профессиональный контракт, купил машину. В России, в Москве в наше время хватает соблазнов. Длительных сборов уже нет, ребята предоставлены сами себе. У кого-то может "поехать крыша". И тут не вина тренеров: многие молодые сами не всегда делают то, что требует современный футбол.
- И какой выход?
- Работать еще больше, пробиваться. Мы ведь тоже такую школу прошли. Не раз на эти темы разговаривал с футболистами.
- Сами кому-нибудь помогли с клубом?
- Я никогда не помогаю. Просто советую. Дзагоеву, скажем, Власову, Помазану, которые перешли в ЦСКА, Горбатенко, оказавшемуся в "Спартаке". Говорил, что это великие клубы, такой шанс выпадает нечасто.
- Но Помазан сейчас прочно сидит в запасе, поскольку есть Акинфеев.
- Не думаю, что, к примеру, в "Кубани" Помазан сразу же стал бы первым номером. А в таком клубе, как ЦСКА или "Спартак", ты растешь уже потому, что работаешь рядом с большими мастерами. Поучиться у Акинфеева, позаниматься с серьезными тренерами очень важно.
- В предыдущем отборочном цикле у Бориса Стукалова время от времени возникали проблемы с нападающими и центральными защитниками. А с чем придется столкнуться вам?
- С форвардами у нас вроде бы все в порядке. Рыжов, Дзюба, Прудников, Смолов, Кокорин в этом году выступали за команды премьер-лиги. В то же время есть нехватка крайних защитников. В сборной до 19 лет на левый фланг обороны приходилось ставить Ионова. Правда, есть Иванов, уже выходивший в основном составе "Спартака". Посмотрим, может быть, еще кто-нибудь себя проявит. Вспомните, как выстрелил Дзагоев. А о нем ведь почти никто не знал!
- Как, к слову, намерены делить его с Гусом Хиддинком?
- Никакой дележки не будет. Дзагоев - кандидат в первую сборную, так что мы его трогать не будем. Кстати, одна из моих задач - подготовка кадров для главной национальной команды. Если молодежка сумеет дать ей пару-тройку игроков, мне будет очень приятно.
- Правда ли, что все тренеры юношеских команд мечтают поработать со взрослыми?
- Когда я вернулся в Россию, тренерского опыта у меня не было. Начал работать с молодежью, и это действительно оказалось очень интересно: собрать свою команду именно такой, какой ты ее видишь. Полагаю, мне это удалось. А что будет дальше, загадывать не берусь.
- У вас были моменты растерянности? Когда не представляли, что делать?
- Такого со мной не происходило. Другое дело, что тренеру сборной всегда не хватает времени, ведь футболисты съезжаются за два-три дня до матча. Нужно уметь быстро разобраться в ситуации.
- Валерий Петраков, когда начинал тренерскую карьеру, часто звонил за советом Валентину Иванову. А вы к кому обращались?
- У каждого свой подход. Кому-то удобнее спросить совета. Я же никогда ничего подобного не делал. Привык иначе: лучше я сделаю ошибку сам, чем после подсказки совершу ту же оплошность вместе с другим человеком. У меня есть свое мнение, и я стараюсь его придерживаться. Разумеется, это не значит, что я не общаюсь с коллегами. Мы беседуем, обсуждаем те или иные вещи. Но решение принимает тот, кто отвечает за результат.
- Почему пригласили в помощники Сергея Кирьякова и Виктора Лосева?
- Кирьяков, с которым мы вместе выросли, хочет работать. Лосев знает молодежную сборную изнутри, и его опыт очень пригодится.
- Дмитрия Харина вы тоже звали?
- Разговаривал с ним. Поначалу Харин было загорелся, но потом позвонил и, извинившись, отказался. Честно признался, что ему будет трудно совмещать работу в молодежной сборной и собственные дела в Англии, туда-сюда ездить.
- Он сильно удивился вашему предложению?
- Нет, мы ведь постоянно общаемся. Когда тебе доверяют серьезное дело, сразу начинаешь думать, что тебе могут помочь люди, которых хорошо знаешь.
- После отказа Харина кто будет работать с вратарями в молодежной сборной?
- У меня несколько кандидатур. В конце недели все прояснится.
- Ринат Дасаев в этом списке есть?
- Нет.
- Со своим предшественником Стукаловым общались?
- Конечно. У нас прекрасные отношения, часто созваниваемся. Стукалов пожелал мне удачи. Очень жаль, что его сборная не попала в финальную часть чемпионата Европы. Мы все за нее переживали.
- Пару лет назад ходили слухи, что именно вы должны возглавить молодежку, но в итоге назначили Стукалова. Чем не устроила ваша кандидатура?
- Вопрос к руководству РФС. Наверное, решили, что мне нужно довести до конца свою сборную. Но если б доверили молодежку, и тогда бы с радостью согласился.
- Теперь вашу кандидатуру поддержал Хиддинк. Какие у вас отношения с тренерским штабом первой сборной?
- Отличные. И с Александром Бородюком постоянно общаемся, и с Игорем Корнеевым. Они меня по-настоящему поддержали. Думаю, немаловажную роль в моем назначении сыграл и тот факт, что я уже определенное время отработал со сборными.
- Хиддинк сообщил, что в феврале первая и молодежная сборные России проведут совместные тренировки в Турции. Что вы об этом думаете?
- Обеими руками "за". В наше время все сборные жили в Новогорске. Мы, юные, с придыханием смотрели на тогдашних звезд: Блохина, Заварова, Черенкова, Михайличенко, Раца. Я готов был весь день подавать им мячи! Так что для нашей команды возможность поработать рядом с первой сборной - настоящая мечта, которая, к счастью, совсем скоро станет реальностью.
- То есть хорошая идея?
- Еще бы! Вот был я во Франции на базе сборных. Огромный комплекс, пять корпусов, десяток полей. Когда приезжает национальная команда, там же тренируется молодежка. Места много, никто никому не мешает, живут как одна семья. И это правильно.
- Как относитесь к тому, что в некоторых странах молодежка играет по той же схеме, что первая сборная?
- Я - "за". Знаю, что так заведено в Италии и Голландии. Главное - чтобы подбор футболистов позволял наигрывать ту же тактику. Своим ребятам всегда стараюсь прививать атакующий футбол. Какой смысл запираться в обороне? Если две трети матча будешь отбиваться, рано или поздно обязательно пропустишь. Лучше уж навязывать сопернику свою игру. Да, иногда на выезде против сильных команд можно выбрать более осторожную тактику. Но в основном надо работать по схеме, которая приносит результат. В чем мы убедились на Euro-2008.
- У первой сборной есть Жирков, под которого строится тактика на левом фланге.
- А у нас слева есть Ионов. Он, конечно, еще не Жирков, но по манере игры на него похож. Отличная скорость, великолепный дриблинг.
- Где собираетесь готовиться к матчам: в Бору, Новогорске или Бронницах?
- Сейчас обсуждается этот вопрос, так что скоро все узнаете. Но Бронницы отпадают точно. Там много полей, однако гостиница и восстановительный центр оставляют желать лучшего. Да и от Москвы далековато.
- А Бор чем не устраивает?
- Насколько я знаю, качество поля там не всегда было на уровне.
- Правда, что в этом году после отставки Гаджи Гаджиева вы могли оказаться в "Сатурне"?
- Со мной на эту тему никто не разговаривал. Вот в первый дивизион действительно приглашали.
- Что останавливало?
- Работать хочется там, где есть перспектива. Если бы я не подписал новый контракт с РФС, вполне возможно, отправился бы в самостоятельное плавание. Но теперь все мысли о молодежной сборной.
- Вас огорчает чем-нибудь сегодняшняя молодежь?
- Молодежь, конечно, меняется. И не всегда в лучшую сторону. Наше поколение все-таки было другим. Более домашним, что ли. А нынче мальчишек уже в 12 - 13 лет увозят в футбольные интернаты. Они рано взрослеют и становятся самостоятельными. Открывают мир с помощью компьютера. Ничего плохого в этом, разумеется, нет. Просто порой футбол отходит на второй план. А если хочешь чего-то добиться, надо от много отказываться. В наше время после тренировок всегда оставались работать дополнительно, играли, например, в теннисбол. А сейчас дал свисток об окончании занятия, и через минуту на поле никого. К тому же, как я уже говорил, в Москве у молодых столько соблазнов! Да и интерес противоположного пола к футболистам очень высок.
- Неужели в ваше время было по-другому?
- Раньше было больше сборов. Наверное, из 365 дней года 300 молодежная сборная, олимпийская готовились к турнирам. Кого-то уже в национальную команду приглашали. Так что наше поколение в основном тренировалось.
- Неужели не убегали ночами со сборов?
- Я не бегал. Про других сказать не могу.
- Как же справлялись с нагрузками по 300 дней в году?
- Как-то выживали.
- Сидение до ночи за компьютером будете запрещать?
- Я не могу запретить все. Ребятам всегда говорю, что необходимо время для отдыха, что после ужина общайтесь на здоровье. Сам был футболистом. Прекрасно понимаю: в 11 часов никто в постель не ляжет. Много интересных развлекательных телепрограмм, да и футбол в Европе порой поздно заканчивается. Но к полуночи нужно пытаться заснуть. Ведь если спал всего три-четыре часа, от тебя на первой тренировке толку не будет.
- У Павла Яковенко есть специальный тренер по режиму, который ходит по номерам и проверяет футболистов. У вас такого человека не будет?
- У нас в 11 отбой. В 22.45 все должны быть в номерах. Я знаю точно, что игроки на месте, но не могу прийти в два-три часа ночи и проверить, чем они занимаются. Может, один сидит за компьютером, а товарищ его спит. Если постучу, то и второго разбужу. Но для меня это ненормально - ходить проверять. С 14 лет объяснял ребятам: если они сейчас будут заниматься ерундой, то в 18 пойдут в армию. Надеюсь, многие это поняли. Ведь в футболе нужно от многого отказываться, чтобы чего-то достичь. Почему Саша Прудников все-таки попадает в состав, хоть и не всегда выходит с первых минут? Он очень много работает. Да, у него не всегда все получается, но по самоотдаче вопросов к нему нет.
- Из той золотой команды кто-нибудь в самом деле загремел в армию?
- Не знаю. Думаю, пока нет. Кто-то зацепился за первую лигу. Некоторые перестали по разным причинам прогрессировать. Самсонов из "Торпедо" должен был стать приличным защитником. Ему даже дали кличку Бригель. А через год женился и больше не играет. Я разговаривал с ним. Он уверяет, что старался. Но, значит, мало старался: здоровья-то вагон.
- Как относитесь к тому, что мало кто из игроков следует советам не ходить в рестораны быстрого питания и не пить газировку?
- Это проблема нашей футбольной культуры. В европейских странах игрок знает, что он должен есть, а что - нет. Но когда мы проводим сборы, в течение трех-четырех дней футболисты питаются по специальному меню, которое мы разрабатываем вместе с доктором. После 10 лет в Италии я к этому вполне готов. Все, что мы ели там, рекомендую и здесь. Конечно, некоторым не все нравится. Но постепенно к этому привыкаешь.
- И каково же меню на сборах по-колывановски?
- В Италии почти не едят яичницы и каши. Поэтому завтрак - печенье с чашечкой кофе или чаем. Обед - салат, паста и "белое" мясо. Можно сыр. Поскольку футболисты затрачивают много энергии, необходим плотный ужин: вареные овощи, рыба или мясо. И обязательно фрукты за час до еды.
- Невио Скала, придя в "Спартак", некоторые продукты запретил. Что могло не понравиться у нас итальянцу?
- Соусы, сосиски, картошка. Жирная пища. Да, один раз можно съесть. И если кто-то один раз сходит в ресторан быстрого питания, за это по голове бить не надо. Просто во всем нужна мера. Есть три тарелки макарон неправильно. Нужно себя держать в тонусе. Знаешь свой оптимальный вес, вот и держи его. С возрастом он, конечно, увеличивается, но это нормально. Приехав в Италию, я весил 69 - 70 килограммов, а заканчивал там с 78-ю. Но нельзя сказать, что я был полный. Просто мышечная масса росла.
- Чтобы зять был футболистом, хотели бы?
- Так дочка уже вышла замуж. Не за футболиста. Хотя она со всеми ребятами дружит, переписывается. У них хорошие, теплые отношения.
- Можно сказать, что футболисты к вам относятся как к старшему товарищу?
- Они относятся с уважением. Я ведь знаю, что из-под палки никто еще не заиграл, что орать бесполезно. Людям такого возраста надо все объяснять и показывать. Каждый раз, когда собираемся, говорю: может быть, на следующий сбор приедут другие люди, и вы должны быть к этому готовы. Просматривается большое количество футболистов. Многие поняли, как надо готовиться, чтобы играть в юношеской и молодежной сборных. Главное, игроки видели, что я, их тренер, рядом с ними всегда. Все обсуждалось совместно. Хотя в 14 лет многие по мышлению еще дети. Моменты неудач мы разбирали прямо на поле - чтоб им было интереснее.
- Нормально воспринимали?
- Уж точно лучше, чем сидя у экрана, где просто посмеются и тут же забудут. На поле они задумываются.
- Какие ошибки допустили за годы тренерства?
- Серьезных не припомню. А так все ошибки связаны с одним: кого-то пригласил в сборную, кого-то нет. Но тут многое связано с возрастом: все эти ребята растут. Скажем, из тех, кто стал чемпионом Европы, некоторые через три-четыре месяца уже не проходили в состав. Вынужден был постоянно ломать голову: кого брать? Очень тяжело ведь отсеивать ребят, которые неоднократно проходили сборы. Может, с кем-то и ошибся. Приходилось жалеть о некоторых шагах. Футбол - суровая штука.
- Сами через такое проходили?
- Конечно. Меня, 20-летнего, Бышовец не взял на Олимпиаду в Сеул. Я тогда ужасно расстроился. Мог плюнуть, обидеться, бросить работать, но поступил иначе. Стал вкалывать еще сильнее, и уже через три месяца Лобановский пригласил меня в первую сборную.
Другой пример: когда в Италию приехал, на первых порах с тренером "Фоджи" Земаном возникли шероховатости в отношениях. А почему? Я ведь как рассуждал? Я тот самый Колыванов, что официально признан лучшим футболистом России. Лучший бомбардир своего чемпионата. Играю в сборной три года. Как могу не проходить в состав "Фоджи"? Но в Италии-то своеобразная тактика, которой надо было соответствовать. Я же - выпадал.
- И чем все закончилось?
- Во время товарищеского матча мы с Земаном пошли вместе на трибуну. Он сказал: "Смотри внимательно, как мы играем. Схема 4-3-3". Разжевал, что от меня требуется в качестве крайнего нападающего. И дело пошло. Три года отыграл без замен.
- Андрей Талалаев, игравший в тех же краях, как-то сказал: "Итальянский нападающий в голевом моменте никогда не отдаст пас, пробьет только сам. И никто его не будет осуждать за эгоизм". На самом деле так?
- Даже в Италии все разные. Там играли Батистута и ван Бастен. Аргентинец прямолинейнее, бил только сам. Голландец еще и отдавал. Дель Пьеро тоже всегда поделится мячом. Джузеппе Синьори, с которым мне довелось играть, прекрасно распасовывал, хотя прославился голами. Как и Рамбауди. У хорошего футболиста обычно гибкий ум, он моментально просчитывает не только свои действия, но и поведение защитника рядом.
- В Италии бываете часто?
- В последний раз съездил год назад к друзьям. Заглянул в Болонью, сходил на футбол. Наши 1:0 победили. Еще остались в команде люди, с которыми сам играл. Карло Нерво, например. А тренировал команду Ренцо Уливьери, с которым я тоже работал.
- Во дворе в футбол когда играли последний раз?
- Вчера. Хотя мне искусственное покрытие противопоказано, спину начинает ломить. Когда-то позвоночную грыжу вырезали. Играю редко, приходится себя с определенного возраста сдерживать.
- Играете нападающим?
- Стараюсь, хотя получается как придется. Играем-то часто шесть на шесть. Когда только вернулся из Италии, с удовольствием бегал с ветеранами.
- За "Динамо"?
- Куда звали. О деньгах даже не думал - лишь бы мячик погонять. Завожусь как прежде. Вот, например, вчерашний матч. Сыграли 9:9, по пенальти потом выиграли. Такое удовольствие получил! Настоящая, мужская "заруба"!