Формула-1, 30 окт 2008, 13:50

В предвкушении финала

Сезон 2008 можно назвать одним из самых интересных в современной Формуле 1. По крайней мере, в новом тысячелетии. За прошедшие семнадцать гонок мы наблюдали все: и борьбу лидеров в личном зачете, и неожиданные выступления середняков, и выстрелы аутсайдеров чемпионата. Не говоря уже о досадных технических сходах, которые осерьезно повлияли на ситуацию в чемпионате.
Читать в полной версии

Никита fichetto Ситников

Сезон 2008 можно назвать одним из самых интересных в современной Формуле 1. По крайней мере, в новом тысячелетии. За прошедшие семнадцать гонок мы наблюдали все: и борьбу лидеров в личном зачете, и неожиданные выступления середняков, и выстрелы аутсайдеров чемпионата. Не говоря уже о досадных технических сходах, которые осерьезно повлияли на ситуацию в чемпионате. Вспомните хотя бы отказ двигателя на Ferrari Фелипе Массы в Хунгароринге за три круга до финиша. Шедший первым бразилец потерял практически гарантированные десять очков. А сегодня, напомню, он отстает от лидера чемпионата Льюиса Хэмилтона на семь.

Победа Льюиса на первом этапе в Австралии задала тон всему чемпионату - на протяжении последующих гонок борьба за титул ожидаемо развернулась между гонщиками McLaren и Ferrari. Причем преимущественно между Фелипе Массой и Льюисом Хэмилтоном. И если от Хейкки Ковалайнена (McLaren) едва ли кто-то ждал серьезных претензий на чемпионство, то выступления Кими Райкконена (Ferrari) откровенно разочаровали поклонников экс-чемпиона. Ковалайнен смог лишь однажды подняться на верхнюю ступеньку подиума в Венгрии после схода Массы. Кроме второго места в Италии и третьего в Малазии выступления финна больше ничем особенным не запомнились. Относительно быстро, относительно надежно, относительно стабильно. От пилота топ команды вправе ждать чего-то большего.

Кими тоже не оправдал ожиданий. За этот сезон финн победил лишь дважды на старте сезона - в Малазии и Испании, и занял второе место на Гран-При Бахрейна. Наверное, если бы Райкконену удалось избежать аварий на трех этапах (Гран-При Канады, Гран-При Бельгии и Гран-При Сингапура), к концу чемпионата он мог бы подняться и выше четвертого места в личном зачете. Но сослагательное наклонение в данном случае неактуально. На фоне бледных выступлений топ-пилота Ferrari три вторых места и победа на Гран-При Канады в Монреале, завоеванные Робертом Кубицей (BMW Sauber), наводят на мысль, что в следующем сезоне поляк может составить еще более серьезную конкуренцию фаворитам Больших гонок. Да и стабильные выступления его напарника Ника Хайдфельда наглядно свидетельствуют о прогрессе команды.

Выступления вернувшегося в Renault Фернандо Алонсо в начале чемпионата откровенно разочаровывали и болельщиков, и, надо думать, самого испанца. Но ближе к концу сезона инженеры команды смогли усовершенствовать шасси достаточно для того, чтобы испанец смог соперничать с топ-командами. И если первым местом на Гран-При Бахрейна Алонсо отчасти обязан неоднократному появлению safety car на трассе, то верхняя ступень подиума на следующем этапе - Гран-При Японии - уже чистая победа гонщика из Renault. Второй пилот французской команды, Нельсон Пике, свой первый сезон в Королевских гонках провел неоднозначно. Второе место бразильца на Гран-При Германии не может заставить забыть о восьми сходах по ходу сезона, пять из которых произошли в результате аварии.

Открытием чемпионата стал Себастьян Феттель. Сходы пиолта Scuderia Toro Rosso на первых четырех этапах не предвещали того пилотирования, которое немец показал ближе к концу чемпионата. Победа гонщика из команды-аутсайдера в современной технологичной Формуле-1 - это практически нонсенс. Причем, заметьте, Феттель заработал десять очков не на медленной трассе в Монако, где мастерство пилота превалирует над техническим совершенством болида, а на быстрой итальянской Монце! Ну а «техничный» Гран-При Монако запомнился качественным выступлением Адриана Сутила на откровенно слабой Force India. За несколько кругов до конца гонки немец ехал на пятом (!) месте, но не справившийся с управлением Кими Райкконен при выезде из тоннеля ударил болид Сутила аккурат в коробку передач и лишил гонщика Force India на финиш в очках. Да и вообще на финиш.

А что лидеры? За один этап до финиша чемпионата Льюис Хэмилтон занимает первое место с 94 очками. Фелипе Масса отстает от британца на семь очков и теоретически сохраняет шансы на титул. Насколько они велики? Если Масса победит на своей родной трассе в Сан-Паулу, титул чемпиона ему достанется только в том случае, если Льюис финиширует не выше шестого места. Победу бразильцу при равенстве очков обеспечит больше количество побед на этапах (шесть у Массы против пяти у Хэмилтона). Если Фелипе займет на последнем этапе второе место, Льюис должен классифицироваться не выше восьмого места. В этом случае оба гонщика наберут 95 очков и завоюют по пять побед, но у Массы будет преимущество по количеству вторых мест (три против двух). Если в Бразилии пилот Ferrari не поднимется выше третьего места, титул чемпиона в любом случае достанется Хэмилтону.

У последнего шансы стать чемпионом не в пример выше. Льюису достаточно стать пятым в Сан-Паулу, чтобы обеспечить первое место по итогам сезона вне зависимости от выступлений бразильца. Если Хэмилтон станет шестым, то Масса не должен подняться выше второго места. Ну а если Льюис не попадет в очковую зону или заработает только одно очко за восьмое место, он станет чемпионом при условии, что Фелипе не поднимется выше третьей ступеньки подиума.

Нам остается только предвкушать интереснейший Гран-При Бразилии, где поведение вторых пилотов Ferrari и McLaren может стать едва ли не более актуальным, чем выступление Массы и Хэмилтона. Командная тактика в Формуле 1 запрещена, но если очень хочется...

Главное