М.Алешин: "Хочу стать чемпионом мира в "Формуле-1"
Максим Алексеев
Имя 21-летнего Михаила Алешина хорошо известно любителям автоспорта нашей страны. Один из лучших автогонщиков России в свое время сделал себе имя, выступая в соревнованиях по картингу. Ныне талантливый пилот из Москвы гоняется в мировой серии "Формула Renault", изредка балуя своим вниманием отечественные трассы. Последним таким случаем стало июльское автошоу Moscow City Racing под стенами Кремля. Участие Михаила в показательных заездах на болиде команды "Формулы-1" Red Bull породило слухи о возможном дебюте россиянина в "королевских гонках". Редакция "РБК-Спорт" попыталась прояснить ситуацию в личной беседе с гонщиком...
- Говорят, у тебя есть все шансы стать первым гонщиком из России - участником чемпионата мира в "Формуле-1". Насколько велика такая вероятность - как обстоит ситуация в данный момент?
- Я думаю, в данный момент она близка к разрешению. Весь вопрос заключается в том, как себя проявят спонсоры. У нас уже есть компании Red Bull и "Лукойл", которые меня поддерживают. И нам нужен еще один большой спонсор из России. С "Лукойлом" пока разговора о спонсировании моего выступления в Ф-1 пока, к сожалению, не было. А так у Red Bull есть две команды, выступающих в "Формуле-1" - они готовы сотрудничать с нами именно в ключе выступления в соревнованиях "Формулы-1". Спортивные результаты у нас есть. Люди уже поняли, что скорость и талант у меня есть. По крайней мере, мне об этом постоянно говорят. И тут уже в конечном счете все будет зависеть именно от спонсоров. Потому что выступление в "Ф-1" - дорогое удовольствие. Даже когда в нее пришел "сам" Михаэль Шумахер - он тоже привел с собой спонсоров. Что и помогло ему сесть в болид команды Jordan. А ведь это было в далеком уже 1991 году - что уж говорить о нынешних временах...
- И все-таки, о каких суммах идет речь? Сколько денег должны дать спонсоры, чтобы гонщик стал выступать в команде "Ф-1"?
- Честно говоря, это не мой вопрос. Есть менеджеры, которые этим занимаются. Но я не думаю, что это такие уж колоссальные суммы. Грубо говоря, в сравнении с объемом поддержки наших футбольной или хоккейной команды - думаю, это будет просто минимум. В общем, думаю, речь идет о нескольких миллионах евро. Вообще, с моей точки зрения, выступление российских гонщиков в "Формуле-1" - это в какой-то степени могло бы быть такой же национальной идеей, как выступления национальных сборных по футболу или по хоккею на чемпионатах мира. Футбол и хоккей - два самых популярных видах спорта у нас в стране, и выступление наших национальных сборных всегда привлекает всеобщее внимание россиян. То же самое здесь: если на машине стоит российский триколор и государственный герб России - думаю, это тоже нужно оценивать как один из способов поддержки имиджа России во всем мире.
- По твоим словам, "Формула-1" - следующий шаг для тебя. В какой гоночной серии ты сейчас выступаешь?
- Это мировая серия Renault. Вкратце характеристики машин: вес - 600 кг, мощность двигателей - 500 л.с. (на всех машинах она одинакова). С 2006 года я выступаю за команду Carlin Motorsport, участвующую в Мировой серии "Формула Renault 3.5". До этого я выступал в этой же серии в составе "Лукойл Рэйсинг": в 2004 я стал чемпионом Италии, а в 2005-м был вице-чемпионом Германии.
- Как складывается борьба в нынешнем чемпионате серии "Формула Renault"?
- Сейчас все складывается очень неплохо для нас. Команда серьезно пересмотрела свою работу над машиной поле гонки в Будапеште, и, начиная с Нюрбургринга, у нас появилась скорость, которой так раньше недоставало. Всего прошло семь этапов, осталось еще два. Я набрал 50 очков и иду на четвертом месте. При этом приехал на подиум в гонке на Нюрбургринге. Я надеюсь, работа с машиной будет продолжена в том же направлении, и это сильно поможет в последних гонках, когда борьба за чемпионство только обострится.
- Недавно команда "Ф-1" Red Bull приглашала тебя для участия в Moscow City Racing. А когда ты впервые сел за руль болида "Формула-1"?
- Тогда же, на июльском автошоу Moscow City Racing. Точнее, за неделю до его старта - когда мы проходили предварительные тест-заезды в Англии.
- Какие ощущения ты пережил, когда впервые прокатился на болиде "Формулы-1"?
- Конечно, это были очень интересные ощущения. Я бы не сказал, чтобы эта машина как-то очень сильно отличалась от той, на которой я сейчас езжу. Но, конечно, "Формула-1" есть "Формула-1": эти машины везде - пусть и по чуть-чуть, - но лучше. Особенно это касается тормозов. То есть, лучше и в тормозах, и в двигателе, и в коробке передач - и за счет всего этого болид в результате получается намного быстрее.
- Но был ли восторг от вождения такой машины?
- Безусловно! Я же давно мечтал сесть за руль болида "Формулы-1", и тут представилась такая отличная возможность! Конечно, это был кайф, это было здорово!
- Что для тебя значит "Формула-1"?
- Безусловно, это для меня способ самореализации. Также у меня сильно развито чувство гордости за свою страну - и для меня это еще и способ доказать, что русские умеют хорошо и быстро ездить. Когда наши гонщики впервые пришли в этот спорт в 90-е годы - мы были экзотикой в автоспорте. После того, как я начал побеждать - конечно, отношение уже изменилось. И сейчас уже мы подошли к той точке, когда появилась реальная возможность попасть в "Формулу-1". И не просто попасть и быть первым гонщиком из России в этом чемпионате мира. Меня как раз не интересует быть первым россиянином в первой "Формуле" - меня как раз интересует быть первым в этом классе, в личном зачете.
- Стать первым в "Формуле-1"? Ты не шутишь?
- Нет, не шучу. Ради этого мы работали, и я сам работал все последние 12 лет. Я считаю, что тот путь, который я прошел - является самой правильной школой. Потому что это путь, по которому до меня шли все гонщики в "Формулу-1". И так получилось, что нам повезло: с этого пути мы никуда не свернули. Мы действительно знали, что мы делали, и мы слушали те советы, которые нам дают. Мы все делали правильно: сначала это были чемпионаты по картингу, затем чемпионаты в младших "Формулы" - причем, не слабые, сильные - такие как "Формула Renault". Не везде и не всегда было просто выступать, но вместе с поражениями были и победы. То есть, того пути, по которому я шел - наверное, не было больше ни у одного человека в России. Через все эти серии и чемпионаты было важно пройти для получения опыта, который бы затем позволил тебе вплотную приблизиться к переходу в "Формулу-1". Потому что, скажем, без выступления в картинге попасть в "Формулу-1", по-моему, вообще невозможно. То есть, может быть и возможно, но все великие гонщики современности начинали с картинга. Это практически необходимая подготовительная школа.
- Первыми ступенями твоей карьеры были выступления в картинге. Как затем складывалась твоя карьера в России?
- С 2001 года я начал выступления в российской "Формуле-1600". Вообще, надо сказать, это был нонсенс. Мне было 13 лет, а моим соперникам - для меня тогда большим дядькам - было по 25 лет и старше. И тогда на первую гонку меня даже не пустили - потому что дяденьки были сильно недовольны тем, что уже на первой тренировке, впервые сев за руль такой машины, я обогнал всех. Как помню, это был первый этап чемпионата России-2001, проходивший в Санкт-Петербурге. Но на следующий год мы уже получили специальное письмо из Российской федерации автоспорта, где нам официально разрешалось выступать в данных соревнованиях. Тот год прошел довольно успешно, и если бы не сход в последней гонке, я бы финишировал вторым в чемпионате. Но я не во всех этапах принимал участие. Потому что параллельно я выступал в картинге, которым занимался с 1999 года - он был для нас приоритетом. К слову же, это было правильное решение. Потому что сейчас никто не вспоминает о начале моей карьеры в "Формуле" в России, а все вспоминают именно мои успешные выступления в картинге, которые до сих пор остаются самыми успешными в моей карьере. А то, что я выступал здесь в "Формуле" - уже никто не помнит. Наверное, это даже хорошо.
- Red Bull пригласил тебя для участия в Moscow City Racing. Участие в данном проекте как-то повысило твои шансы на попадание в "Формулу-1"?
- Думаю, что это был один из важных шагов на пути к моему попаданию в "Формулу". И пусть это было лишь шоу, а не спортивное соревнование, но здесь было сразу две важных вещи. Первое - это то, что мне удалось поближе познакомиться с командой как во время шоу в Москве, так и во время тестов в Британии. И, я знаю, что инженеры команды затем донесли до руководства Red Bull информацию, о том что я очень, то что называется, информативный гонщик, который хорошо разбирается в настройках, и быстро освоился с "боевой" машиной Red Bull. И второй важный момент - это то, что компания доверила пилотировать болид именно мне, а не, скажем, тому же знаменитому шотландцу Дэвиду Култхарду.
- Кстати, как тебе объяснили этот выбор сами представители Red Bull?
- Я особо не спрашивал. Конечно, Култхард - звезда "Формулы-1". И они спокойно могли его привезти - тем более, что у него в те выходные не было никаких стартов. А в России плохо знают гонщиков своей страны. Мне сложно судить. Мне просто сказали: мы доверяем это право тебе. Хотя, насколько я знаю, Red Bull очень заинтересован в продвижении своего бренда в России. И возможно, они предположили, что первый русский пилот, гоняющий в Москве за рулем болида "Формулы-1" - это круче, чем просто приезд ветерана Култхарда.
- А с чего вообще начались контакты с Red Bull? Они сами вышли на твоих менеджеров или наоборот?
- Да, они связались с моим менеджером Алексеем Николаевым в конце 2004 года и, начиная с 2005 года, Red Bull начал официальное сотрудничество с "Лукойлом". Эти компании стали спонсировать мои выступления совместно - уж не знаю, на каких условиях...
- Есть ли у тебя так называемый личный спонсорский контракт - с компанией, чье лицо ты бы олицетворял?
- "Лукойл" и Red Bull спонсируют меня вместе. Логотипы того и другого представлены на моем шлеме. Но основного персонального спонсора - наподобие того немецкого банка, что спонсировал Михаэля Шумахера - у меня пока нет. Перед моими менеджерами как раз стоит сейчас такая задача - найти персонального спонсора под участие в "Формуле-1". Этот проект для нас - номер один. В то же время, моя личная главная задача сейчас - это успешное выступление в Мировой серии "Формула Renault". Потому что если я буду слишком много думать о "Формуле-1" и о том, что будет через год - то это вряд ли скажется хорошо на моих выступлениях. Мне надо сейчас сконцентрироваться на своих текущих результатах. От них также будет зависеть вопрос попадания в "королевскую" "Формулу".
- Ты сказал, что для попадания в "Формулу-1" тебе необходим еще один спонсор. Как же осуществляется работа по поиску такого спонсора?
- Этим занимается команда менеджеров специально нанятого агентства - "Звезды и бренды". Это вопрос полностью в их компетенции. Я же занимаюсь только своими спортивными выступлениями. Каждый должен заниматься своим делом.
- Такой неожиданный вопрос: а ты действительно сейчас лучший автогонщик в России?
- Ну, мне себя сложно оценивать... Но в Европе думают так.
- Но кого-то можно поставить в один ряд с тобой?
- Честно говоря, никого. Потому что либо они выступают в других классах, либо у них совсем другая судьба.
- Но ты в курсе, что первым гонщиком из России, кто сел за руль болида "Формулы-1", был Сергей Злобин?
- Да, мы знакомы с ним и я даже выступали в его команде в 2001-м году. Сейчас мы также иногда общаемся и встречаемся, но это не всегда получается, так как я мало бываю в Москве. Но он действительно был первым.
- Он дает тебе какие-то хорошие советы? Вообще, у тебя есть личный тренер, с которым ты постоянно советуешься?
- На самом деле никаких советов Сергей мне не дает. Надо сказать, что вообще, когда я добивался своих самых лучших результатов в России - у нас, по большому счету, вообще никто ничего не знал об этих гонках. Поэтому у меня никогда не было тренера. Никто толком не разбирался в нюансах пилотирования машин в той же "Формуле Renault", и поэтому никто мне не говорил: делай так-то и так-то. То есть, такого специалиста в России просто не было. Наверное, сейчас в России есть всего два человека, которые понимают в этом деле хоть что-то. Один из них - как раз Сергей Злобин. Второй - мой отец. Сейчас у меня есть личный тренер по физподготовке. Но это совсем разные вещи.
- Если говорить об отце, то какую роль он сейчас играет в твоей карьере?
- Во-первых, он меня всегда поддерживает морально. Это его самая главная заслуга в моем развитии. Сам он также очень плотно занимается гонками - сейчас у него есть своя команда, выступающая в чемпионате России по картингу. У него есть два интересных и талантливых гонщика, которых он также хочет вывести в европейские гонки. Но сейчас им еще лишь по 10-12 лет, и пока рано говорить об их далеких перспективах. То есть, хотя, отец и никогда не гонялся сам, но сейчас он также серьезно занимается автоспортом.
- Насколько велика конкуренция среди молодых гонщиков, желающих пробиться в "Формулу-1"? Кстати, возможно, в твоем случае имеет смысл попытаться стать для начала хотя бы тест-пилотом одной из команд?
- Я могу сказать следующее. Основных картинговых классов в Европе - где-то штук семь-восемь. В каждом из них гоняет порядка 150 человек. И каждый из них хочет попасть в "Формулу-1". Конечно, большая часть из них перейдет выступать в более старшие "формулы". Но не у всех это получится сделать: кто-то просто не сможет найти на это спонсорские деньги, а кто-то просто не сможет там закрепиться - потому что не сможет показывать там высокие результаты. Словом, каждый последующий класс отсекает все большее количество людей. И в результате до "Формулы-1" добираются считанные единицы. И в нее попадают не те, кто просто катается классом ниже, а находится там на первых ролях, выигрывает гонки. Это действительно единицы. И моего поколения гонщиков карьеру начинали Феттель, Ковалайнен, Росберг, Хэмильтон. Последние трое - чуть старше меня - и гоняли в более старших классах. То есть, скажем, с Росбергом я ни разу не стартовал в одной гонке. А вот с Хэмильтоном мы как-то ездили вместе на одном из этапов в "Формуле Renault 2.0" - это было в 2003-м году в Хоккенхайме. И я обогнал его на финише: я, кажется, приехал девятым, а он - одиннадцатым. Причем, помнится, мы с ним неплохо "потолкались" на трассе - помяв друг другу машины.
- Наверное, тогда его еще мало кто знал?
- Да, конечно. Но все равно приятно вспоминать, что ты обгонял "самого" Хэмильтона - не каждый этим может похвастать.
- Следишь за его выступлениями, переживаешь как-то за него?
- Ну, не знаю... Вот интересно тоже: он сейчас как-то за меня переживает?
- Были ли у тебя свои кумиры в "Формуле-1"?
- С точки зрения результатов - наверное, Михаэль Шумахер. Но, конечно, достичь таких же достижений, как и он - очень сложно. А так, если честно, ни на кого не хочу быть похожим и никому не хочу подражать. Я хочу быть лучше всех этих людей. В том числе, и Шумахера.
- Как ты вообще пришел в автоспорт? И помнишь ли ты свой первый опыт вождения?
- Впервые я оказался за рулем машины в четыре года - это был "Запорожец". В машине со мной был дедушка, который сидел и нажимал педали, а был у него на коленях и рулил. Правда, этот "заезд" длился недолго: "Запорожец" завалился в кювет. Дедушка, понятно, очень ругался, переживал... Так что первый сход у меня был в четыре года. С семи лет я начал заниматься картингом и даже выиграл там свои первые гонки. Никто из родных со мной этим занимался, но этим стал заниматься я. Так получилось, что впервые я прокатился на карте в парке, и после этого я меня, что называется, снесло катушки. Мне очень сильно захотелось заниматься гонками, и в результате папа отвел меня в секцию картинга при ДЮСШ.
- Что же необходимо гонщику в первую очередь, чтобы пробиться в "Формулу-1": спортивные результаты или деньги спонсоров?
- Очень важен целый комплекс факторов: необходимо достижение высоких результатов на высоком уровне, нужны спонсоры и еще нужно везение. Но без результатов вряд ли будут спонсоры. Что касается везения, то здесь важную роль играет даже политика: попасть в "Формулу-1" из страны с плохой репутацией, где нестабильная политическая обстановка - практически не возможно. Эти гонщики не котируются и они никому неинтересны. Потому что "Формула-1" - это только для гонщиков и болельщиков просто спорт. А для очень многих людей это еще и большой бизнес. И владельцы команд берут гонщиков не за хорошие глаза. У них есть выбор гонщиков с хорошими спонсорами, с хорошими результатами и так далее. А неплохих и даже просто хороших гонщиков - в мире на самом деле немало.
- Серия Renault, в которой ты выступаешь, ориентирована на европейский рынок?
- Да. Я слышал, что в России собираются строить какие-то трассы, но трудно сказать, соревнования какого уровня там будут проводиться. И что будут делать владельцы трасс до тех пор, пока к нам придет та же "Формула Renault" - непонятно. Конечно, жалко, что у нас не проводится никаких серьезных гонок. Я думаю, что даже этап серии "Формулы Renault" был бы интересен зрителям, не говоря уже о "Формуле-1".
- Когда, по-твоему, хотя бы приблизительно в России могли бы построить трассу для этапа "Формулы-1" и провести первый в истории Гран-При России?
- Сложно сказать. Насколько я понимаю, весь вопрос сейчас в том, когда же будет принято соответствующее решение Лужковым. А также когда будет достигнута договоренность с инвесторами и спонсорами этого проекта. Кроме того, сам процесс строительства трассы - также технически очень сложный, для этого необходимо привлечение европейских специалистов. Но их тоже еще надо как-то заинтересовать: у них же есть заказы и они не сидят без дела. В общем, это очень сложный и масштабный проект. В ближайшие года два я думаю, у нас точно не будет трассы "Формулы-1".
- В чем тут дело: в политике или просто нет экономической заинтересованности в проекте?
- Наверное, нет экономической заинтересованности. Многие люди, видимо, не понимают, какое значение имеет "Формула-1" в мировом масштабе - скажем, на те же рынки продаж автомобилей. Хотя, мне трудно объективно судить об экономическом аспекте. Но я знаю, что по всему миру строится очень много автодромов такого уровня - видимо, это говорит о том, что такие проекты экономически целесообразны. Неслучайно каждая из этих стран хочет провести у себя этап чемпионата мира "Формулы-1" и борется за это право. Значит, это должно быть выгодно. И, на мой взгляд, этап Гран-При в России - это будет очень интересным для всех сторон. В том числе, и для самой "Формулы-1".Другое дело, что специфика нашей страны в том, что люди, видимо, думают так: они построят этот автодром, заработают на этой стройке денег - и все. Дальше большой прибыли для себя они уже не видят и не ждут. То есть, им интересно только то, чтобы получить на этом проекте "быстрые деньги". У нас в стране есть какая-то односторонность подходов к таким вопросам, и я очень часто с ней сталкиваюсь.
Михаил Алешин. Досье
Родился 22.05.1987 в Москве. Мастер спорта международного класса. Профессиональный автогонщик с 2003 г.1996-2000: чемпионат России по картингу (3-кратный чемпион - в классах "Мини", "Ракет" и "ICA-J")2002: чемпионат Европы по картингу (бронзовый призер-2002) и чемпионат Скандинавии по картингу Viking Trophy (чемпион-2002)2001: "Формула-1600", чемпионат России2002: "Формула-3", чемпионат России2003: "Формула Renault 2,0", чемпионат Германии2004: "Формула Renault 2,0", серия Winter Trophy (Италия) (чемпион, команда "Лукойл Рэйсинг")2005: "Формула Renault 2,0", чемпионат Германии (вице-чемпион, команда "Лукойл Рэйсинг")2006-2008: мировая серия "Формула Renault 3.5" (команда Carlin Motorsport)