Другие, 22 сен 2008, 20:00

А. Котенков: "От Volvo Ocean – к Кубку Америки"

В понедельник, 22 сентября, в Москве состоялась пресс-конференция руководства Всероссийской федерации парусного спорта России. Президент федерации Александр Котенков впервые предстал перед журналистами после окончания летних Олимпийских игр-2008, итоги которых, по мнению некоторых спортивных чиновников страны, были расценены не иначе как провальными.
Читать в полной версии

Максим Алексеев

В понедельник, 22 сентября, в Москве состоялась пресс-конференция руководства Всероссийской федерации парусного спорта России. Президент федерации Александр Котенков впервые предстал перед журналистами после окончания летних Олимпийских игр-2008, итоги которых, по мнению некоторых спортивных чиновников страны, были расценены не иначе как провальными.

Как известно, российские спортсмены не смогли завоевать в Пекине ни одной медали в восьми олимпийских классах парусного спорта, представленных на Играх-2008. Возможно, именно поэтому число журналистов, почтивших вниманием пресс-конференцию ВФПС, было совсем уж небольшим. К слову, никто из тренеров или спортсменов, входящих в сборную России, перед журналистами на пресс-конференции не предстал.

После долгой вступительной части, посвященной обрисовке общей ситуации в мировом и российском парусном спорте, а также описанию роли этого вида спорта в социальной жизни населения стран, Александр Котенков плавно перешел к собственно подведению итогов выступления российской сборной по парусному спорту на Олимпиаде: "В прошлом году у нас было 12 призеров мировых и европейских чемпионатов. То есть, уровень наших спортсменов достаточно высок. Но возникает вопрос: почему же тогда не выиграли ни одной медали на Олимпиаде?".

Не скрывая собственного разочарования итогами Олимпиады, руководитель высказал собственную точку зрения на причины неудачного выступления. Первой из них, как оказалось, стала... неправильная система подготовки спортсменов к Играм-2008. "К сожалению, в то время как мы считали, что очень активно готовимся к Олимпиаде, мы по многим причинам отстали от мировой практики подготовки спортсменов. Весь мир давно перешел на клубную систему подготовки яхтсменов по типу футболистов. Это казарменный принцип: когда в течение всей недели спортсмены тренируются, и лишь один день им дается на общение с семьей. Но мы к этому еще не пришли. Мы считали, что вольная и самостоятельная подготовка дает результат - ведь у нас было около 40 медалей на международных турнирах за четыре года! Но на Олимпийских играх это уже не проходит. Думаю, что со следующего года мы перейдем к новой системе подготовки. Мы давно знали, что надо это делать, но проблема была в том, что у нас до сих пор не было собственной базы. А сейчас мы ее создаем. Думаю, она появится в следующем году на базе одного из яхт-клубов в ближнем Подмосковье", - отметил президент федерации.

В качестве двух других причин неудачного выступления в Пекине Александр Котенков назвал слабую конкуренцию в составе национальной сборной, а также "политический антироссийский заговор" со стороны судей. "Другой момент - массовость. Если те же китайцы проводят отбор в сборную из тысяч претендентов, то у нас, скажем, в классе Yngling - только два экипажа на всю страну! Ну и третья причина: Олимпиады все больше превращаются в политическую игру, нежели в спортивное мероприятие. Зачастую интересы политики превалируют перед интересами спорта. На прошлых Играх мы уже столкнулись с этим, когда дисквалифицировали экипаж Екатерины Скудиной. И в этом году повторилось то же самое! Думаю, отсутствие медали у Игоря Лисовенко - это эхо югоосетинского конфликта. Но господам из НАТО не нужны были русские на пъедестале. Игорь был единственным из наших спортсменов, кто побывал в лидерах по ходу гонки. Но стоило ему выйти на первое место, как к нему немедленно подлетела норвежская судья и - в условиях, когда этого совершенно нельзя было делать - оштрафовала его! В результате он финишировал лишь восьмым", - заявил Котенков.

Что касается другой надежды российской сборной - экипажа упомянутой Екатерины Скудиной - то президент ФВПЛ четко дал понять, что тот откровенно не оправдал надежд руководства: "Она ни в одной из гонок не поднималась выше четвертого места. Да и тот случай произошел лишь в самой первой гонке... К сожалению, в итоге мы остались без медалей. Но, повторю, политические факторы имели на Олимпиаде слишком большое влияние", - не скрывая огорчения, резюмировал Александр Котенков.

Но, обращая свой взгляд в будущее, глава ВФПС нашел и положительные события в российском парусном спорте. Так, он рассказал о подготовке к историческому старту экипажа российской команды во второй по значимости в мире парусного спорта регате - Volvo Ocean Race 2008-09. Последняя берет старт 6 октября в Испании и финиширует в июле в Санкт-Петербурге. "Это кругосветная гонка, которая проводится с 1973 года. Раньше она была известна как Withbread, а сейчас уже в шестой раз пройдет под названием Volvo Ocean. Гонка будет разбита на семь этапов, российская команда стартует на новейшей 21-метровой (70-футовой) лодке. Экипаж будет состоять из 12 (11 плюс 1) человек", - сказал Александр Котенков.

"Сам экипаж можно с натяжкой назвать российским. Там будут представители Голландии, Великобритании, Австрии... Но с этим и связаны наши определенные надежды - ведь наш экипаж укомплектован из лучших гонщиков мира. Что они покажут - сказать трудно. Учитывая, что мы впервые стартуем в этой гонке, мы не беремся прогнозировать свой результат. Тем не менее, я уверен, что это будет не худший результат. Нам надо начинать учиться. И начинать учиться с последних мест - не хотелось бы. И было бы, мягко говоря, безответственным формировать экипаж из людей, которые никогда в жизни не участвовали в таких гонках. Но на каждом из семи этапов экипаж будет частично меняться. Среди кандидатов на участие было шесть россиян, из которых затем осталось только три. Кто из них стартует на каком этапе - сказать пока не могу. И, поскольку наши спортсмены будут принимать участие в разных этапах нынешней гонки - думаю, что же на следующей гонке экипаж будет уже как минимум наполовину российским", - отметил президент ФВПС.

Заглядывая в еще более отдаленное будущее, руководитель поведал, что уже в 2014 году российская команда вполне может замахнуться и на более грандиозный проект: на старт в самой престижной регате мира - Кубок Америки. "Мы пытались замахнуться на это еще два цикла назад, но когда проанализировали всю финансовую ситуацию, то поняли: что сможем разве что построить лодку, и на этом все закончится - поскольку средний бюджет синдикатов, участвующих в регате, составляет порядка 250 млн. евро", - сообщил Александр Котенков. - "Вложить такие деньги в спортивное мероприятие даже для менталитета российского олигарха - это очень сложно. Но вся беда - в абсолютном непонимании того, что такое Кубок Америки. Эта самая престижная в мире гонка раньше проводилась раз в четыре года, а теперь будет проводиться раз в три года. Но, скажем, за четыре года работы синдиката эти деньги не просто возвращаются на рекламе, но и приносят двукратную прибыль. У нас этого пока не понимают: это не столько спортивное, сколько коммерческое мероприятие. Потому что все, что связано с проведением Кубка Америки - транслируется на весь мир. Пока мы не научимся работать так, как работают другие синдикаты, участвующие в Кубке Америки, ввязываться в это дело нецелесообразно".

"Но у нас уже есть серьезные заявки на то, что уже в ближайшее время мы примем участие в этой регате. Участие в нынешней "кругосветке" Volvo Ocean, я считаю, это один из этапов подготовки к старту в Кубке Америки. Я думаю, что объединение нескольких наших сильнейших экипажей, которые, как правило, представляют определенные финансовые круги, может позволить нам принять участие в Кубке Америки. Может быть, и не в следующем цикле, но уже через один цикл - то есть, в 2014 году. Но сначала давайте завершим хотя бы Volvo Ocean. Вот встретим команды в июле в Петербурге и спросим: ну как ребята, готовы к Кубку Америки?" - заключил президент ВФПС.

Главное