За рулем
Total Football, ноябрь 2007г.
Гус Хиддинк решил остаться в России до 2010 года. Это не то чтобы окрыляет, но уж точно бодрит: не всякий иностранец, узнав поближе нашу Родину-мать, находит в себе силы не махнуть на нее рукой. Хиддинк нашел.
После сентябрьской игры с англичанами в Лондоне наша команда занимала в отборочной группе 3-е место, отставая от лидера - хорватов - на 5 очков. Сборной России удалось набрать на тот момент 66,7 процента очков от максимума. Вы не поверите, но в предыдущем нашем отборе - на ЧМ-2006 - за три игры до финиша сборная Ярцева-Семина также занимала в группе третье место, отставала от лидера - португальцев - на 5 очков, набрав при этом... правильно, 66,7 процента от общего их количества. И ни на какой ЧМ-2006 в итоге, разумеется, не попала.
Вспоминается реклама про два моющих средства, которые моют одинаково, но стоят по-разному. Рачительные домохозяйки, понятно, выбирают дешевое. Мы сосредоточились на дорогом. Новорусская щедрость? Заблуждение? Гипнотический транс?
На эти вопросы не может быть абстрактных ответов. Ясно только, что с приходом Хиддинка сборная изменилась. В какую сторону? Судить вам. А наша задача - подвести промежуточные итоги работы голландца.
Прощайте, "скалистые горы"
В мире не существует тренеров, дублирующих кадровые предпочтения предшественников. Точнее, такие тренеры быстро теряют работу. Хиддинк, напротив, быстро ее находит. Поэтому ничуть не удивительно, что в Россию он пришел со своими критериями оценки игроков.
Результатом стала серьезная чистка. В национальную команду перестали получать приглашения настоящие зубры, любимцы фанатов и прессы, люди с такой большой харизмой, что ее тень подчас делала их менее заметными на футбольном поле. Титов, Хохлов, Смертин, Гусев, Евсеев, Кириченко, Каряка - осколки старой гвардии, кони, не портящие борозды. Кого-то из них просто не выбрали, другие сами прыгнули за борт, уловив настроение нового капитана.
Логичнее всего усмотреть в решительности Хиддинка возрастные напевы. Но, во-первых, Каряка, Гусев, Кириченко, Евсеев далеко не ветошь, а последний при великорусском неурожае защитников так и вовсе дефицитный товар. Во-вторых, вместе с зубрами "отвалились" такие персонажи, как Измайлов, Алдонин, Булыкин, Сенников, Бугаев. Возможно, на время. Но кто скажет, что не по делу?
Смотрите, кто пришел
Начать, при всем уважении к юной поросли, стоит с Зырянова. Можно вручить медаль за прозорливость не только Хиддинку, но и Дику Адвокату с Константином Сарсанией, подаривших Зырянову в "Зените" большую известность и признание. А можно не вручать - сути это не изменит. Сборная получила умного, тонкого трудоголика, щедрого на передачи и самопожертвование. Пикантности картине добавляет то, что в напарниках у Зырянова теперь чаще всего его торпедовский друг Семшов, только при Хиддинке превратившийся, наконец, в полноценную фигуру на доске.
К селекционным деяниям голландского гуру следует отнести также регулярные вызовы Саенко и Будянского. Со вторым пока ничегошеньки не ясно, кроме того, что он перспективен. А "немец" из Нюрнберга хорош, чертяка. Даже несмотря на то, что Хиддинк использует этого форварда как правого хавбека. Собственно, на фоне другого правого хавбека - спартаковца Быстрова - Саенко и хорош, что само по себе является мощной характеристикой.
На полпути между небом и землей застряли пока другие протеже голландца: Шунин, Торбинский, Погребняк, Шишкин, Воробьев, Ребко. Ясно, что нашего тренера в хорошем смысле тянет на молодых, но чтобы самостоятельно откопать в России что-то стоящее, нужно бороздить наши просторы 25 часов в сутки, не гнушаясь Зауралья и дублей. Хиддинк для этого слишком любит Shirah и капучино. Да и бриллианты, найди он их все-таки, были бы, скорее всего, неограненными либо мутноватыми.
Арсенал командарма
Тактикой Хиддинк Россию не потряс. Впрочем, никто и не ожидал, что голландец изобретет в наших весях что-нибудь теоретически фундаментальное либо оживит, скажем, великое "дубль-ве". Набор опций в данной области сформирован давно и другими людьми. Более того, голландец не мог использовать его целиком. Потому хотя бы, что имеет в защите трех армейцев - и всех остальных. Добавь им четвертого - получится нечто малопредсказуемое, убери одного из них - малосыгранное.
Основной схемой сборной России в связи с вышеизложенным стала модель с тремя защитниками, примыкающими к ним по ситуации хавбеками и симпатичным импровизационным винегретом впереди. Теперь наша игра выглядит, пожалуй, чуть живее, чем прежде. Другие отличия найти сложно. Однако Хиддинк и не пытался менять то, что он изначально не мог изменить. И достал из рукава другие козыри.
Во-первых, он пожелал предстать в глазах болельщиков и прессы женой Цезаря, которая, как известно, вне подозрений. Теперь все знают: как бы ни играла сборная и кто бы в ней ни играл, обуславливается это исключительно вкусом Главного. Что многие предпочитают называть вкусовщиной. Однако никто не уже не говорит о закулисных корпоративных симпатиях или коррумпированности.
Во-вторых, Хиддинк имеет еще один довесок к своим тактическим воззрениям - смелость. Его прошлое не связано с российским футболом, он никому ничего не должен, не боится показаться смешным или непонятым. И потому горазд на риск или даже на блеф, как это было в Македонии и отчасти в Хорватии. В обоих случаях результат нас устроил. И мы начали замечать: играют в нашей сборной не только футболисты, но и тренер, который утверждает, что все лучшее у нас впереди. Чем, кстати, почти не отличается от предшественников.
"Всем и каждому скажу - я секретов не держу"
Отношения Хиддинка с прессой выстроены по лучшим европейским образцам. Среди журналистов у него есть любимчики, которым он может лично перезвонить, отправить SMS или удостоить персональной аудиенции под капучино. Но и остальным голландец в общении не отказывает. Не жалует он единственную категорию собеседников - пьяных. Однажды автор стал свидетелем того, с каким убийственным безразличием Хиддинк прошел сквозь корреспондента "на синем коне", домогавшегося тренерского внимания.
Гус не требует от помощников ежеутренних дайджестов всего, что написано о нем, любимом, однако за ситуацией следит. Однажды ему понадобилось слегка осадить Виталия Мутко, рвавшегося по-комиссарски вдохновить сборную в раздевалке - и голландец задействовал определенный механизм для того, чтобы его недовольство появилось в газетах. В другой раз Хиддинк прижучил через прессу Анатолия Бышовца, козырявшего несуществующей беседой с главным тренером сборной. Говорят, произошло это не без подсказки Александра Бородюка, чьи отношения с Бышовцем трудно назвать идиллическими.
Финальный мазок: никого из журналистов - в том числе и европейских - Хиддинк не пускает к себе домой. Многократные попытки живописать его в халате и чепчике закончились ничем. Максимум, чего удостоились особо настырные, - приглашения на полуофициальные мероприятия в Голландии с участием членов хиддинковской семьи.
Гус и окружающая среда
Об иностранцах в нашей стране снимают фильмы и пишут книги. Проникновение Хиддинка в Россию тоже не могло быть рядовым. Полной диффузии пока не наступило, но притирка налицо. А начиналось все, утверждают, с первого же матча голландца против Латвии в Санкт-Петербурге, когда президент РФС уведомил его: предстоит визит к губернатору.
- Да мне, собственно, ни к чему, - констатировал Хиддинк. - Может, вам это нужно?- М-м... Ну-у... В общем, да, - признал Виталий Леонтьевич.- Так вы и идите! - искренне посоветовал Хиддинк.
Любопытна история с санаторием "Зеленая Роща" в Сочи, который откопал для осеннего пребывания сборной в 2006 году функционер с таинственными полномочиями Йоп Алберда. В этот приятный и в чем-то даже пафосный по российским меркам пункт отдыха, возлюбленный в свое время "Спартаком" и Олегом Романцевым, Алберда приехал на экскурсию - посмотреть дачу Сталина, где есть кабинет вождя, его трубка, табак "Герцеговина Флор" и где генералиссимус бывал лишь однажды. Милейший замдиректора санатория Владимир Шишкин встретил гостя радушно, как он умеет. Итог - "Зеленая Роща" была рекомендована сборной.
После заселения, однако, Хиддинк моментально перебросил команду в шикарный "Рэдиссон". Игроки говорили - из-за неправильных кроватей и вермишели вместо спагетти. Существует и другая версия. Ржавой водой, как в "Бору", Хиддинка в сочинском душе не окатило, но за туалетной бумагой, говорят, тянуться ему пришлось дальше, чем позволяли возможности. Окончательно же добил голландца поход в бар, за капучино. Не успел Хиддинк сделать глоток, как к нему подрулил отдыхающий в "трениках" с пузырями на коленях и предложил "залудить во славу русского футбола". Тренер тут же дал команду "по коням".
Что дальше?
Выводы в данном случае делать просто. Сборную России сейчас возглавляет абсолютно нормальный человек, профессионализм которого проверен и подтвержден высочайшими и авторитетнейшими футбольными лабораториями. У него еще нет достаточного контакта с российскими тренерами, но он будет, когда те поймут: Хиддинк им не враг, а они ему по большому счету не конкуренты. Голландец все время тормошит РФС, не стесняясь говорить на каждом углу об отсутствии у этой организации своего офиса, стадионов в стране и базы у сборной. Он лоялен к молодой тренерской поросли, которая часто смотрит ему в рот, интеллигентен и прогрессивен в европейском смысле этого слова. Он любит деньги, как их и должен любить уважающий себя профи. Он независим для верхов и не панибратствует с низами.
Наконец, не только Хиддинк дает нам что-то, но и мы ему! Гус - не заржавевший еще, любопытный дядька, оказавшийся перед (лучше Высоцкого не скажешь) "вечною загадкой, великою и сказочной, солоно-горько-кисло-сладкою, васильковой, родниковою, ржаною" страной. Он пробует нас на зуб, мнет в руках молодую глину российского футбола, вживляет в него новые методики, как вживлял Петр Первый голландский опыт в наше флотское дело. Для немолодого уже человека такая возможность безгранично рулить за хорошие деньги - то, что нужно.
В общем, роману Хиддинка с Россией рано заканчиваться. Поживем еще друг с другом - а там посмотрим.