Первый без Шумахера (итоги сезона-2007)
Зуфар Ризаев
Вот и подошел к концу сезон 2007 года. Он останется в памяти, как сезон, когда появился Хэмильтон, когда за первое место боролось сразу три пилота, а последняя гонка стала, безусловно, его украшением.
Кроме красивой борьбы на трассе мы увидели множество различных скандалов. Началось все с начала сезона, когда Spyker обвинил некоторые команды в использовании клиентских шасси, потом шпионский скандал McLaren и лишение всех очков команды. Закончилось все в это воскресенье, когда McLaren подал апелляцию на итоговый результат "гран-при Бразилии", пытаясь добиться дисквалификации пилотов BMW и Williams из-за температуры бензина. В итоге эти скандалы, конечно, не повысили престиж гонок, а снятие всех очков с McLaren в середине чемпионата лишило нас увлекательнейшей борьбы за Кубок Конструкторов. Если бы не было этого основного наказания, то с учетом лишения очков команды McLaren в "Гран-При Венгрии", Ferrari в итоге опередила бы английскую команду всего на одно очко!
При такой потрясающей развязке сезона, чемпионат получился отчасти предсказуемым. Перед любой гонкой можно было точно сказать, что на подиуме окажутся представители Ferrari и McLaren, если, конечно, не будет дождя. Хайдфельд, Вюрц, Уэббер и Ковалайнен по одному разу поднимались на подиум в тех случаях, когда шел дождь. И только один подиум, в Венгрии, заработал Ник Хайдфельд при сухой погоде. Во все остальных гонках на пьедестале почета были только представители Ferrari и McLaren. Во "втором" эшелоне также все результаты были предсказуемы. После лидеров шли BMW и Renault. Чаще других четвертым, используя ошибки лидеров, приезжал Хайдфельд. В итоге он досрочно занял пятое место. Зачастую после квалификации уже можно было угадать победителя. Лишь однажды мы с вами были свидетелями борьбы за первое место на последних кругах, но это произошло во время дождевой гонки в Германии. С начала сезона в лидеры вышла McLaren, но затем разлады внутри команды, "шпионский скандал" и наложенный штраф привели команду к кризису, с которым Рон Деннис, очевидно, не справился.
Льюис Хэмильтон, дебютировав в этом сезоне, стал настоящим открытием всего чемпионата. С первой гонки он поразил общественность и постепенно стал не только любимчиком Денниса, но и лидером чемпионата. Всю первую половину его преследовало необыкновенное везение, за счет которого он сумел завоевать девять подиумов подряд, но, как это часто бывает, удача отвернулась от него в последних двух гонках, самых решающих. Мастерство пилотажа, которое он демонстрировал в начале сезона, превратилось в детские ошибки, которые он совершил в последних гонках, пытаясь обогнать, когда можно было сбавить обороты, и рискуя там, где можно и нужно было обуздать амбиции и пропустить соперников вперед. Оказалось, что рано Хэмильтону давали многообещающие авансы и заранее вручали ему чемпионскую корону. В итоге сказка для английских болельщиков о том, что английский дебютант сможет в английской команде сходу завоевать чемпионство, так и осталась несбыточной мечтой болельщиков.
Кими Райкконен после победы в первой гонке несколько ушел в тень. В начале сезона он был одним из самых критикуемых пилотов. Считалось, что с такой зарплатой, которая составляет, по слухам, 50 млн. долларов в год, он должен был показывать более впечатляющие результаты. После "Гран-При США" на счету Кими было только 32 очка, при том, что у лидера Хэмильтона было 58, а его напарника по команде Фелипе Масса - 39 очков. Однако руководитель команды Ferrari Жан Тодт, несмотря на все слухи, продолжал считать первым пилотом именно Кими, а не Фелипе. Справедливости ради стоит отметить, что бразилец откровенно не тянет на позицию первого пилота лучшей команды чемпионата, чередуя отличные гонки с откровенными провалами. Финн, получив "карт бланш" от руководства команды, а также веря в то, что McLaren Хэмильтона когда-нибудь забарахлит, в последних семи гонках набрал 58 очков и в итоге стал чемпионом.
Перед началом сезона основным фаворитом считался Фернандо Алонсо, но он так и не смог себя свободно почувствовать в McLaren. При сильном напарнике по команде Фернандо так и не смог адаптироваться и стать своим в McLaren. Рон Деннис полуофициально показывал, что делает ставку на молодого англичанина, чем ухудшил и так непростую атмосферу в команде, а также в итоге потерял чемпионство, потому что, как оказалось, Льюис не был морально готов к нему. Самый большой скандал произошел в Венгрии, когда Фернандо во время квалификации заблокировал болид Льюиса, а Хэмильтон и Деннис развили скандал, что привело к потере Алонсо нескольких мест на стартовой решетке и потере очков в этой гонке. Возможно, именно их не хватило Алонсо для победы в чемпионате!
Конечно же, Рон Деннис не говорил официально, что Хэмильтон является первым пилотом команды, но постоянные заявления Алонсо, что его зажимают в McLaren, а также выражение лица Денниса при вылете Хэмильтона в Китае в сравнении с тем же выражением при вылете Алонсо в Японии, сказали больше, чем множество интервью.
К чему привела эта внутренняя борьба в McLaren, вы прекрасно знаете. На подиуме в Бразилии Алонсо искренне улыбался, ведь для него уже было важнее, чтобы титул не достался Хэмильтону, чем достался в итоге самому испанцу.
К главным разочарованиям прошедшего сезона я отнесу выступление Renault, Honda и Toyota. Французская команда не справилась с отсутствием Фернандо Алонсо и переходом на шины Bridgestone. Хейкки Ковалайнен провел очень хороший дебютный сезон, но ему не повезло, что машина была не столь быстра, да и в сравнении с Льюисом Хэмильтоном молодой финн, конечно, проигрывал. Тем не менее, на фоне своего напарника по команде Джанкарло Физикелла Ковалайнен просто блистал. Honda и Toyota откровенно провалили сезон. Прошлогодний успех Honda пришлось забыть. Пилоты Honda с трудом набрали шесть очков. Toyota в очередной раз сделала ставку на Ральфа Шумахера и в очередной раз ставка на немецкого пилота не оправдала себя. Вообще, сезон показал, что времена Култхарда, Физикелла, Баррикелло, Вурца, Шумахера подходит к концу и впереди нас ждет эра Ковалайнена, Кубицы, Росберга и, возможно, Феттеля.
Отмечу еще некоторые события, которыми запомнился прошедший сезон. Страшная авария Кубицы в Канаде показала, за что пилоты "Формулы-1" получают свои гонорары. К тому же стало понятно, что "Формула-1" сейчас является достаточно безопасным видом спорта, что не может не радовать.
Еще мне сезон запомнился, как это ни странно, шестью кругами лидирования Марка Винкельхока, пилота Spyker, который проводил единственную гонку в карьере и за счет дождя умудрился выйти на первое место, стартовав с пит-лейна. Жаль, что его счастье длилось недолго.
Квалификация в Венгрии, пожалуй, прошла интереснее, чем сама гонка. Ведь там помимо поступка Алонсо был болид Фелипе Масса, вышедший на трассу без бензина.Еще стоит выделить различные интервью и фразы, которые журналисты выдирали из контекста и тем самым создавали, помимо ажиотажа и интереса к гонкам, головную боль гонщикам.
Что нас ждет в новом году? Во-первых, возможно, появится новая команда. Может быть, ей станет команда Prodrive владельца Дэвида Ричардса, но у нее есть проблемы с клиентскими шасси, и поэтому есть большая вероятность, что на следующий сезон мы ее все же не увидим. Spyker сменит название и будет называться Force India. Правда, участие Force India и Toro Rosso также под вопросом из-за тех же самых клиентских шасси. 24 октября этого года должна решиться участь всех трех команд.Кроме того, что Ральф Шумахер уходит из Toyota, никаких серьезных трансферных новостей пока нет. Все ждут, как поступит Алонсо. Он хочет покинуть McLaren, но у него есть действующий контракт на следующий сезон, и его будущее выглядит наиболее туманным. Другие команды не спешат находить новых пилотов, так как надеются, что Алонсо достанется в итоге именно им. Рон Деннис дал две недели Фернандо, чтобы тот определился со своим будущим. В общем, остается ждать начало следующего сезона, в котором нас ждут две новые трассы в Сингапуре и в Валенсии.
Итоговая классификация:
Чемпионат пилотов
1. Кими Райкконен (Ferrari) - 110 очков2. Льюис Хэмильтон (Mclaren Mercedes) - 1093. Фернандо Алонсо (Mclaren Mercedes) - 1094. Фелипе Масса (Ferrari) - 945. Ник Хайдфельд (BMW Sauber) - 616. Роберт Кубица (BMW Sauber) - 397. Хейкки Ковалайнен (Renault) - 308. Джанкарло Физикелла (Renault) - 219. Нико Росберг (Williams) - 2010. Дэвид Култхард (Red Bull) - 1411. Александр Вурц (Williams) - 1312. Марк Уэббер (Red Bull) - 10 13. Ярно Трулли (Toyota) - 814. Себастьян Феттель (Toro Rosso) - 615. Дженсон Баттон (Honda) - 6 16. Ральф Шумахер (Toyota) - 517. Такума Сато (Super Aguri) - 4 18. Витантонио Лиуцци (Toro Rosso) - 319. Адриан Сутиль (Spyker F1) - 1
Кубок Конструкторов
1. Ferrari - 2042. BMW Sauber - 1013. Renault - 514. Williams - 335. Red Bull - 24 6. Toyota - 137. Toro Rosso - 88. Honda - 6 9. Super Aguri - 4 10. Spyker F1 - 111. Mclaren Mercedes - 0