Теннис, 20 авг 2007, 15:50

Давыденко обречен?

ATP продолжает расследование всех обстоятельств матча первого круга турнира в Сопоте, в котором Николай Давыденко уступил аргентинцу Мартину Вассалло Аргуэльо. Напомним, что на этот матч было сделано подозрительно много ставок, причем большинство игроков поставили на то, что Давыденко проиграет, хотя посеян он был под первым номером, а Аргуэльо, идущий в конце сотни сильнейших теннисистов мира, разумеется, в число сеянных не попал.
Читать в полной версии

Марк Беляев

ATP продолжает расследование всех обстоятельств матча первого круга турнира в Сопоте, в котором Николай Давыденко уступил аргентинцу Мартину Вассалло Аргуэльо. Напомним, что на этот матч было сделано подозрительно много ставок, причем большинство игроков поставили на то, что Давыденко проиграет, хотя посеян он был под первым номером, а Аргуэльо, идущий в конце сотни сильнейших теннисистов мира, разумеется, в число сеянных не попал. Более того, даже после выигранного Николаем первого сета расклад не изменился. Ставки были сделаны на бирже Betfair, которая и подняла панику. 

Со стороны российского теннисиста оправданий не последовало. Точнее, его агент Экхар Оэмс заявил, что Давыденко ни к каким договорным играм не причастен, а глава Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев выступил в защиту теннисиста, однако слова и Тарпищева, и Оэмса не звучали убедительно, так как что же еще они могли говорить в сложившейся ситуации? А Давыденко своим молчанием создавал им невыгодный фон, так как, разумеется, в первую очередь ждали каких-то заявлений от него лично.

А Давыденко молчал и ловил рыбу, и казалось, что он старается отсидеться, чтобы скандал утих сам собой. Первые заявления от него последовали лишь спустя неделю после того злополучного матча. Давыденко говорил,  что "проводит около 30 турниров в год" и что "в прошлом году 10 раз проигрывал в первом круге, а иногда получал травмы и снимался с матчей" и что это "вовсе не означает, что он сдавал игры". И непонятно было, почему Давыденко ждал целую неделю для того, чтобы сказать такие очевидные слова. Такое ощущение, что Николай специально взял паузу, чтобы высказаться обдуманно, однако получился в итоге пшик.

В общем, российский теннисист вел себя крайне нерешительно, и ATP, ведомая новым руководителем Этьеном де Вильерсом, рванула в атаку. И дело тут не в том, что Давыденко действительно может быть виновен и эту вину непременно надо наказать, а дело в личности самого де Вильерса. Он сравнительно недавно занял пост руководителя мужского тенниса и всеми силами стремится добиться популярности и доказать, что при нем "все будет по-другому". Именно он был сторонником капитального изменения календаря Тура, именно он намерен серьезно реформировать серию Masters (самую престижную в Туре), это он был главным ревнителем введения группового этапа на турнирах ATP и отменил этот формат только после скандала, разгоревшегося в Лас-Вегасе. В общем, де Вильерс любит такие ситуации, когда он может проявить себя во всей красе. А "букмекерское дело Давыденко" – как раз одно из таких.

Руководитель ATP-Tour не упускает ни единой возможности для высказываний. Фактически со стороны руководства  ATP выступает только он и только он комментирует ход расследования. Стремясь создать как можно больший ажиотаж вокруг "дела Давыденко", де Вильерс  предпринимает достаточно нестандартные шаги. Например, в выходные он обратился к руководству BHA (Британская ассоциация конного спорта) с просьбой помочь в расследовании. Аргументировал свою просьбу он тем, что у конноспортивной ассоциации есть огромный опыт расследования подобных дел, так что их помощь будет неоценима. Таким образом де Вильерс убил сразу двух зайцев: с одной стороны, он привлек к делу внимание общественности, а с другой, продемонстрировал серьезность своих намерений.

Шаг в целом выглядит логичным, однако, судя по всему, де Вильерса не интересует результат расследования. Ему нужна шумиха вокруг этого, в общем-то, достаточно ничтожного дела. И ему выгоднее, чтобы Давыденко оказался виновным, так как в этом случае шумиха будет еще больше – можно будет организовать суд, затем обсудить наказание, затем рассмотреть апелляцию и так далее.

На самом же деле ситуация вовсе не так страшна, как ее пытается изобразить глава АТР. Некая биржа ставок подозревает теннисиста в том, что он сдал матч. Ну и что? Почему надо как-то прислушиваться к ее мнению? Разве Betfair – настолько известная фирма, что ее слово имеет большой вес? Нет.  К примеру, мировые агентства не ссылаются на котировки этой фирмы, когда ведут речь о фаворитах крупных турниров. Разве обстоятельства дела настолько подозрительны, что нет другого выхода, кроме как  начать расследование? Тоже нет. Давыденко в этом сезоне вообще играет крайне неудачно и в первом круге проигрывал не раз, и поражение от аргентинца Аргуэльо мало чем отличается от других проигрышей. Да и странных ставок на свете полно, особенно в Интернете (а Betfair – это именно онлайновая биржа). Есть какие-то сведения о том, что Давыденко вступил в сговор с Аргуэльо или кем-то иным, заинтересованном в поражении Николая? Тоже нет, во всяком случае, ни де Вильерс, ни представители Betfair об этом не говорят.  Так в чем же дело?

А дело в том, что де Вильерсу нужен громкий процесс. Тему допинга АТР уже отработала полностью, и еще один скандал на этой почве никого бы не заинтересовал, а вот договорные матчи – это свежее веяние. И де Вильерс готов закрыть глаза на все странности и несостыковки. А ведь  странно, правда, что в центре скандала в российском спорте вновь оказывается Betfair? Напомним, что сравнительно недавно эта биржа аннулировала ставки на  матч чемпионата России между "Лучом" и "Томью", и тогда тоже шла речь о том, что подозрительно многие поставили на эту встречу.

Конечно, Давыденко запросто может быть и оправдан. Де Вильерс заинтересован в его виновности, но вряд ли он пойдет на подтасовки. Но в чем можно не сомневаться, так это в том, что он сделает все, чтобы скандал был громким. А это значит, что репутация Давыденко практически при любом исходе будет погублена.

Главное