Ждет ли максималиста Валерия Куличенко судебное разбирательство?
Заявление тренера и спортсмена последовало аккурат в разгар событий на первенстве континента. В своем интервью Агентству спортивной информации «Весь спорт» Анатолий Чернобай заметил, согласно вышеупомянутому документу, утвержденному президиумом ВФЛА, в 2006 году должен соблюдаться принцип отбора по формуле «1+2». То есть, в сборную команду России на чемпионат Европы будут, в частности, рекомендованы спортсмены, занявшие первые места на летнем чемпионате России в Туле 10-15 июня в каждом виде программы.
Как сказал Чернобай Агентству спортивной информации «Весь спорт», после победы Павлова в российском первенстве они были уверены, что путевка в Гетеборг у Игоря в кармане. «Однако за несколько дней до утверждения состава сборной из разговора с Куличенко мы узнали, что Игоря Павлова в списках нет, - продолжает комментировать тренер. - Куличенко мотивировал свое решение спортивной формой Павлова, что выглядит некорректно и с юридической, и с фактической точек зрения. Действительно, я не скрываю, Игорь не очень хорошо выступил на Кубке Европы в Малаге. Но только по причине болезни. Честно говоря, мы до сих пор находимся в шоке от такого обращения с неоднократным чемпионом России, чемпионом мира, занявшим на Олимпиаде в Афинах четвертое место».
Согласно заявлению Чернобая, не исключено, что они с Павловым подадут в суд на Валерия Куличенко. Причем, по словам Анатолия Федоровича, они уже заручились поддержкой некоторых ответственных лиц в Московской федерации легкой атлетики, в частности, старшего тренера сборной Москвы Натальи Ивановой. «Другое дело, что подавать в суд, заниматься разного рода юридической казуистикой – совсем не наша работа. Здесь мы надеемся на помощь квалифицированных людей. Просто хотим добиться справедливости», - подчеркнул Чернобай.
Подобное заявление Куличенко воспринял довольно спокойно. «Вот только не надо говорить, что я, не взяв Павлова в Гетеборг, нарушил «Критерии Всероссийской федерации легкой атлетики по отбору и формированию сборной команды России по легкой атлетике для участия в официальных международных соревнованиях в сезоне 2006 года». Там черным по белому написано, что окончательными критериями для включения или невключения спортсмена в состав делегации являются: первое – здоровье спортсмена, второе – сохранение спортсменом спортивной формы, и третье – квота, выделяемая Росспортом на команду. Так вот, Павлов, во-первых, заболел, о чем мне сообщил как раз Чернобай, а во-вторых, начал регрессировать. На чемпионате России он победил с результатом 5,55 м, а затем на Кубке Европы прыгнул только 5,45 м. Мы до последнего надеялись, что Павлов проявит себя, сделали ему исключение – дали еще один шанс попасть в команду, разрешили выступить на мемориале Куца за несколько дней до выезда в Гетеборг. Но Павлов просто не вышел на старт. А команда у меня не резиновая, чтобы возить туристов. Решение не включать Павлова в сборную, кстати, поддержал не только тренерский совет, но и утвердил президиум ВФЛА во главе с президентом. Так что я уверен в своей правоте. И, если потребуется, докажу ее в суде».
Отодвинем пока на второй план высказывания на счет суда и обратимся к результатам Игоря Павлова, которые, в первую очередь, и являются главным показателем роста его мастерства. Лучшим результатом шестовика в карьере является прыжок на 5 метров 90 сантиметров (показан на чемпионате Европы в помещении в Мадриде в 2005 году, с ним он стал чемпионом мира). И именно 5,90 в этом сезоне является лучшим европейским результатом (его показал немец Тим Лобингер 10 июня в Кельне), но под открытым небом.
Мы пока не говорим о том, что почти никому из ныне выступающих атлетов не удавалось приблизиться не то что к рекорду Сергея Бубки (6,14), но и даже к рекорду чемпионатов Европы (6,00) в исполнении Радиона Гатауллина, установленного им в Хельсинки 11 августа 1994 года. Не те мерки, они слишком завышены для нынешнего мужского шеста. И покоряются только единицам. Выяснять причину – не наша задача. Вернемся к результатам Павлова.
Если сравнивать сезоны 2005 и 2006, то тут нельзя не согласиться с Валерием Георгиевичем: регресс очевиден. В 2005-м году атлет стабильно показывал прыжки за 5,65-5,80 в помещении и в пределах 5,70 под открытым небом. Причем, еще раз подчеркнем, именно в 2005-м Павлов показал свой лучший личный результат - 5,90. Регресс начался, скорее всего, после чемпионата мира в Хельсинки (август 2005), где россиянин был только четвертым. Не спорим, самое обидное место, которое можно занять. Причем, завоевавшему в Финляндии «бронзу» Павлу Герасимову Игорь Павлов уступил по попыткам. Но высота!!! 5,65! После этого старта, выше, чем 5,63 в официальных стартах Павлов не прыгал!
Максимальный результат года нынешнего показан Павловым на чемпионате России в помещениях (5,60), где победил Дмитрий Стародубцев (5,65). И снова регресс: после этого финала выше, чем 5,60 (в официальных стартах) Павлов не прыгал. Согласитесь, если руководствоваться только цифрами, то главный тренер легкоатлетической сборной России прав на все сто.
С человеческой точки зрения… Сложно сказать. Да, возможно Павлову стоило дать шанс проявить себя в Гетеборге. Уж хуже, чем Дмитрий Стародубцев, он бы точно не выступил. Напомним, Стародубцев не сумел пройти квалификацию, взяв лишь 5,45. С аналогичным результатом завершил квалификационные соревнования и Сергей Кучеряну, но в финал «прополз», благодаря тому, что преодолел этот рубеж с первого захода, то есть «обогнав» Стародубцева по попыткам.
Возможно, проблема Павлова психологическая. Но и она, равно как и недостаточная спортивная форма, способна оказывать негативное влияние на результаты. И, возможно, что именно проблема с психологией стоит на первом месте в списке проблем мужской сборной России по прыжкам с шестом, которая добивается лишь локальных успехов, да и то, периодически. Согласитесь, эту проблему стоит решать уж точно не через суд… Да, он, конечно, дело показательное. Как говорится, скандал в Париже равносилен успеху. Но нужен ли будет такой успех мужским прыжкам с шестом в России, вне зависимости от того, кто станет триумфатором судебных разбирательств (если они все-таки начнутся). Ведь пользы спортивным результатам это не принесет.
Да, не спорим, для Куличенко обидно, что тренер и спортсмен собираются с ним судиться. «Я несу ответственность за выступление команды, досконально знаю обо всех процессах, которые происходят во всех дисциплинах, о всех событиях в жизни каждого спортсмена – и способен адекватно оценить готовность и перспективы (как краткосрочные, так и среднесрочные) всех. И результаты выступления российской команды на последних турнирах – в том числе на чемпионате Европы в Гетеборге – доказывают это. Я буквально сгораю на работе. А тут на меня подают в суд!.. А ведь я не железный! Я ведь могу обидеться – и уйти», - сказал Куличенко.
Валерий Георгиевич, обида – дело последнее. Легче всего сказать: «Ты мне больше не подружка, ты мне больше не дружок…» (ну и так далее из детского стишка), а по-взрослому разобраться в ситуации? Все-таки не последние люди в стране. Главное, чтобы «разборки» корректными получились. А то ведь и некорректность в словах, порой, проскальзывает. Чего только стоят слова Куличенко в отношении завоевавших «серебро» и «бронзу» чемпионата Европы на дистанции 400 метров Татьяны Вешкуровой и Ольги Зайцевой. Цитируем его высказывание в интервью Агентству спортивной информации «Весь спорт» дословно: «Зайцева и Вешкурова были готовы на золотую медаль. Но, кроме того, что они спортсменки, они еще и обычные женщины. А у женщин раз в месяц возникают неблагоприятные дни. Финальный забег у них как раз и пришелся на один из этих дней». Интересные слова, потому что в свете того, что к середине шестого дня чемпионата Европы женская часть сборной России завоевала 6 золотых, 6 серебряных и 6 бронзовых медалей национальной команды против 1 золотой, 3 серебряных и 2 бронзовых в исполнении мужской части нашей национальной команды, получается, что мужчины в большинстве своем вообще не вылезают из этих «неблагоприятных дней».
Но это было отступление от темы. Если вернуться в заключении все-таки к ней, то стоит предположить, что окончательно ситуация прояснится лишь по возвращении сборной России из Швеции. Возможно, что судебного разбирательства не будет вообще. Уж больно силен авторитет Куличенко. Поговорят, поговорят и все затихнет. Да и потом: дрязги на почве поехал-не поехал вряд ли изменят что-то для Павлова, который уже НЕ участвует в чемпионате Европы в Гетеборге. Другое дело, что в причинах регрессии в некоторых видах легкой атлетики (и не только в прыжках с шестом у мужчин) все-таки стоит разобраться. И желательно не с помощью прокурора и адвокатов…