Другие, 18 авг 2006, 17:58

"Великая Калмыкия-2006 – Золотой Лотос". Ралли-рейды как спорт, как бизнес, как образ жизни

Сегодня нашим собеседником стал Борис Букатов — участник и призёр прошлогодней гонки, член гоночной команды по ралли-рейдам "АМК ФСО России", которая совместно с Федерацией автомобильного спорта Калмыкии организует ралли-рейд "Великая Калмыкия-2006".
Читать в полной версии
Сегодня нашим собеседником стал Борис Букатов — участник и призёр прошлогодней гонки, член гоночной команды по ралли-рейдам "АМК ФСО России", которая совместно с Федерацией автомобильного спорта Калмыкии организует ралли-рейд "Великая Калмыкия-2006".

Борис Олегович, сколько гонок в Калмыкии на вашем счету?

Уже вторая будет. Ну, вы наверняка знаете, что соревнование Калмыкии — это одни из этапов Чемпионата России по ралли-рейдам. Некоторые команды, принимающие участие в Чемпионате могут взяться за организацию того или иного этапа. Мы выбрали Калмыкию и очень этому рады. Рады, что уже второй раз проводим ралли-рейд по степям республики, что нам удалось восстановить это соревнование.

Что значит "восстановить"?

Дело в том, что первые ралли рейды прошли в 2000 и 2001 годах, а потом был большой перерыв. И вот в прошлом году мы вернули это соревнование в Калмыкию. Особенно хочется отметить, что этого произошло благодаря поддержке Главы Республики Калмыкия К.Н. Илюмжинова.

Поясните, пожалуйста…

Кирсан Николаевич оказал и оказывает максимальную помощь в организации ралли-рейда. Вообще без поддержки Главы Республики, без его участия нельзя было бы организовать такой сложный этап. Также нельзя не отметить ту степень вовлеченности в общее дело, которую проявили наши калмыцкие коллеги. Можно сказать, что мы работали и работаем как одна команда, включающая в себя самых разных людей: Правительство, ведомства, журналисты, партнеры и просто наши друзья, жители республики.

То, что вы занялись организацией этапа Чемпионата России именно в Калмыкии, было случайностью или осознанным выбором вашей команды?

Меня всегда привлекала Калмыкия. По многим причинам. Прежде всего, из-за природных условий — степь и единственная в Европе пустыня. Правда, климат и природа сейчас очень быстро меняются, пустыня отступает, зарастает. Но в степях тоже дух захватывает. Там можно организовывать очень интересные гонки, каждый год, прокладывая новые, сложные маршруты.

Можете вспомнить прошлогоднюю гонку, ее самые захватывающие, драматические моменты?

В целом соревнование удалось. Гонка была интересная, динамичная, скоростная, ровная. И слава Богу! Драматических моментов было совсем немного. Исключения — небольшая авария и травма Олега Николаева и происшествие с экипажем Булата Янборисова из команды КАМАЗ. На второй день гонки они перевернулись набок, и несколько метров с приличной скоростью машина продолжала двигаться в таком положении. Из спортсменов никто не пострадал серьезно, но грузовик с дистанции сошёл. Авария выглядела очень опасной – кабина сильно деформировалась, пилота придавило рулём и руль заклинило. Самостоятельно выбраться из машины он не смог, но ему очень быстро оказали первую помощь наши ребята - экипаж Дениса Семыкина и Дмитрия Бубнова, ехавшие за КАМАЗом. Через считанные минуты на место прибыл вертолет с медицинской помощью. Мы, как организаторы, постарались сделать все, чтобы гонка соответствовала международному уровню.

Спортсмены, которые пришли на помощь перевернувшемуся КАМАЗу наверняка потеряли собственное драгоценное время. Это в порядке вещей или исключительная ситуация?

В порядке вещей. Большинство гонщиков очень дружат между собой. Мы только на соревнованиях соперники, и то, когда эти соревнования проходят гладко. Если на трассе что-то серьезное случилось — там уже о соперничестве речи не идёт: другие чувства включаются. И после гонки тоже. Финишировали — и мы уже не конкуренты, а хорошие друзья. В автоспорте, по крайней мере, у нас в стране так всегда было.

Многие уже поспешили окрестить "Великую Калмыкию" "Русским Дакаром". Сопоставимы ли эти два соревнования?

В общем, сопоставимы. Потому что "Дакар" считается самой сложной и интересной марафонской трассой в мире, а "Калмыкия" — самая трудная дистанция в рамках Чемпионата России. На "Дакаре" — чередование опасных песков и каменистых участков. На "Великой Калмыкии" - степь, со своими сюрпризами: промоинами, карьерами, обрывами, мелкой пылью, которая постоянно поднимается, и в которой ты часто двигаешься буквально наугад.

Организаторы Дакара каждый раз предлагают гонщикам разные, заранее точно неизвестные маршруты. Наши соревнования и в этом году, и в следующих тоже не будут полностью проходить по прошлогодним трассам. Всегда будет что-то новое, интересное, сложное. Кредо "Великой Калмыкии": "каждый год — разная".

Более того, скажу, что даже на Дакаре не было ни одного спецучастка такой протяженности — 590 километров! Это очень длинный участок. А у нас в прошлом году на "Великой Калмыкии" такой спецучасток был.

И все-таки я бы не стал называть "Великую Калмыкию" "Русским Дакаром". Основное существенное отличие в том, что наша гонка — это один из этапов профессионального Чемпионата России по ралли-рейдам, а "Дакар" — это самостоятельный ралли-рейд марафон, совершенно экстремальная трасса. И это нужно очень четко понимать. Там все по-другому: и природа совсем другая, и климат. Африка — это Африка. Пустыня, сплошные пески и камни. Мы даже задачи ставим себе на этих гонках совершенно разные. Если на "Дакаре" нам нужно просто дойти до финиша, не выбыть из соревнования, и это уже будет победой, то в Калмыкии мы, вновь будем бороться за призовые места, за победу в Чемпионате России, и это нам вполне по силам.

Вы не только участник, но и организатор гонки, а как президент "Новой Площади" еще и спонсор соревнований. Оцените гонку "Великая Калмыкия" с трёх разных позиций.

Как спортсмен я доволен и самим ралли-рейдом и его результатами. Наш экипаж занял третье место, а друзья и коллеги по команде — экипаж Алексея Беркута и Антона Николаева — первое.

Как организатор я тоже считаю, что мы всё сделали в прошлом году очень достойно. И без хвастовства, но и без лишней скромности скажу, что гонка была хорошо подготовлена. Во всех отношениях. От бытовых мелочей и до таких важных вещей, как безопасность. Когда случилась та неприятность с экипажем Булата Янборисова, спасательный вертолёт уже через 8 минут был на месте! В общем, гонка удалась во всех отношениях и это не только моё мнение, как участника и организатора, это мнение и других спортсменов. Очень многие подходили после соревнования и говорили неформальное "спасибо". И даже европейцы, приехавшие наблюдать за "Великой Калмыкией".

А что касается меня как бизнесмена, то, конечно, я хотел бы не только вкладывать деньги в этот дорогостоящий вид, но и хотя бы окупать расходы, а в идеале, конечно, и получать прибыль. Пока об этом речи не идёт. Пока это одни затраты. И я вкладываю деньги в свое увлечение, надеясь, что когда-нибудь оно принесет мне не только спортивные дивиденды.

Как Вы думаете, когда это случится и что для этого нужно?

Я бы не стал сейчас делать конкретных прогнозов, я думаю, что все должно развиваться естественно, само собой и не нужно торопить процесс. Нужно просто от него не отступать и совершенствовать каждый год нашу гонку. А чего не хватает? — Не хватает, прежде всего, информационной поддержки, освещения в СМИ. Для того, чтобы гонка была интересной, популярной, престижной, нужно, чтобы журналисты о ней больше писали. Я думаю, что постепенно мы и информационный пробел закроем. Наша цель — когда-нибудь сделать "Великую Калмыкию" не только этапом Чемпионата России, но и этапом Кубка Мира. И мы серьезно к этому относимся, мы даже создали специальное спортивное агентство "RRS-management", которое будет заниматься организацией и продвижением "Великой Калмыкии" и команды в нашей стране. С самого начала этим занимаются профессионалы. И я думаю, что когда-нибудь и вид спорта станет прибыльным, и международные соревнования на нашей территории будут проходить. Европейцы — коллеги по спорту — давно хотят приехать к нам не только в качестве наблюдателей и гостей. И снега наши их интересуют, и степи. Так что, я думаю, что это – дело времени, нашей настойчивости и увлечённости.

Скажите, кого можно назвать профессиональным гонщиком, а кого – любителем? И какой категории Вы отнесли бы себя?

Я думаю, что здесь, как и везде: профессионалом может считаться тот, кто постоянно занимается определенной деятельностью и зарабатывает себе этим на жизнь. Получается, что я — любитель Я этим не зарабатываю. Но это очень серьезное мое увлечение.

Судя по количеству и уровню соревнований, в которых Вы участвовали и призов, которые получили называть Вас и многих других Ваших коллег по команде любителям как-то язык не поворачивается. Но получается, что заработок денег — единственное отличие профессионала и любителя?

По большому счёту — да. Ну, у профессионалов, конечно, больше времени на подготовку.

А какими качествами должны обладать гонщики, участники ралли-рейдов, чтобы уверенно претендовать на победу?

Прежде всего, нужно чтобы голова была на плечах. Разумная и по возможности холодная. Нужно уметь рассчитать силы, сопоставить их с дистанцией. Ведь можно выложиться полностью на десяти километрах, обогнать всех, но загубить машину, и оставшиеся 300 километров еле волочиться. Поэтому умение думать, не горячиться, не поддаваться излишнему азарту — это главное.

Есть еще и такой существенный момент. Наш вид автомобильного спорта — командный. Основа команды — экипаж. Ты не один в машине, ты не один отвечаешь за ситуацию, ты со своим напарником проводишь несколько напряженных дней бок о бок, а на "Дакаре" — вообще несколько недель. И ошибки каждого из вас — это потеря времени, потеря очков. И в этой ситуации второе главное качество гонщика — терпимость. Нельзя ни в коем случае раздражаться на того, кто рядом. И нервозность свою нужно гасить. Это очень важно. Впрочем, не только в спорте, но и вообще в жизни.

Ну, а уже дальше идут другие качества, важные непосредственно для пилотирования: выносливость, воля к победе, умение чувствовать свой автомобиль. Но главное – это все-таки разум, терпимость и чувство меры.

А как ваша семья относятся к этому увлечению? Она вас поддерживает?

А вот в семье гонщика на первое место я бы поставил как раз терпимость. Это главное. Представьте, какая терпимость нужна, когда домашние вдруг слышат: "Дорогие мои, из-за страстного увлечения вашего отца и мужа ралли-рейдами, вам очередной новый год придётся встречать без меня, я на "Дакар" еду" (смеется). Да и в сезон спортсмены тоже много отсутствуют.

Жены гонщиков просто терпимые или все-таки болельщицы?

У всех по-разному. У кого-то есть страстные болельщицы, которые активно интересуются ралли-рейдами. Вот моя жена — она тоже болельщица. Но где-то очень глубоко в душе (смеется).

В заключение я хотела бы попросить Вас сказать пару слов о Калмыкии с точки зрения гостя республики. Какая она — Калмыкия?

Калмыкия — она очень красивая: эта степь, эти просторы впечатляют, хотя у нас во время гонки почти нет возможности смотреть по сторонам и наслаждаться уникальной природой.

Можно добавить, что название ралли-рейда "Великая Калмыкия" также может передать мое отношение к Республике. История, обычаи и традиции – все это вызывает уважение, восхищение и гордость.

Мы, кстати, одну из своих целей в рамках развития ралли-рейда "Великая Калмыкия" определяем как участие в популяризации Калмыкии, ее настоящего и прошлого. В прошлом году, например, мы устраивали туристическую программу.

А еще это очень добрая республика. Видны ярко выраженные буддистские корни. Люди просто светятся изнутри. Ты не встретишь ни одного хмурого человека. Там все улыбаются. Это так непривычно после Москвы. В Калмыкию всегда едешь с удовольствием. И каждый человек — готов помочь тебе так, как будто ты его близкий друг или родственник. Я очень надеюсь, что гонка приживется в Калмыкии, и мы станем действительно своими людьми.

Беседовала Надежда Малявина

Главное