Футбол, 18 ноя 2004, 12:16

Нужно ли изобретать велосипед, если есть локомотив

Оценить роль и значение научно-технического прогресса в процессе развития человечества достаточно сложно. С одной стороны он делает нашу жизнь проще и комфортней. С другой же стороны многие изобретения становятся смертельно опасными, особенно, для людей, не умеющих с ними обращаться.
Читать в полной версии
Андрей Савушкин

Оценить роль и значение научно-технического прогресса в процессе развития человечества достаточно сложно. С одной стороны он делает нашу жизнь проще и комфортней. С другой же стороны многие изобретения становятся смертельно опасными, особенно, для людей, не умеющих с ними обращаться.

Приход в сборную Ярцева ознаменовался для нас радостным событием - впервые сборную возглавил человек, не имевший ярко выраженных клубных симпатий. Именно поэтому на первые игры сборной под руководством Ярцева вызывались действительно сильнейшие на тот момент российские футболисты плюс Булыкин, к которому Ярцев испытывает какое-то особое, недоступное простым российским болельщикам, чувство. В принципе, состав сборной России в играх с Ирландией, Швейцарией и Уэльсом серьёзных вопросов и нареканий ни у специалистов, ни у журналистов, ни у простых болельщиков не вызывал. В основу комплектования сборной был положен спортивный принцип. Результат не заставил себя ждать – сборная, поверив в себя и в тренера, пробилась в финальную часть, а Ярцев был вознесен на вершину российского футбольного олимпа.

При этом нашему тренеру удалось сделать из сборной России сплав молодости (Сычев, Кержаков, Анюков) и опыта (Онопко, Мостовой). Состав этой смеси выглядел вполне убедительно, и небольшая корректировка составляющих вполне могла привести, по крайней мере, к небольшому «российскому взрыву» в Португалии.

Что затем случилось с Георгием Александровичем нам остается только гадать. Однако Ярцев не смог переломить себя и удалить ряд сомнительных компонентов, таких как, например, Булыкин, зато с легкостью под надуманным предлогом распрощался с уже проверенными и закаленными элементами, такими как Онопко и Игнашевич. Уже в ходе самого чемпионата Ярцев пошел ещё дальше и откровенно начал изобретать велосипед, варьируя тактические схемы и переставляя игроков как солдатиков в детской игре. В результате Лоськов почему-то выходил на поле в связке с Кержаковым (при Сычеве в запасе), а находившейся в приличной форме Быстров полировал скамейку запасных. В итоге в Португалии сдетонировала «греческая смесь», приготовленная немецким профессором Рехагелем.

Так как в Португалии ничего изобрести не удалось, Ярцев, по решению главного российского изобретателя Колоскова, был оставлен для продолжения эксперимента. И Георгий Александрович согласился продолжить свои изыскания на этом поприще. При этом устойчивыми в механизме нашей сборной оставались только две детали – «мотор» в лице Смертина и крайне непонятная деталь в лице Булыкина. Вдобавок ко всему, последний практически не использовался к этому моменту даже в стоявшем на вылет «Динамо».

Наскоро собрав очередную экспериментальную модель и обкатав её со Словакией и Люксембургом, Ярцев рискнул снова выставить её на смотрины в Португалии. Тактика, которой планировал придерживаться в том матче Ярцев, по моему мнению, осталась загадкой даже для него. В итоге – тяжелейшая авария, после которой стало ясно, что данный экземпляр отечественного командостроения восстановлению уже не подлежит, но игру с Эстонией отменить возможности не представлялось.

Однако удар, который, несомненно, испытал в Португалии Ярцев, похоже, пошел ему на пользу. Поняв, что изобретать что-то новое времени уже нет, а ехать всё еще надо, тренер главной команды страны вдруг обнаружил в отечественном депо очень неплохой «Локомотив», который к тому моменту уже доехал первым до пункта назначения. Оставалось только подменить некоторые детали иностранного производства отечественными, да подстраховать изношенные от долгого пути элементы конструкции. Надо отдать должное Ярцеву в этом плане – ремонт он произвел мастерски. Бедные эстонские парни толком не успели опомниться, увидев перед собой российский состав, как были им убедительно раскатаны по кубанским рельсам. Особенно порадовало отсутствие на поле нашего вездесущего крупногабаритного форварда и долгожданное воссоединение двух лучших российских нападающих. Может в следующий раз Ярцев сможет пойти дальше и Булыкина не будет уже и на сборе?

Конечно, Эстония – это далеко не Португалия, и даже не Словакия, но дело ведь в данном случае даже не в одержанной победе. Наконец-то, мы снова увидели старого Ярцева – адекватного, уравновешенного, способного трезво оценивать возможности игроков.

Так может Георгий Александрович не стоит изобретать велосипед, когда под рукой есть «Локомотив»? Ответ на этот вопрос мы, скорее всего, получим уже весной.

Главное