Футбол, 14 окт 2004, 16:18

Почему нас разгромили

Такие матчи сложно анализировать. Разум отказывается понимать то, что произошло вчера на стадионе "Жозе Альваладе". Героические жители нашей страны, решившиеся-таки посмотреть трансляцию после полуночи, наверное, долго после этого не могли заснуть. Многие, на их счастье, не стали смотреть матч до конца, а о нашем позоре узнали наутро из новостей. Интересно, сравнимы ли ощущения российских любителей футбола с тем, что испытали португальцы после их матча с Лихтенштейном? Думается, что нет: цифры 1:7 бьют по голове вне зависимости от силы соперника. Грустно, больно, противно, обидно, но попытаться понять, что же произошло, все-таки надо.
Читать в полной версии
Леонид Эдлин

Такие матчи сложно анализировать. Разум отказывается понимать то, что произошло вчера на стадионе "Жозе Альваладе". Героические жители нашей страны, решившиеся-таки посмотреть трансляцию после полуночи, наверное, долго после этого не могли заснуть. Многие, на их счастье, не стали смотреть матч до конца, а о нашем позоре узнали наутро из новостей. Интересно, сравнимы ли ощущения российских любителей футбола с тем, что испытали португальцы после их матча с Лихтенштейном? Думается, что нет: цифры 1:7 бьют по голове вне зависимости от силы соперника. Грустно, больно, противно, обидно, но попытаться понять, что же произошло, все-таки надо.

Травмы: лепим из того, что было

Тут спорить сложно, действительно несколько ключевых игроков оказались травмированными. Больше всего сожалеть приходилось об отъезде Кержакова – самого острого, без сомнения, форварда страны. Правда, в отличной форме находился Сычев, играющий примерно в таком же стиле. Потеря же Хохлова и Измайлова оставила команду практически без центральных полузащитников созидательного плана. Аршавин не в счет: в родном "Зените" он играет отнюдь не на позиции диспетчера. Ну а травма Аленичева за считанные часы до матча окончательно оставила сборную без игроков по фамилии "плеймейкер". Вам это ничего не напоминает?

В этих условиях вполне возможно было бы вызвать того же Лоськова. Прирожденный диспетчер, он никак бы не помешал сборной. А в случае форсмажора – той же потери Аленичева – очень сильно бы помог. Так нет, Ярцев решил не дергать футболистов из клубов, видимо, заботясь об их физическом и психологическом состоянии. Как будто кто-то не знает, что вызов в сборную сравним с допингом, даже если ты на поле не выходишь. И пока состав команды таял, как апрельский снег, Георгий Александрович, видимо, успокаивал себя тем, что уж 11 боеспособных человек у него в любом случае останется.

Состав и тактика: играем до пропущенного гола

В итоге, оставшись всего с 16-ю футболистами, главный тренер начал лепить основной состав "из того, что было". Было, как оказалось, много защитников и опорных хавов, а вот крайних полузащитников как-то в закромах не обнаружилось. Расстановка нашей сборной чем-то напоминала "Локомотив" двухлетней давности, когда роль крайних хавбеков выполняли номинальные защитники – Евсеев и Лекхето. Евсеев был и на этот раз, но уже далеко не тот, что в "Локо" носился по своему флангу туда и обратно все 90 минут. А еще у Семина в центре поля играли три очень качественных игрока, два из которых были нацелены на атаку, и это не считая нападающего. В ярцевской же расстановке творить вменялось в обязанность всего трем футболистам, один из которых, скажем прямо, тот еще творец. Речь, естественно, о Булыкине – "священной корове" нашей сборной.

Как бы ни назывались позиции, на которых играли Евсеев с Анюковым, все равно состав на поле "Жозе Альваладе" вышел сугубо оборонительный. Ни на что, кроме счета 0:0 он рассчитывать не мог. Контратаки? Простите, а кто должен давать последний пас тому же Сычеву? Равная игра в центре поля с обоюдными шансами? Просто смешно, зная силу португальского треугольника Деку – Манише – Коштинья. И совершенно неважно, сколько тренер выпускает нападающих. Вот у нас их было два, а у португальцев лишь один. И что, это как-то нам помогло лучше атаковать?

При этом, следует отметить, что поначалу игра была практически равная. Наши умудрились даже создать пару полумоментов, в основном, усилиями Сычева. И если бы не пара спорных судейских решений, неизвестно, когда португальцы смогли бы распечатать ворота Малафеева. Игра для наших шла до пропущенного гола, это тоже было понятно. А соперники просто получали от игры удовольствие, зная, что гол этот они обязательно забьют.

Боги: Деку и Роналду

Между прочим, разгром нашей горе-дружины ни за что бы не состоялся, не будь в составе португальцев Деку и Роналду. Пожалуй, одна из основных причин нашего позора заключается в том, что к этим ребятам прошедшей ночью пришла муза. Возможно, даже не одна. При этом трио наших центральных защитников в основном занималось тем, что глазело на эту музу, забывая выполнять собственные обязанности. Волнорезы Алдонин и Смертин, как правило, присоединялись в этом времяпрепровождении к Бугаеву, Игнашевичу и Сенникову.

Как результат, Деку и Роналду творили все, что хотели. Финтили, обводили, пасовали, стреляли с любых дистанций – в общем, развлекались в свое удовольствие. Роналду переходил с фланга на фланг, нигде не встречая особого сопротивления. Он проходил по центру до самой линии штрафной площадки, и никто из семи игроков оборонительного плана не считал нужным хотя бы обозначить борьбу. И действительно, зачем мешать художнику творить? Деку же показался просто безупречным дирижером, да еще и работающим в условиях, приближенным к идеальным. Ну просто как в симфоническом оркестре: никто не мешает руководить коллегами: ни тебе подкатов, ни жесткой борьбы, не говоря уж о персональной опеке.

По второму тайму вообще сложилось впечатление, что любой из португальцев, если захочет, может с легкостью обыграть один в один любого из россиян. А у наших с уходом Сычева не осталось вообще ни одного футболиста, способного в одиночку создать момент. Так что Деку, Роналду, Симау, Петит и иже с ними лишний раз доказали нам: с точки зрения индивидуального мастерства наша команда не стоит ровно ни-че-го.

Безволие по-русски

Про русский характер часто говорят, что он проявляется с лучшей стороны, когда отступать уже некуда. Оказавшись на последнем рубеже, наши отцы и деды выиграли Сталинградскую битву, а затем и войну. Оставшись вдесятером, сборная России чуть было не вырвала ничью в матче с теми же португальцами на чемпионате Европы. И куда подевалось это свойство русского характера во вчерашнем матче?

Игра была фактически сделана в первом тайме. Замены, которые в срочном порядке произвел Ярцев, были при этом направлены на то, чтобы найти свое счастье в атаке. На что рассчитывал Георгий Александрович - на то, что сравняем счет? Оптимизм, переходящий в утопию. Вместо этого, игра команды развалилась полностью. Вместо продуманной, хотя и ошибочной тактики, сборная осталась без тактики и мысли вообще. Все это сопровождалось полным безразличием и жутким невезением.

В ворота Малафеева залетал практически каждый удар. Вряд ли когда-нибудь еще сборная Португалии будет так точно попадать по воротам с дальней дистанции. Звезды на небе сошлись так, что мячи летели не куда-нибудь, а по "девяткам", так что Малафеев совершенно ничего не мог поделать.

В игре португальцев чувствовалась не только злость от ничьей с Лихтенштейном, не только исполнительский класс игроков, но и мальчишеский задор, заставлявший их раз за разом лететь, как на крыльях, за очередным успехом. В игре россиян чувствовалось лишь одно: желание, чтобы это избиение побыстрее закончилось. И совсем не чувствовалось желания его как-то остановить. Гол Аршавина следует признать в большей степени случайностью. Португальцы его таковым признать отказались и, начав с центра, понеслись мстить. И отомстили – мало не показалось.

Способен ли Ярцев на мужской поступок?

Как в жизни бывают ситуации, когда честный человек должен жениться, так в спорте бывают матчи, после которых нужно уходить в отставку. Тем более, что первая и вторая ситуация в данном случае совпали с точностью до наоборот. При желании Ярцев может придумать для себя кучу причин, чтобы остаться. Тут ведь как происходит: почти все зависит от того, с какой стороны на проблему посмотреть.

Скажем, заявил Ярцев сгоряча, что его игроки сплавляют. Казалось бы: зачем тогда тренировать эту команду, раз уж сами футболисты не хотят видеть тренера на его посту. Но можно сказать и так: я мужчина, а значит, не боюсь трудностей, я не могу бросить команду в столь сложный период. Или еще вариант: у меня договор с РФС, так что мое дело маленькое – выполнять контракт, пока он не закончится или пока меня не уволило начальство. Ну а Колосков любит Ярцева примерно так же, как сам Ярцев любит Булыкина, - незаслуженно, но страстно. Вполне вероятно, что даже такое позорище сойдет тренеру с рук.

Вот, к примеру, есть у нас Валерий Георгиевич Газзаев – тренер неоднозначный, но в одном ему отказать нельзя. После разгромных поражений он всегда находил в себе силы взять вину на себя и уйти. Ярцев же предпочитает свалить все на футболистов, да еще и не уйти после этого. Видимо, у него свое мнение не только по поводу состав команды, но и по поводу того, как себя должен вести настоящий мужчина.

Когда Ярцев комментировал нападки прессы, он всегда говорил: приглашать или не приглашать того или иного игрока – моя прерогатива. Выбирать тактику на матч буду только я. Я главный тренер и только я отвечаю за результат. Георгий Александрович, результат на табло – отвечайте!

Главное