Футбол, 22 июн 2004, 18:42

Георгий Ярцев: вина или беда?

Кто-то из телекомментаторов Евро-2004 озвучил простую мысль, которая почему-то далеко не всем приходит в голову. Мысль такая: когда мы провожали сборную России, то в глубине души предполагали все то, что и произошло. Приедем, проиграем испанцам и португальцам, возможно, обыграем греков и спокойно поедем домой. А вот если сумеем зацепить в поединках с грандами очко и, чем черт не шутит, выйти в четвертьфинал, то будем просто героями. Что ж, героями стать не удалось, греков обыграли, перед Европой вроде не опозорились – чего еще нужно болельщику?
Читать в полной версии
Леонид Эдлин

Кто-то из телекомментаторов Евро-2004 озвучил простую мысль, которая почему-то далеко не всем приходит в голову. Мысль такая: когда мы провожали сборную России, то в глубине души предполагали все то, что и произошло. Приедем, проиграем испанцам и португальцам, возможно, обыграем греков и спокойно поедем домой. А вот если сумеем зацепить в поединках с грандами очко и, чем черт не шутит, выйти в четвертьфинал, то будем просто героями. Что ж, героями стать не удалось, греков обыграли, перед Европой вроде не опозорились – чего еще нужно болельщику?

Ан нет, уже зазвучали гневные требования об отставке Ярцева, зашевелились затихшие было разговоры об иностранном специалисте, а отравленные стрелы критики все летят и летят в сторону Георгия Александровича. Обвинений много и некоторые из них довольно справедливы. Но, следует признать, далеко не все.

Во-первых, главного тренера сборной обвиняют в том, что он не осмелился выпустить в первых матчах двух нападающих. Мол, именно поэтому наша сборная так беззубо выглядела в атаке. И лишь когда с греками Ярцев пошел на смелый эксперимент с двумя форвардами, победа не заставила себя ждать. Следуя этой логике, можно было выпустить трех форвардов и порвать Испанию с Португалией, а с греками – рискнуть, и поставить четырех. Можно подумать, что успех в атаке зависит от количества нападающих. На самом деле, это отнюдь не так. В матчах с грандами – Испанией и Португалией – все решалось в защите и средней линии. Испанские хавы оставили в середине поля выжженную землю для своих оппонентов. Ни один из полузащитников не имел возможности спокойно принять мяч и грамотно распорядиться им – то есть точно отдать нападающему. Ярцев предвидел это и расположил в полузащите пятерых игроков. Но и численное преимущество не помогло, да и не могло помочь – все-таки класс испанцев заметно выше.

Португальцы бегали еще быстрее и дали нашим хавбекам еще меньше шансов для созидания. Будь впереди у сборной России пара Анри – Трезеге, рассчитывать на успех было можно – эти ребята могут создать момент из ничего. А вот те форварды, которыми располагает Ярцев, так не могут, сколько их не ставь – хоть всех пятерых. Греки же, растратив энергию в первых двух матчах и потеряв двух игроков основного состава, не смогли предложить никакого прессинга, да и вообще уверенной игры в центре поля. Тут наша полузащита и заработала, снабжая мячами уже двух форвардов, которые, наконец, смогли по разу отличиться. Так что дело не в количестве нападающих, а в установке на игру и в манере игры соперника.

Второе обвинение можно объединить с третьим, четвертым и так далее. Такого рода критика всегда преследует неудачников того или иного турнира. Главный тренер всегда виноват в том, что ставит в состав не тех футболистов, тогда как "тех" либо вообще оставляет дома, либо маринует на лавке. Ну как можно было не взять в Португалию Андрюху Аршавина – парень рвет и мечет в каждом матче? Почему надо было выпускать Булыкина – он же ничего не забивает? Что же Ярцев фактически не дал себя показать Володе Быстрову – он же лучше Гусева? И, наконец, пора уже было дать сыграть в паре друзьям Кержаков и Сычеву – уж они-то всем бы показали кузькину мать.

Отлично, представим себе тренера, который будет слушать всех подряд: состав определять по результатам опросов болельщиков, тактику выбирать на основании газетных статей, а замены производить, выслушивая по телефону советы футбольных ветеранов. Тогда, в общем-то, все равно, как будет звучать фамилия главного тренера сборной. Получается по-настоящему "народная команда", которой руководят все подряд, а в сущности – никто.

В реальности ведь все происходит по-другому. Вот пример, скажем, Лоськова. Никто не будет спорить, что он чуть ли не лучший игрок чемпионата России. Ну а в сборной так и не сумел себя ни разу проявить. Так почему же Ярцев должен его все время ставить в состав? Ведь главный тренер – это единственный человек, который видит своих игроков на сборах, тренировках, двусторонних играх. А все эти "советчики" не видят. Потому они и удивляются, что того или иного игрока нет в основном составе. Раз нет, значит, он хуже тех, кто есть – поверьте профессионалу, в данном случае – Ярцеву.

Есть, правда, одно "но". Освобожденный тренер, Ярцев имел массу времени для того, чтобы определиться с основным составом задолго до начала чемпионата. А он этого не сделал даже после его окончания. Вон как красиво у Эрикссона выходит – в сборной Англии играют матч за матчем первые 11 номеров, а остальные выходят на замену, причем одни и те же. Наш же главный в лучших традициях Олега Романцева использовал 22 футболиста за три матча. А ведь сыгранный состав – это едва ли половина успеха. Вот и получается, что с одной стороны Ярцев – смелый тренер: не боится идти на эксперименты и не идет на поводу у общественного вкуса. А с другой стороны, смелости резким движением резца отсечь от основного состава все "лишнее" Георгию Александровичу и не хватило.

Также до конца не совсем понятно, что там произошло между Ярцевым и Александром Мостовым. Да, полузащитник давно славится вздорным характером, но в серьезных конфликтах с тренерами замечен не был. Что там происходит внутри коллектива, мы как обычно не знаем, но ясно одно: конфликт тренера и игрока не исчерпывается высказываниями последнего в прессе. Однако ясно и другое: уход Мостового команду точно не ослабил. Зато по имиджу российской сборной ударил серьезно.

Еще говорят, что Ярцев так и не сумел поставить сборной командную игру. Вот Рехагель сумел, Старков тоже – результаты налицо. Они исходили из имевшихся возможностей и выбрали оптимальную тактику, основанную на общекомандной дисциплине. А из чего исходил Ярцев – не очень понятно, и какая у нас была тактика, тоже определить было сложно. Сложно с этим мнением не согласиться, однако и тут можно найти факты, который снимут хоть часть вины с главного тренера. Дисциплина идет от линии обороны, которая в нашей сборной оказалась обезглавленной отсутствием Онопко и Игнашевича. А после удалений Шаронова и Смертина, в каждом матче у Ярцева был фактически единственный вариант защитной линии. Когда нет возможности варьировать состав, как тут ставить дисциплину? Сколари, к примеру, было проще: после матча с Грецией он поменял почти всех защитников, и получилось прекрасно – ни одного гола португальцы больше не пропустили. Ну а почему Ярцеву не из кого выбирать защитников – тема не этой заметки.

Довольно скоро руководству российского футбола нужно будет определиться, кому же предстоит выводить нашу сборную на чемпионат мира 2006 года. Понятное дело, что выступление сборной на Евро-2004 будет признано неудовлетворительным. Но это совершенно не значит, что нужно снова менять тренера. Скажем, испанцы не стали увольнять Саеса. Итальянцы после провального чемпионата мира оставили Траппатони. Видимо, нам тоже придется сделать это, несмотря на ошибки Ярцева, от которых не застрахован никто.

Чтобы построить хорошую сборную, мало полугода. РФС дал шанс Ярцеву, и он им воспользовался лишь процентов на 50, выведя команду в финальный турнир Евро. Уровень российского футбола позволяет рассчитывать на выход в финальную стадию чемпионата мира, но это – сложная задача. Португалия, как мы уже поняли, будет фаворитом нашей группы, Латвия – не станет сборной мальчиков для битья, а Словакия попортит немало нервов всем фаворитам. Сможет Ярцев второй раз подряд вывести сборную в финал крупного турнира – честь ему и хвала, ну а если нет, значит, самое время пригласить, наконец, иностранного тренера.

Главное